Г.К.Лихтенберг "Афоризмы".
"Всеобщий источник нашего несчастья в том, что мы верим, будто вещи действительно являются тем, чем мы их считаем."
"Если бы когда-нибудь в мире начали совершать только необходимые дела, то миллионы умерли бы с голода."
"Если бы когда-нибудь рот захотел есть больше, чем могут заработать голова и руки, то я бы его заткнул, и навеки."
"Следует признать, что этот человек прав, но не по тем законам, которым решили повиноваться во всем мире."
"Заставить папу римского отрастить бороду, разве это значит провести реформу?"
"Мы живем в мире, где один дурак создает много дураков, а один мудрец - очень мало мудрых."
"Как издеваются над маврами, торгующими людьми! Но что более жестоко - продавать их или покупать?"
"Мы более тщательно интересуемся чинами и жизнью нашего начальства, чем человеческой природой вообще."
"Как было бы хорошо, если бы голоса можно было взвешивать, вместо того, чтобы их пересчитывать!"
"Я где-то читал, что размышлять о государствах легче, если представлять их себе как живых людей. Они, следовательно, бывают и детьми, и пока они в этом возрасте, монархическая форма правления для них лучше всего. Но когда дети становятся взрослыми, они уже не позволяют так обращаться с собой, потому что нередко бывают умней отцов."
"Мы живем на кострах, снабженных окнами и дверями."
читать дальше
"Поистине не знаешь, не сидишь ли ты теперь в сумасшедшем доме."
"Я хотел бы предложить для обозначения просвещения знак огня. Огонь приносит свет и тепло и необходим для роста и развития всего живого, но при неосторожном обращении он также обжигает и разрушает."
"Может ли народ изменять свое государственное устройство, если захочет? По этому вопросу высказано много хорошего и плохого. Вот лучший, как я полагаю, ответ на этот вопрос: кто может помешать ему сделать это, если он решился?"
"Когда же большие события были делом одновременно многих? Часто это было делом одного-единственного человека."
"Угнетают лишь тот народ, который позволяет себя угнетать."
"К числу недоразумений или неверных представлений о французской революции относится и то, что полагают, будто народом руководит кучка злодеев. А может быть, скорее эти злодеи использовали настроение нации?"
"Думается, что если, несмотря на ремонт и подпорки, здание все же рушится, то никаким ремонтом улучшить его состояние было бы невозможно."
"Для разыгрывания великой национальной драмы требуется нередко исполнение таких ролей, которые,правда, честный человек поостерегся бы играть, и если не для утверждения закона, то для его подготовки часто требуются люди, которых спустя пятьдесят лет повесили бы в силу этого же закона. Ведь так всегда и было: история изображает нам лишь здания, а грязные строительные леса убирает."
"Равенство, которого мы требуем, это наиболее сносная степень неравенства."
"Если состояние золотой середины должно быть достигнуто борьбой между сторонниками обеих крайностей, то это весьма опасное дело. Только полная утрата сил обеими партиями сможет их склонить к этому, а в таком случае власть над ними легко захватит третий."
"Дело вовсе не в том, чтобы солнце в какой-либо монархии никогда не заходило. Важно, что видит солнце во время своего движения над этим государством."
"Много говорят о хороших королях, которые, в сущности, менее всего были хорошими королями, а просто хорошими людьми. Это в высшей степени нелепое смешение понятий."
"С момента изобретения письма просьбы много потеряли в своей силе, а приказы, напротив выиграли. Это плохой баланс. Письменные просьбы легче отклонять, а письменные приказы легче отдавать, чем устные. И для того, и для другого надо иметь смелость, а когда это приходится делать устно, ее часто не хватает."
"Построить республику из материала свергнутой монархии, конечно, трудная проблема. Дело не пойдет до тех пор, пока каждый камень не будет вытесан по иному, а для этого требуется время."
"Освещение улиц путем поджога домов - весьма скверное освещение."
"Великих мира сего часто упрекают, что они не сделали всего того хорошего, что могли бы сделать. Они могут возразить: подумайте-ка о всем том зле, которое мы могли бы причинить и не причинили."
"Я полагаю, что из-за революций люди постоянно будут бросаться от одной общественной системы к другой, и продолжительность каждой из них будет зависеть от преходящих достоинств отдельных людей."
"Много говорят о просвещении и желают побольше света. Но, боже мой, какой толк от этого, если у людей либо нет глаз, либо те, у кого они есть, нарочно зажмуриваются?"
"Чтобы поступать справедливо нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право."
"Величайшие дела в мире совершаются через другие, которые мы считаем ничтожными, через малые причины, не замечаемые нами, но в конце концов накапливающиеся."
"Часто некоторые люди становятся учеными, так же как другие - солдатами, только потому, что они больше ни к какому другому делу не пригодны."
"Если какой-нибудь ангел захотел бы когда-нибудь порассказать нам кое-что из своей философии, то некоторые положения, я полагаю, звучали бы как 2х2=13."
"Ребенок, подросток, юноша и муж - каждый имеет свою собственную философию. Какое было бы счастье, если бы каждый возраст, каждый год работали бы на пользу другому; если бы один изготовил колесики, другой - пружинки, третий - циферблат, то четвертый, пожалуй, завершил бы изготовление часов в целом."
