Борис Телков "Тагильский криуль". В библиотеке мне рекомендовали автора, как интересно пишущего... по части краеведения.

Ну, в общем, краеведение оно и есть. Очерки чисто по истории нашего города - ну и ближайших окрестностей.

Видимо, ни для кого больше никакого интереса вообще не представляет, потому что отпечатано тоже на местном ресурсе, чуть ли не на коленке... микроскопический тираж и куча ошибок и опечаток.

Но не будем придираться. Так-то действительно интересно.

Книжку можно разделить на три части. Первое - это небольшие очерки... краеведческие... В основном, по Нижнему Тагилу, но есть и близлежащие поселки. Висим, например. Места, связанные с Маминым-Сибиряком. Интересно, до каких пределов расширяется понятие "близлежащие", насколько я помню, до Висима четыре часа по узкоколейке...

Ну, в любом случае, для нас - близлежащие.

Содержание очерков тоже ожидаемое - купцы, Демидовы, прежние времена... Далее идет часть - "Артельские истории". Байки из жизни старателей - золото моют вахтовым методом. Третья часть - рассказы-очерки о Невьянске, опять то же - купцы, Демидовы, прежние времена... включая и советские, которые тоже сейчас отошли к прежним временам...

Что касается очерков исторических всяких - интересные рассказы. Автор пишет легко, временами
ударяется в лирику - то есть, образно пишет, красиво и выразительно...

Временами, опять же, с юмором и иронией. Излагает интересные факты. Лично мне тут мешает только одно - чрезмерная ориентированность автора на господ и элиту.

Меня это, понятное дело, бесит.

Ах, Демидовы... ах, купцы такие, купцы сякие... вот как они широко жили, вот как трудились, вот как гуляли и чудили. Да и фиг бы с ними...

Но, думаю, автор считает, что проявляет объективный подход.
Вообще, иногда забавно было читать эту книжку параллельно с другой - "Были горы Высокой".

Где, само собой, изложение идет со стороны рабочих. Сразу такое панорамное видение образуется, прямо мозги дымятся.

Как вот, например, о традиции кулачных боев простонародья как основной вид культурного досуга. По "Былям" получается, что это варварство и дикость, бессмысленное пьяное мордобитие. По автору - нечто такое кондово-пасторальное, благородное и изысканное, чуть ли не спортивные состязания... Хотя, с другой стороны, если со стороны смотреть, для собственного развлечения, так может и будет пасторальным и изысканным. А если самому там копошиться, или скажем, наблюдать, как главе семьи, кормильцу и добытчику, проламывают черепушку в пьяном угаре - так и впечатления будут другие... Или, опять же, касаясь купцов - вот автор записывает рассказы и истории местных старожилов, и получается у него, что купцы-то с промышленниками, они ведь прямо большевиков поддержали! А то вон - в первые месяцы после революции банки саботировали с прочими административными органами, а они-то вон выделили деньги рабочим... Ага, банки саботировали, помню это место в "Былях", как раз дочитала...

