"Питоны о питонах. Автобиография".
"Для ребенка его возраста Грэма считали хорошим актером. Мы с ним поговорили, и он сказал, что играть ему вполне нравится. Я посоветовал брать хорошие характерные роли, а не героические - там все персонажи какие-то жиденькие. Характерные роли дают больше простора."
(Эрик Айдл) "На каникулы все разъезжались - на каникулах не бывает друзей, все тебя бросают."
(Эрик Айдл) "Если тебе удается рассмешить публику - она тебя любит, очень любит, и это самое приятное в профессии комика."
(Майкл Пэйлин) "И в Оксфорде, и в Кембридже было много комедии. Для начала от 40 до 50% студентов с самого начала несли в себе багаж влияния частных школ. Я в Оксфорд поступил из частной школы, и юмора там было навалом - довольно мрачного по большей части, потому что школа была интернатом, а это все-таки очень закрытое заведение. Если хочешь нормально его пережить, без здорового чувства юмора тебе никак. Многие мои школьные знакомые просто сыпали шуточками, чтобы выжить. В общем, юмор в школе важен - он прививается не в университете, туда он только передается."
(Майкл Пэйлин) "Очень немногие мои знакомые, занимающиеся естественными науками, умеют шутить - они предпочитают не надрывать животики, а расщеплять атомы."
(Майкл Пэйлин) "У него был талант наживать связи. Он вступал в беседы с кем угодно, с потрясающей наглостью заговаривал с людьми... Просто заходил и начинал разговаривать - так и организовал наше первое выступление на рождественской вечеринке факультета психологии Оксфордского университета. Смеялись не очень, зато хорошо проанализировали."
(Майкл Пэйлин) "Мы всегда кого-то играли... Оставаться собой было неловко, публике такое как бы не нужно."
(Джон Клиз) "Многие приравнивают отношения соавторов к брачным, потому что приходится проводить вместе с другим парнем сем-восемь часов в день - больше, чем, например, с женой."
читать дальше
(Терри Джонс) "Мне очень нравилось играть комедию. С пьесами для меня самым загадочным оставалось вот что: о чем думает публика? В комедии сразу получаешь реакцию, понимаешь, на каком ты свете, это очень обнадеживает."
(Эрик Айдл) "Выступление на сцене - отличный способ спрятаться. Ты будто прячешься в луче прожектора. Надеваешь колпак и выходишь на сцену. Иногда в этом луче прожектора гораздо уютнее, чем где-то за кулисами."
(Майкл Пэйлин) "Я смог это потом предъявить родителям и всему миру как нечто вполне респектабельное. Работаю над новой программой ВВС. Если в конце упоминается ВВС, значит, все в порядке."
(Эрик Айдл) "Жизнь так не происходит. Не сидишь, не думаешь: "Вот сейчас поделаю-ка я карьеру." Все случается само."
(Эрик Айдл) "Первая восторженная рецензия в моей жизни была такова: "Они внушают восхищение так же естественно, как солнце влечет к себе чашечки цветов."
(Терри Гиллиам) "Я отправился в Европу, полгода катался по ней автостопом и совершенно влюбился в этот континент. Своего рода шок - я внезапно вырвался из кокона Америки и американского мышления."
(Джон Клиз) "Сделаешь сотню программ, и хочешь не хочешь, а научишься чему-то в смысле техники."
(Эрик Айдл) "У нас была очень внушительная публика - не числом, но калибром; на нас сходили, наверное, человек двадцать пять, и двое из них были мегазвездами, а один - Дэвидом Фростом". //телеведущий//
(Эрик Айдл) "Ты сидел, писал, а они присылали такси забрать материал. За шутками приезжало такси, а на планерки ты катался подземкой - умора."
(Эрик Айдл) "Лучше всего создавать комедию в таком вот анархистском заговоре, когда все общаются между собой, поощряют и подначивают друг друга..."
(Джон Клиз) "Грэм был необычаен в том смысле, что если уж он считает что-то смешным, это практически наверняка и есть смешно. Вы не поверите, насколько это ценный навык."
(Эрик Айдл) "Я предпочитаю писать один, но это очень трудно. В десять раз труднее, чем в команде, потому что кого ты один насмешишь?"
(Майкл Пэйлин) "Комедия была великим уравнителем, потому что мы все смеялись вместе."
(Терри Гиллиам) "Я всегда умел одно - таскать с собой портфолио. Это лучшее в карикатуре - свои работы везде можно с собой носить."
(Терри Джонс) "Мы думали: "Ну и пусть это детская передача, но мы ее не для детей делаем, а вообще-то для самих себя."
(Терри Гиллиам) "Мой стиль мультипликации родился из необходимости, и больше не из чего. Надо было делать что-то быстро, а быстро я умел только вырезать."