"Вопрос: следует ли самому философствовать? Поступай так, как поступали до тебя мудрейшие люди и не начинай своих философских упражнений с таких вопросов, где каждое твое заблуждение может отдать тебя в руки палачу."
"То, до чего человек должен дойти своим умом, оставляет в его рассудке след, по которому он может идти и при других обстоятельствах."
"Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и, напротив, находить места этим фактам в системе наших мнений."
"Поистине, даже сносные учебники логики полезны лишь для тех, кто может обойтись и без них. Благодаря знанию перспективы слепые не станут зрячими."
"Великие открытия кажутся нам такими легкими, когда они уже сделаны."
"Разве то, что человек может знать, и есть именно то, что он должен знать?"
"Читать означает "брать в долг", а сделать на основе этого открытие - значит "уплатить долг".
"Я убежден, что если бы бог когда-нибудь захотел создать такого человека, каким его представляют себе магистры и профессора философии, то этого человека пришлось бы в тот же день отправить в сумасшедший дом."
"Сомнение должно быть не более чем бдительностью, иначе оно может стать опасным."
"Не ложь, а весьма тонкие неверные замечания - вот что задерживает процесс обнаружения истины."
"Возможность заряжена стремлением к осуществлению, это искра в мире-порохе."
"Новые взгляды сквозь старые щели."
"Нужно умолять небо: если оно вдохновит кого-либо на открытие, то пусть это открытие сопровождается взрывом. Его звук отдастся в вечности."
"В слове "ученый" заключается только понятие о том, что его много учили, но это еще не значит, что он чему-нибудь научился."
"Самая опасная ложь - это истина, слегка извращенная."
"Великий гений редко делает открытие, следуя по чужому пути. Если он делает открытие, то он обычно открывает и пути, ведущие к нему."
"Я полагаю, что большинство людей, испытывая удовольствие от того, что им удалось понять весьма отвлеченную и смутно изложенную систему, уверили себя в том, что она уже доказана."
"Куда мы ни взглянем - мы видим лишь себя."
"Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно."
"Острый ум - изобретатель, а рассудок - наблюдатель."
"Ведь мы - взрослые дети. Мы, правда, уже не бьем стол, о который стукнулись, но для других подобных же ударов мы изобрели слово "судьба", которую виним во всем."
"Больше всего отпугивает в книге чувство ее превосходства."
"То, что кажется странным, редко остается необъясненным. Напротив, необъяснимое обычно уже не кажется странным, и , возможно, никогда таковым не было."
"Вся наша история - исключительно история бодрствующего человека, а об истории спящего еще никто не думал."
"Воспитание есть особого рода рождение."
"Величайшие события в мире не делаются, а происходят."
"Некоторое время тому назад была мода - на заголовке романов ставить: "истинное происшествие". Это, конечно, маленький невинный обман; но когда на некоторых из новейших книг по истории опускают слово "роман", то это уже обман не столь невинный."
"В настоящее время всюду стремятся распространить знания, но кто знает, не появятся ли через два-три столетия университеты для того, чтобы восстановить былое невежество."
"Любая вещь принадлежит к какому-нибудь такому ряду, крайне члены которого, на первый взгляд, кажутся даже вовсе не соотнесенными друг с другом."
"Наш мир, чего доброго, станет когда-нибудь так хорош, что верить в бога будет так же смешно, как теперь - верить в привидения."
"Оракулы не столько перестали вещать, сколько люди перестали к ним прислушиваться."
"В пророчествах истолкователь часто более важная персона, чем сам пророк."
"На чудеса следует смотреть издали, если хочешь признавать их за истинные, как и на облака, если хочешь считать их за твердые тела."
"Существует ли иное слово божие кроме разума?! Безусловно, нет."
"Если наш мир когда-либо и был создан, то его создало существо, относящееся к человеческому роду столь же мало, как кит к жаворонкам."
"Человек, живущий в трех мирах - в прошедшем, настоящем и будущем - может быть несчастным, если один из этих миров ничего не стоит. Религия прибавила к ним еще и четвертый - вечность."
"Не удивительно ли, что люди так охотно сражаются за религию и так неохотно живут по ее предписаниям?"
"Резные изображения святых совершили в мире больше дел, чем сами святые при жизни."
"Каждый человек имеет свою моральную заднюю сторону, которую он не показывает без нужды и, пока возможно, прикрывает ее штанами благопристойности."
"Библиотеки могут стать для души и слишком тесными, и слишком широкими."
"Жить против воли отвратительно; но еще ужасней было бы стать бессмертным, если этого не желаешь."
"Откладывание важных дел - одна из опаснейших болезней души."
"Наши слабости нам уже не вредят, когда мы их знаем."
"Все же самая лучшая крепость против ударов судьбы - могила."
"Побудительные причины наших действий можно было бы расположить подобно 32 направлениям ветров на компасе и называть их сходным образом: хлеб-хлеб-слава, или слава-слава-хлеб, или страх-наслаждение."
"Старайся не быть ниже своей эпохи."
"Ничто так не способствует душевному спокойствию, как полное отсутствие собственного мнения."
"...Они могут так разукрасить вогнутость, что вы подумаете, будто это выпуклость."
"Есть люди, которые полагают, что все, что делается с серьезным видом, разумно."
"Самая занимательная для нас поверхность на земле - человеческое лицо."
"Мы часто создаем себе иллюзии о людях, которые сочли бы для себя позором снизойти до нас."