Только вот там излагалось, что никакие купцы и промышленники совсем не спешили как-то поддерживать ни рабочих своих, ни большевиков тем более. А говорилось, что рабочие от отчаяния уже сами сформировали комитеты и пошли по всем этим купцам и промышленникам, денежки из них выбивали добровольно-принудительно...
Так что, с учетом изложенного, лично мне больше всего понравились "Артельские истории". Байки из жизни старателей.
читать дальшеЗдесь слово дается хоть не олигархам и бизнесменам - говорят сами старатели. Правда, надо понимать специфику - рассказы больше относятся к анекдотам, каким-то веселым и занятным происшествиям. Опять же, я не поняла, как это все написано - или автор записывал реальные байки реальных старателей, или он художественно сочинял - ну, скажем, на основе былых впечатлений... В любом случае, тут чувствуется что-то живое и настоящее.
Тайга, карьеры-раскопы, тяжелая работа... Романтика где-то!
Ну а как... странно все-таки представить, что ты вот тут живешь всю жизнь, а люди, оказывается, прямо тут моют золото... прямо как на какой-нибудь Аляске...
у них золотые самородки просто к подошвам прилипают... они руками это все собирают, отпихивая медведей...
Короче говоря, автор молодец - так и надо, надо, чтобы каждый ощущал, что приключения и захватывающая жизнь не где-то там, а прямо тут вот... 
Единственное только смущает, что речь все-таки идет о добыче золота - и что, прямо вокруг него нет никакого криминала?
Прямо вот никакие бандитские группировки не попытались подмять это дело под себя?
Тут, конечно, в основном рассказы о времени - середина 80-х, самое начало 90-х... ну так, у автора в его же очерках так и высвечивается, что золото оно всегда золото... Что в демидовские времена, что прямо хоть и в сталинские - всегда вокруг него крутилось всякое. А тут прямо никак и ничего?
Вот автор излагает про XVIII век - золотонесущие слои (или как там правильно именуется) прямо еще были почти что на поверхности, золотые самородки находили крестьяне в огородах... И что? как вон автор пишет, какой-то крестьянин нашел самородок, законопослушно принес начальству - а его за это посадили в тюрягу на тридцать лет. Элементарно - тогда существовал закон, что все земли, где находится золото, автоматически переходят в собственность государства. Или короны. Как я поняла. Естественно, местным заправилам, всем этим Демидовым и Яковлевым, столь милым сердцу автора, это нафиг было не нужно. Вот и сколько посылали сюда исследовательских партий и комиссий, их встречали и провожали, значит, туда, где никакого золота не бывало. И все довольны. А через несколько десятков лет закон отменили, разрешили, как это... частную добычу золота... и сразу же на землях Демидовых и Яковлевых образовались десятки приисков, золото повалило... Шалунишки какие.
Или точно такая же история, уже в сталинские времена - старатель-энтузиаст пытается разведать богатые, перспективные для разработки золотые жилы - а местная администрация все его данные спускает в унитаз и всячески его давит, ну вот не интересно им открывать эти богатые золотые жилы! М... для своих интересов хотели придержать?
В общем, если даже в 50-е такое творилось, то в разваливающемся СССР и в лихие 90-е - так прямо даже странно, что никак и ничего...
Хотя - чего уж говорить. Байки байками, а о сильно серьезных вещах, может, тут и не стали говорить.
Ладно, все равно познавательно... 
"Наш город - впадина, заполняемая народами в период бедствий.
В Тагиле живут с ощущением мирового сквозняка. Так тянет из неплотно закрытой форточки.
Мой дед въехал в неведомый ему Нижний Тагил в скотном вагоне. Отец притопал сюда в кирзовых армейских сапогах. Мы в большинстве своем - дети ссыльных или вербованных, насильно выданных замуж или женившихся по расчету. Мы с рождения были привязаны к городу, притянуты за пуповину к сторожевой башне на Лисьей горе.
Я мечтаю встретить того легкого человека, который, будучи проездом через наш город, влюбился с него с первого взгляда и остался в нем жить навсегда. Где он? Покажите мне его! Поднимите мне веки, братцы, я хочу видеть его..."
"После Никиты Акинфиевича, открывшего для всего демидовского рода солнечную Италию, приезд хозяев на завод - явление столь же редкое, как чирканье по небу какой-нибудь хвостатой кометы."
"Едва установили памятник //Демидову//, как в Нижний Тагил неожиданно нагрянули титулованные гости - сам великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II. Во избежание всяческих неприятностей народу "приказано стоять в праздничной одежде у домов или окон, не выбегать, кланяться. При проезде не становиться на колени. Ничего не просить у наследника". Вроде бы, у нас и так все есть, нам ничего не надо.
