Привидение кошки, живущее в библиотеке
Зигмунд Фрейд "Письма к невесте". Интересный материал.
Правда, книжка по объему совсем небольшая... Как сказано в предисловии, письма изданы сыном Фрейда, при этом он сделал выборку (не совсем понятно, по какому принципу), и опубликовал только некоторые письма, а всего их было 1500! За четыре года. То есть, Фрейд писал невесте каждый день, и даже не по разу...
Письма, конечно, очень личные... Я так понимаю, что большую часть личного при издании как раз постарались убрать, но все равно это не реально - все эти обращения, призывы, вопросы и запросы...
Явно не для посторонних глаз. Но все равно можно составить представление о жизни и занятиях молодого ученого и медика в 80-х годах XIX века.
Любопытные моменты - Фрейд совершенно между делом упоминает, что, отправляясь на важный светский прием, принял дозу кокаина... просто для расслабления и успокоения нервов. Ну да, в то время это считалось просто легким лекарственным средством. Как мы сейчас витамины пьем - по крайней мере, нас к этому активно призывают.
Или вот искреннее недоумение Фрейда касательно вопросов о равных правах для женщин и эмансипации - в стиле "вы вообще о чем??"
Но самый - на мой взгляд - интересный момент, это рассуждения Фрейда о простом народе. Ну, он там долго рассуждает... и приходит к выводу, что народ по сравнению с ними отличается более грубыми чувствами, поэтому все гораздо легче переживает!
Ну, будучи искренним поборником научного метода замечает Фрейд, конечно, народу есть о чем ежедневно думать, о куда как более острых проблемах, чем неясные и туманные психологические проблемы - голод, нищета, изматывающая работа... но раз у народа не тонкие чувства, то он это и переносит! 
Не следует ли отсюда логический вывод, что весь этот психоанализ - чушь собачья...
В смысле, проблемы о том, как там кого-то в раннем детстве воспитывали и не так чутко младенца качали, так что у него подсознание что-то там запомнило - не идут ни в какое сравнение с проблемами нищеты и выживания... То есть, как только индивидуум оказывается в ситуации выживания, то его совсем не волнуют вопросы некоего якобы сексуального интереса к отцу или матери в младенческом возрасте и последующем влиянии этого во взрослой жизни...
Еще аргумент в пользу этого - отчего-то сам Фрейд (по его личным словам в письмах) в тяжелые периоды, когда его заедало беспокойство о том и о сем, вовсе не старался вспомнить, что там с ним было в детстве, а хватался побольше за разные дела и работу... Хм?
"Передо мной в аппарате кипят и вздымаются клубы газов, за которыми я должен начинать наблюдение. В целом здесь все располагает к самоотречению, ожиданию. Химия состоит на две трети из ожидания; жизнь, очевидно, тоже..."
"Поэтическими произведениями не интересуюсь. Потому что сам переживаю прекрасную поэзию."
читать дальше


Письма, конечно, очень личные... Я так понимаю, что большую часть личного при издании как раз постарались убрать, но все равно это не реально - все эти обращения, призывы, вопросы и запросы...

Любопытные моменты - Фрейд совершенно между делом упоминает, что, отправляясь на важный светский прием, принял дозу кокаина... просто для расслабления и успокоения нервов. Ну да, в то время это считалось просто легким лекарственным средством. Как мы сейчас витамины пьем - по крайней мере, нас к этому активно призывают.

Или вот искреннее недоумение Фрейда касательно вопросов о равных правах для женщин и эмансипации - в стиле "вы вообще о чем??"

Но самый - на мой взгляд - интересный момент, это рассуждения Фрейда о простом народе. Ну, он там долго рассуждает... и приходит к выводу, что народ по сравнению с ними отличается более грубыми чувствами, поэтому все гораздо легче переживает!


Не следует ли отсюда логический вывод, что весь этот психоанализ - чушь собачья...


Еще аргумент в пользу этого - отчего-то сам Фрейд (по его личным словам в письмах) в тяжелые периоды, когда его заедало беспокойство о том и о сем, вовсе не старался вспомнить, что там с ним было в детстве, а хватался побольше за разные дела и работу... Хм?