(Майкл Пэйлин) "Смотришь на мир и что-то в нем понимаешь, лишь перевернув его с ног на голову."
(Майкл Пэйлин) "Из зрителей я знал только официантов. Судил по ресторанам, в которые нас приглашали обедать."
(Майкл Пэйлин) "Нам очень надо сорганизоваться - когда одну программу планируют и пишут шестеро, то 80% времени уходит на переговоры о том, где встречаться."
(Майкл Пэйлин) "Смешное - вообще очень сложная вещь, потому что реакцию невозможно сфабриковать. Тебе либо смешно, либо нет."
(Майкл Пэйлин) "Роли распределялись поровну, что бывало трудновато, ибо Джон на читках так блистал, что все понимали: ему и надо исполнять все эти роли, никто из нас лучше не сыграет."
(Эрик Айдл) "В группе Грэм обеспечивал гладкость и спокойствие. Через Грэма мы могли общаться с Джоном. Грэм подходил и сообщал: "Джон говорит, что он этого делать не хочет, но в конце концов он передумает."
(Джон Клиз) "В комедии, разумеется, работает только то, что доведено практически до совершенства."
(Эрик Айдл) "У Джона все про деньги. Однажды он мне сказал - и не будет отрицать: "За деньги я все сделаю", - и я предложил ему фунт, чтобы он заткнулся. Он взял."
(Майкл Пэйлин) "Нет смысла пробовать какое-то смешное движение, если не предупредил оператора и режиссера - его просто не снимут."
(Грэм Чэпмен) "Про "Питонов" многие говорили: "Поразительно, до чего хорошо вы импровизируете", - а там нет ни слова экспромта. Все репетируется тщательнейшим образом целую неделю, иначе не получится нужных ракурсов съемки."
(Майкл Пэйлин) "Приехал домой и обнаружил, что ВВС сняло нашу переднюю дверь в научно-фантастическом сериале. В доказательство получил пять фунтов."
(Майкл Пэйлин) "Естественно, мы волновались - нам впервые предстояло выступать в студии. А Джон подошел ко мне где-то за полчаса до начала и вместо того, чтобы хлопнуть меня по плечу и сказать: отлично, удачи, и все такое, - заявил: "Ты отдаешь себе отчет, что это, возможно, первая комедийная передача в эфире, на которой абсолютно никто не будет смеяться?" Что, разумеется, было чудесно и приободрило меня как мало что."
(Майкл Пэйлин) "Телесуфлеров у нас не было - это как медаль за доблесть. По-моему, никакой телесуфлер не поспел бы за нашим темпом."
(Терри Гиллиам) "У нас всегда было так: приходишь в понедельник на работу, а вся страна говорит только о "Питоне". Вот сила телевидения - миллионы людей переживают одно и то же, в одно и то же время. С кино так никогда не бывает."
(Майкл Пэйлин) "Публика всегда укреплялась членами наших семей, родственниками, женами, друзьями, поэтому в зале всегда было ядро тех, кто нас знал. В труппе шестеро, и на каждую программу все приводили человека по три-четыре. Грэм приволакивал человек по сорок - у него была огромная свита поклонников."
(Джон Клиз) "Сегодня телевидением управляют даже не телевизионщики, а маркетологи, у них нет никакого глубинного понимания - им для этого надо опросы публики проводить. Управление по книжке-раскраске."
(Дэвид Шерлок) "В начале многие в зале морщили лбы и смотрели недоуменно, но Грэм, разумеется, обеспечивал присутствие разумных людей - звал друзей из больницы Барта. Большинство было регбистами, поэтому если уж хохотали, то звуки раздавались редкостной красоты."
(Джон Клиз) "Самое странное в "Питоне" - насколько мало нас пытались копировать. Если подумать о шоу-бизнесе в целом, то если что-то начинает пользоваться успехом, это немедленно принимаются копировать. А в "Питоне" чувствовалось такое, от чего немедленно включался обратный эффект."
(Эрик Айдл) "У нас были тонны отличного материала, но тут выяснилось, что публика предпочитает давно знакомое. Вот тут-то мы и осознали, что это - как рок-н-ролл. Всем хитов подавай. Думаешь - надо что-то новое - ничего подобного. В точности наоборот, чем лучше они знают материал, тем громче вой восторга."
(Майкл Пэйлин) "Нам всегда удавалось, если мы собирались вшестером. Просто собираться становилось все труднее."
(Эрик Айдл) "Реклама всегда старается привлекать тех, кто выглядит популярным или успешным. По сути, это паразитическая индустрия, она всегда стремится подорвать текущую культуру и использовать ее в своих целях."
(Грэм Чэпмен) "Многим, а в особенности комикам, на самом деле от публики нужна помимо смеха еще и толика низкопоклонства. Очевидно, она им так же необходима, как грим. Думаю, презрение нас также вполне устраивает."