Придворный поэт Жуковский вечером записал в своем дневнике: "28-е, пятница. Обозрение Тагила. Куриоз - монумент Демидову, восстановителю Тагила." Дело в том, что кое-кто из свиты усмотрел в покровительнице Тагила саму несчастную Россию, которой величественный Демидов протягивает руку и предлагает подняться с колен. Гости были возмущены и посчитали, что со стороны Демидовых иметь такое самомнение... просто наглость. Просто народ вообще ничего не понимал в аллегориях. Верхнюю композицию он истолковал по своему: "Да это жена благодарит мужа за наследство. Ишь, какая, аж на колени встала!"
"Гальянка была самым беспокойным для полиции и опасным для одиноких путников районом Нижнего Тагила. Здешние парни дрались не только с жителями других концов рабочего поселка, но и между собой улица на улицу. Сказывалась извечная вражда уроженцев разных мест России, которыми в свое время насильно был заселен город."
"У Тяти, нашего председателя, был зам по общим вопросам Иван Баркасов. Оба - молчуны. Бывало, сидим, выпиваем. Все галдят, шумят, кто о чем. Тятя всех выслушает, а потом вдруг выдаст: "Так вот, Викторыч, прежде чем что-то делать, надо хорошо подумать." О чем это он? Вот и догадывайся... Или, сидит молча - целый час! - и на тебе: "Ну вот, поговорили и хватит."
"Счастливой жизнь Тяти можно назвать, а вот гармоничной, наверное, нет... Жизнь его прошла, как у всякого старателя, в отрыве от семьи. Только когда артель приобрела собственную машину, у Тяти появилась возможность наведываться домой. Это уже перед самой смертью..."
"Однажды на общем собрании зашел спор между участками. Обычная обида: мы много даем золота, а вы - нет, зато получаем одинаково. Все уже переругались меж собой, чуть не передрались, а Тятя сидит, молча слушает каждого, дымит "Беломором". Когда у мужиков уже иссякли силы, председатель наконец-то попросил слова. Ну, думают, сейчас всех рассудит, толкнет справедливую речь. А Тятя только и сказал: "Мужики, много чая пьете." И сел на место. Все старатели просто обалдели. Разошлись в гробовой тишине."
"Нашу артель часто называют домашней. Да потому что участки находятся неподалеку от города, а работают у нас в основном местные мужики. Это на северах в артель набирают рабочих со всего бывшего Союза, тыща верст для них, как для бешеной собаки, не расстояние."
"Егорыч, начальник участка, не любил бородатых и заставлял всех бриться. Считал это распущенностью: сегодня ты волосье распустил, а завтра золото украдешь..."
"Насчет карт очень строго было. До этого неприятный случай произошел на соседнем участке. Молодежь там резалась в карты, и как-то начальству совсем случайно попал список должников. Долги доходили до тысячи рублей - это штук пять обычных зарплат по тем временам! Начальство артели подняло шухер - боялись, как бы золото не начали воровать, чтобы с долгами расплатиться."
"На участке хоть и сухой закон был, но все равно иногда попивали. Это не грех, если знаешь сколько, с кем и когда."
"Вообще, деревня, возле которой мы мыли золото, глушь беспробудная, и если бы не старатели, там до сих пор бы молились пенькам и на лампочки дули. Че лыбитесь?! Да мы им из Тагила высоковольтку протянули! Языку и цивилизации, как туземцев, научили!.."
"На каждом участке должен быть свой шут, скоморох, иначе с ума можно спрыгнуть при такой работе."
"Пока человек стоит за монитором //водяная пушка// и днем, и ночью, и в жару, и в холод, что только не придет в его голову! Любого старателя со стажем спроси: "Видел НЛО?", и он обязательно ответит: "Да почти каждый день! Вчерась ночью летали низко, бесшумно, я даже разглядел их кабинку, а там они, голубчики, пришельцы..."
"Где-то во второй половине 80-х годов артель перевозила свое золото уже на армейском броневике-амфибии. Машина была очень тяжелой, а обзор для гражданского водителя настолько непривычно мал, что, проезжая по Нижнему Тагилу, броневик протаранил на перекрестке трамвай, и, как ни в чем не бывало, продолжил свой путь. Лишь через несколько кварталов его догнала машина ГАИ. "Да ты знаешь, водила,что там, на перекрестке, после тебя трамвай всмятку?!" - "Не может такого быть! Я ничего не видел, даже удара не почувствовал..."
"Сдавали мы как-то рекультивацию комиссии экологов. То есть, доказывали им, что после нашей работы окружающая природа не пострадала. Геолог для наглядности на месте наших разработок картошечку посадил, а начальник участка Михайловский набрал в столовой отборных клубней и показал проверяющим: "Смотрите, вот первый урожай собрали!.." Все остались довольны."
"Старательские заработки в 84-86 годах были примерно такие: ежемесячный аванс 300 рублей, а полный расчет в конце сезона 4-5 тысяч рублей. Получали в декабре, чохом. Ладно, если у мужика семья, дети, а если он один, как перст, да еще одичал в лесу за полгода? И вот тут случалась сплошная трагикомедия..."