"Передо мной в аппарате кипят и вздымаются клубы газов, за которыми я должен начинать наблюдение. В целом здесь все располагает к самоотречению, ожиданию. Химия состоит на две трети из ожидания; жизнь, очевидно, тоже..."
"Поэтическими произведениями не интересуюсь. Потому что сам переживаю прекрасную поэзию."
читать дальше
"...прочитал философские произведения Милля, очень остроумные, динамичные. Он был, вероятно, человеком столетия и более чем кто-либо иной свободен от власти обывательских предрассудков. Как всегда бывает в подобных случаях, он выдвигал абсурдные требования относительно эмансипации женщин и в целом по поводу женского вопроса..
Я помню, что главный его аргумент заключался в том, что женщина, вступая в брак, не так уж много приобретает по сравнению с мужчиной. Можно согласиться с тем, что семья, дом, уход и воспитание детей требуют от человека очень много, но многое ему и дают. Хотя если считать упрощенно условием домашнего хозяйства непременное выколачивание пыли, приготовление пищи и т.д., то, конечно, у женщины все это отнимает гораздо больше времени, чем у мужчины. Но Милль просто забыл, как исторически складывались отношения между мужчиной и женщиной в семье. В целом рассуждения Милля мне кажутся антигуманными. ... В общем, он считает, что можно вовсе не принимать во внимание, что женщина - это совсем другое существо, которое мы, мужчины, должны всячески оберегать. Он приводит примеры бесправного положения негритянок. Девушка, даже если она не имеет права голоса и других прав, может отругать мужчину за то, что тот позволил себе поцеловать ее руку в знак любви.
Нежизнеспособна и его мысль о том, что женщины должны бороться за свое существование также, как и мужчины. Выходит, я должен думать о моей нежной, любимой девушке, как о конкурентке. Семнадцать месяцев назад я сказал своей милой, что люблю ее и предлагаю ей руку и сердце. Следовательно, она должна позабыть о конкуренции и позаботиться об уюте и спокойствии домашнего очага.
Неужели женщины должны зарабатывать и добывать хлеб насущный точно так же, как и мужчины? Возможно, воспитание, среда, укоренившиеся привычки содействуют угнетению женщин, но как многого они достигают совсем по иному! Возможно, с точки зрения права это не выдерживает никакой критики. В таком случае все очарование, которое женщины дарят миру, исчезает, и мы скорбим об утраченном идеале женщины.
Я думаю, всякая реформаторская деятельность в области законодательства и воспитания потерпит крах потому, что бессмысленно спорить с природой, и женщина достигает положения в обществе и семье благодаря красоте, обаянию и доброте. Нет, я предпочту остаться старомодным в этом вопросе."
В смысле, проблемы о том, как там кого-то в раннем детстве воспитывали и не так чутко младенца качали, так что у него подсознание что-то там запомнило - не идут ни в какое сравнение с проблемами нищеты и выживания... То есть, как только индивидуум оказывается в ситуации выживания, то его совсем не волнуют вопросы некоего якобы сексуального интереса к отцу или матери в младенческом возрасте и последующем влиянии этого во взрослой жизни...
Да вот тоже как-то поднимал вопрос после обсуждения особенностей воспитания детей в России в средних и бедных крест.хозяйствах, когда у матери де-факто не было лишней минутки и уже грудничков спихивали на разваливающихся стариков или "аленушек" 6-7 лет, которые часто не умели ребенка перепеленать или забывали кормить и многие дети гнили заживо или умирали с голода (например, если родители уходили дня на 3 в дальнее поле или уезжали в город). Влияние таких проблем на детскую смертность прямо оговаривали на съездах русских врачей даже в начале 20 века.
Были ли у людей, выросших в таких условиях, моральные травмы?
Моя собеседница - явно с соотв.образованием - твердо ответила, что были. Ведь эти люди были в быту часто жестоки, грубы и пр, и пр. В сущности именно эти люди жили в России и СССР до середины 20-го века.
Жаль, что на последующий мой вопрос - А был ли шанс у современного толерантного гражданина, выросшего в холе, неге, с личным углом, кучей игрушек и чувством собственного достоинства, выжить в таком обществе? Ну, там где каждый день приходится выдирать зубами кусок хлеба, где из 15 беременностей выживают 3-5 детей и пр. И правомерно ли называть этого огрубление психики "травмой", а не "прививкой"? - мой собеседник-психолог не ответила....
Не будучи психологом, рискну предположить, что там были не то, что "травмы психики", а образно выражаясь, сплошная рубцовая ткань от травм, малочувствительная к раздражителям вообще ради общего выживания.
Имхо, это не прививка, это просто лютый отсев всех слабых и всех невезучих. А в каком состоянии психика выживших, биологически менее важно, пока они способны выживать и размножаться.
