Андрей Ястребов "Пушкин и пустота".
"Каждый из нас главный герой в спектакле жизни. во всяком случае, так кажется каждому из нас. Так хочется казаться каждому из нас. Тебе так казалось до того момента, как ты понял, что на спектакль нашей жизни уже заготовлена болванка рецензии."
"Отечественный детектив обязательно будет отмечен дурно понятым или ученически воспринятым психологизмом Достоевского."
"Нелепы поиски отечественных секс-символов, так как классическое литературное представление о физической красоте репрессировалось писателями, начиная с "золотого века" русской словесности."
"Современный потребитель культуры практически лишен права выбора. В системе рекламных предпочтений торжествует визуальное искусство, а чтение перемещается на маргиналии интересов."
"Философия книги, как процедура неторопливого обозрения мира."
"В книге слишком велик процент чувствительной избыточности, здесь речь никогда не шла о граммах, разговор велся, начиная с вагонов страстей."
"Книга и ТВ претендуют на право именоваться главными строителями и поставщиками самой реальности."
"В ХХ-XXI веке вместо утреннего обращения к Богу люди включают телевизор, сегодня именно он воздействует на формирование вкусов и предпочтений, на выбор духовных ориентиров."
"Провозглашенные добрые идеи, попадая на ниву повседневности, забиваются сорняковым многоцветием допущений и компромиссов."
читать дальше
"Литература, даже не делая это целью, ставит на человеке опыт по выживанию. Безусловно, социальное зло наличествует, но оно не столь тотально, каким его представляет художник. Простой гражданин не в силах осмыслить весь масштаб морального бедствия, он соблюдает ритуалы обыденности, импровизирует, печалится и надеется. Он слишком переполнен повседневными заботами, чтобы хмуро размышлять о психопатологии социальной жизни. Литература же настойчиво концентрирует идею порочности жизни, настойчиво сомневается в некоей общепринятой норме, существованию которой человечество не придумало альтернативы, а затем выдвигает предельно неподъемный идеал, которому человеку нет ни сил, ни возможности следовать."
"... А в руинах воспоминаний бурно цветут сорняки стереотипов: "баня, водка, гармонь и лосось".
"Будущее - самая молчаливая вещь. Самая чаемая, она пребывает в равновесии и неподвижности, ее составляющие, кажется, настолько равны и одинаковы, что невозможно отгадать, откуда придет послание, и по какому наклону покатится завтрашний день."
"Если человек нужен Богу, Бог его найдет. В крайнем случае, подарит фокстерьера."
"Никто не желает быть выброшенным в непосредственную реальность. В этом смысле Пушкин, хорошие книги плюс здравый смысл - идеальные бренды для защиты от рисков."
"Довольно нам утешаться морально-педагогическими иллюзиями относительно того, что классика столь широкоплеча, что сама пробьет дорогу к молодежи. Вздор все это."
"Так называемое "чтиво" - это сублимация мечты о красивой приватной и выразительной социальной жизни. В реальности подавляющего большинства людей таковые отсутствуют."
"Серьезное чтение является трудом, на который у среднестатистического человека не хватает ни времени, ни эмоциональных сил."
"Любые экспертные оценки популярности классики - это даже не оценки, а желательные ощущения."
"Мы все не приучены в классике видеть юмор - только сатиру. Русская классика превратилась для нас в портретную галерею угрюмых людей, которые только и делали, что наставничали, мучались экзистенциальными проблемами, боролись и страдали душой."
"Я вас любил так искренне, так нежно..." - отчитался великий поэт. Наше профессиональное сообщество писателей, историков литературы и преподавателей словесности почему-то думает,, что Пушкин именно им объяснился в большой любви. И отвечает поэту дурной взаимностью."
"Учителя... Это одна из самых трагических страниц биографии поэта Пушкина."
"Школа должна привить мысль, что читательское усердие себя окупает, книга делает жизнь богаче и разнообразнее той, которую каждый из нас построил бы своим умом. В хороших книжках есть величайший потенциал. Они предлагают нам жанр, композицию, философский синтез. Ежедневность - это только завязка чего-то грандиозного. Там, где большинство людей выдыхается, Сервантес или Пушкин только начинают разогреваться. Марафонскую дистанцию жизни каждый бежит в одиночестве. Сервантес и Пушкин - это всегда действующие тренеры. Они бегут чуть впереди каждого из нас."
"Сегодня необходимо понять, что классическая культура хоть и является кладезем всего, но она сотворена из шагреневой кожи, она - невосполнимый, принципиально ограниченный ресурс."
"Официальные радетели чистоты русского языка кричат о своей любви к русскому языку столь громко и столь высоким голосом, что поднимись он еще на октаву, и вопли о защите чистоты услышали бы только собаки. А народ продолжает говорить так, как говорит."
"Семантическое поле 2000-х определяют следующие понятия: страх, пустота, тоска, смерть, бессмысленность, дерьмо, ненависть, туман. К этим опорным символам нашей эпохи мы - радетели чистоты языка - с тупой настойчивостью чучельников пытаемся пришить ключевой слово "Пушкин". Это чудовищно!"
"Язык подавляет нас своей имперскостью. На нем хорошо о вечном думать, а не общаться."
"Государству не нужен гражданин. Эта мысль высказана без душераздирающего пафоса: все равно понятно - при отсутствии идеологии, национальной идеи потребность в гражданах отпадает."
"Ошибочно воспринимать прошлое как иконостас всегда свежих и бессмертных идолов. Прошлое на наших глазах постоянно переписывается, с меньшим энтузиазмом, чем в советское время, но расчетливее."
"Не все персонажи истории могут внести лепту в развитие и благосостояние современной социальной мифологии, а тем более - будущего. Вот почему государству требуется стратегическая координация и тактическое управление прошлым. Культурная политика государства в контексте выбора перспективы старательно дистанцируется от случайности прошлого - неоднозначных фактов, трудно комментируемых событий, противоречивых имен - и отождествляет себя с масштабными сооружениями: грандиозными фактами, архитектурными памятниками, мемориальными досками, круглыми юбилейными датами."
"Но одно поколение отечественных школьников должно благодарить школу. Сколько людей стало добротными специалистами и примерными гражданами только потому, что создавали свою судьбу наперекор всему, чему учили в школе."
"Сегодняшняя система школьного образования не совсем понимает, кто герой, а кто злодей, где лидирующие идеи, а где маргинальные. Она излагает историю культуры в виде набора фактов, избегая радикальных акцентов, потому что не совсем ясно, как писатели от Пушкина до Чехова восприняли бы современную Россию."
"В массовости есть один опасный для государства сюжет: общедоступная школа выпускает огромное количество слишком умных людей, опасных для государства. Современная Россия не хочет повторять ошибки Советского Союза. На высококачественное массовое образование наложен запрет."
"Упрощенный набор знаний формирует у студентов и учащихся неверное представление о собственных возможностях, порождает завышенную самооценку."
"Конечно, любому человеку, профессионально вовлеченному в культуру и образование, было бы приятно услышать, что менеджеры по продаже машин, бытовой техники, пирогов, кваса и т.д. готовы молиться на Толстого, как на икону. Наивная порочность подобных мечтаний заключается хотя бы в том, что они абсурдны и неисполнимы. И вина в этом не менеджеров по продаже, а людей, претендующих на статус властителей дум, но так и не ставших менеджерами по продвижению культуры. Армия высокообразованных людей, сетующих на поголовное оскудение человеческого интеллекта и духа, сделали все возможное, чтобы оскудение это случилось."