"Наши старатели мыли золото как-то в одной глухомани. И вот на второй сезон работы в местном колхозе выяснилось, что коров кормить и доить некому - все доярки поголовно беременны. У председателя совхоза появились большие претензии к старателям. А что обижаться, если в деревне два мужика, да и те - пьянь беспробудная?!"
"К примеру, рабочий ходит по забою, найдет самородок и сразу ко мне: "Что делать?" Я говорю: "Брось в зумпф. Все равно вынесет на эстакаду..." Мороки с этими самородками много! Брать банку, вскрывать золотовеску, собирать комиссию не менее трех человек, а все вокруг заняты..."
"Золото - оно очень тяжелое: самородок на полкило размером всего лишь с маленький помидор."
"С 84 по 93 год у артели появился Тагильский участок. Земли, на которых мы хотели добывать золото, принадлежали городу. Администрация обратилась к нам с просьбой: "Вы - ребята мобильные, все можете. Поработайте на благо города, а мы вам подсобим оформить земли." В итоге, мы построили в городе около 40000 квадратных метров дорог, очистили пять километров русал реки Тагил. При очистке попутно извлекли золото. Правда, мало намыли - около пяти кило. Дно у реки такое промазученное, что башмаки у бульдозеров даже не скрипели, вонь от ила поднималась невыносимая, некоторые в респираторах работали - люди задыхались! Также пришлось делать слив у городской плотины..."
"Нашел я как-то при сполоске необычный бронзовый крест. Размер примерно три сантиметра на один. На тыльной стороне - текст из Евангелие. Представляешь или нет? На небольшом поле мелкий текст. Не нацарапан, а литье! На внешней стороне - распятый Христос. На лице видно каждую морщинку. Я этот крестик подарил другу, металлургу по профессии, он очень восторгался: "Нет! Ты посмотри, какая технология, какое литье было у старых мастеров!"
"Бывало, начнешь размывать торф, а там лед, вечная мерзлота. Даже струя монитора, которая легко разбрасывает каменные глыбы величиной с табуретку, не может справиться со льдом. Приходилось ждать, когда сам растает..."
"- У меня трое детей, все рождались летом, во время сезона. Мне ни разу не удавалось встретить жену из роддома, прийти с цветами, с шампанским...
- Ну, ты и наглец! Ишь чего захотел... Достаточно того, что ты присутствовал при зачатии. Не всем старателям так повезло..."
"... В крови русского человека любить людей с грешком и чудаковатостью, то есть таких, как он сам."
"... Люди-улитки, которые проползли по жизни, оставив после себя лишь осклизлый след."
"Как всякий грешник, Иван Петрович умирал долго и мучительно. Не хотел он расставаться с жизнью и покидать землю. Может, надеялся оклематься и получить новый золотой "фарт". День шел за днем, но Богомолов все не отдавал богу душу. Когда родные приподняли Ивана Петровича, чтобы перестлать под ним постель, под перинами обнаружили мешочки с золотым песком. Увидев свой тайник в чужих руках, купец захрипел и умер. Разлученный с золотом, он потерял свою жизненную силу..."
"В хорошем музее взрослый совсем забывает себя и начинает грызть ногти, как ребенок. не имеет смысла посещать это тишайшее заведение, если вы не способны удивляться."
"... соус "чили" по-уральски с душевным и проникновенным названием "хреновина".
"Старатель - это, по моему глубокому убеждению, характер. Так же как картежник."
"К часовщику я стал ходить лет с десяти. Подойду, бывало, к окну, где мастер работает. Я не мог оторвать взгляда от его рук. Один раз часовщик окликнул меня: "Парень, зачем ты сюда каждый день ходишь?" Я ему: "На ваши руки посмотреть". - "Ну и что?" - "А мне кажется, что с такими руками может быть только Бог."
"- Знаешь, я же старый!
- Да ну!
- А что, не так? Я "Графа Монте-Кристо" еще с керосиновой лампой прочел!"
"Знающий все о плодах папайя, никогда не сравнится с тем, кто их просто-напросто банально кушал."
"Легче Невьянскую башню перенести в Африку, чем стереть в сознании уральского народа легенду о том, что Акинфий Демидов чеканил в ее подвалах серебряные рубли."
"- Рассказать-то о жизни, конечно, можно. Не один день просидим... - Ерофей Савинович прищурился, пытаясь разглядеть нас с высоты своих лет. Не увидел, поэтому предложил: - Давайте мне свои вопросы, а я, как смогу, отвечу."
"Всем хороша наша вера, одно плохо - скоро иссякнет она."
Ни с демидовских времён, ни со сталинских никого уж в живых не осталось, и болтать про всякое не страшно. А про события 25-30-летней давности, наверное, лучше пока помолчать и отбрехаться анекдотами. Чтоб не пришлось отвечать за базар.
Плюс еще активно продвигаемый лозунг, что типа в 90-е у нас был разгул бандитизма и преступности, а сейчас мы это все преодолели, и всех разогнали...
Ну как бы да. Только если создать свою криминальную группировку.
А сейчас тогдашние криминальные авторитеты стали уважаемыми людьми, бизнесменами, и вряд ли хотят, чтобы кто-то ворошил их криминальное прошлое.
и то не факт.
В общем, привычная картина - мы как бы об этом не говорим, и как бы ничего и нет.
У нас это любимое занятие. Причем, у всех избирательно.