И да, проблемы выживания, видимо, заслоняли остальные проблемы, а вот
когдаесли заканчивалось состояние выживания и начиналось состояние "просто живем" - вот тут оно и могло вылезти во всей красе. Заставляя мечтательно вспоминать о временах выживания, когда не было сил ни на какие эмоции и мысли и все казалось простым и ясным.И это тоже пиздец, я считаю. Конечно,у них процветали истерики и прочие расстройства психики, ибо их души и тела в большинстве себе вообще применения не находили, фактически. Им не надо было думать о выживании, им вообще не надо было особо думать - вон, Фрейд пишет, что им надо радовать взгляд, украшать и умилять женственностью.
...А мозг и психика без применения срываются и идут вразнос.
Тут я согласен - многие вещи, от которых прямо зависело выживание, в развитом обществе или при поднятии по соц.лестнице могут стать проблемой (см.тот же избыточный вес: нас миллионы лет отбирали по принципу умения запасать жирок впрок, а теперь это вылазит в форме ожирения и сердечно-сосудистых). И люди более-менее лишенные потребности выживать начинают хотеть странного - как элита некоторых народов или как римляне, про дегенеративные извращения которых сложены легенды.
Сложность в том. что "просто жить" - это уникальное явление в истории, которое обычно долго не длится. Даже нынешние развитые общества чертовски уязвимы перед возможным обвалом в доиндустриальную эпоху, особенно страны вроде России. Сегодня у тебя айфон, а завтра ты копаешь себе ЖРАТЬ на грядке и штопаешь носки на лампочке - потому что электричества нет. А в таких условиях, как показывает пример того же Рима - грубые варвары живучее цивилизованных и быстро сносят "недоразумение истории". Альтернатива - прорыв на более высокий уровень, создание новой системы международных отношений, освоение космоса или новых ресурсов и формирование нового человека с новой психикой (потому что обычные псих.теории - лишь местное смягчающее средство) - но в настоящее время это нафиг никому не уперлось и вообще это негодные коммунистические байки. А значит - откат неминуем и выживут только те, кто не успел обзавестись тонкой душевной организацией.
Другая сложность развитых обществ, где возможно всерьез уделять время психологии - постоянный рост производства и увеличение числа "лишних" людей. То есть тут требуется постоянный пресснинг на инстинкт размножения (общественное насилие над личностью даже если со сладкой конфеткой) и постоянное изобретение тех самых "настоящих дел", которых становится все меньше по ходе развития общества. Замкнутый круг.
Также смущает принцип лечения - давайте просто поговорим и все будет нормально. Что это за болезнь, которая лечится от "просто поговорить"?
Во-вторых, если человек осознал,что у него была некая проблема (а было просто беспричинно херово и жить не хотелось), это тоже может быть в плюс. Можно хотя бы подумать,ч то с этим сделать, выплакаться хотя бы.
В-третьих, психоанализ Фрейда был вообще одним из первых шагов в психологии. Насколько я знаю, сейчас это считается жуткий примитивизм, как теории "твердого небесного свода неподвижных звезд", и изучается больше для истории науки.
Ну а бабло - так Фрейд просто монетизировал свою идею, вполне цинично, имхо.
в четвертых, сейчас вроде бы считается, что вытесненные воспоминания о кошмарах детства (типа изнасилования) потом, во взрослом состоянии, могут дать фобии, депрессии, нежелание жить, саморазрушения алкоголем-наркотой, истерию, депрессивный образ мысли по жизни и прочую фигню, способную свести иного не очень прочного человека, в общем, в психушку или дальше. Чаще уже после молодости, которая всплеск жизненных сил дает. А те, кому вытесненные воспоминания этого не дают, они к психологам и не обращаются.
Хотя я лично в это не верю.
Вот я и не постигаю - что проку от такого лечения?
Jenious, ага, такая сконструированная формула, под которую все подгоняется.
Я знаю только направление "нарративная психология" работает с людьми в с учетом социального их положения и возлагает часть ответственности за проблемы людей на социальную ситуацию тоже, а не только на случаи и семейные проблемы, и их считают в родной Америке ужасно левыми.
В описанной ситуации проку от лечения явно не было, признаю. Походу, она и лечиться особо не хотела, и ей был и не надо, пожалуй. Все знакомые психологи весьма категорично говорят, что лезть человеку в душу без запроса помощи не надо, и я тут вижу классический пример, почему не надо.
Ну и того, врач-автор во весь рост оказался перед социальной проблемой и видимо, ее не одолел. Такое ощущение, что в Штатах тут у некоторых слепое пятно или страх прослыть "коммунистом", заговорив о том, что подневольное положение людей по-прежнему калечит.
И это далеко не "просто поговорим" сейчас. Это, скажем так, "очень непросто поговорим".
Хотя с сией наукой и с практикой все действительно сложно.