Фаина Раневская "Письма к подруге".
"Мы так радовались, что потом даже немножко поплакали. У нас так всегда - как сильно радуемся, так начинаем вспоминать и непременно плачем."
"В Махачкале один мерзавец сказал Павле Леонтьевне, что никакой грим не в силах скрыть возраст. Ты только вообрази - бросить женщине, актрисе, в лицо такие слова! О как я жалею, что не присутствовала при этом. Я бы вырвала его грязный язык и выцарапала бы ему глаза. Тата назвала мне его фамилию, и если когда-нибудь я его встречу, то ему несдобровать."
"Я к этой Зинке привыкла, как к близкой подруге. Спектакль сняли, и у меня такое впечатление, будто подруга у меня умерла. Понимаю, что жизнь на этом не закончится, что будут новые роли, но все равно очень жаль. Такая потеря. Мне не везет с проститутками. Как играю проститутку, так спектакль снимают. Решила, что впредь больше не буду играть проституток."
"Кулешов сразу же мне сказал, что для его новой картины я не подхожу. В глазах у него при этом явственно читалось: "Вы, милочка, вообще для кино не годитесь."
"Актерский хлеб замешан на горчице и только сверху слегка присыпан сахаром. Лизнешь разок - сладко, а в другой раз уже горько."
"Таиров высоко ценит импровизаторские способности, и у него на каждом шагу импровизируют. Дома отрепетируют, а потом выдают за импровизацию."
"Пытаюсь искать какие-то случайные заработки. Заработаю рубль, а подметок стопчу на три. Так и живу."
"Если уж разочаровываться, то лучше сегодня, а не завтра или послезавтра."
читать дальше
"В нашей семье Божьи дары распределялись не поровну. Красота и расчетливость достались сестре, а ум с наивностью - мне."
"Может, не стоит никогда возвращаться в те места, с которыми связаны приятные воспоминания."
"Режиссер мне нравится, а вот остальные актеры, занятые в картине, - не очень. Но мне уже объяснили, что такова главная особенность кино - приходится играть с кем попало."
"Если хочешь понять, что такое съемки картины, то вспомни басню Крылова про лебедя, рака и щуку. Он как будто бы про это писал."
"Когда он говорит о картине, глаза у него горят так, что можно не сходя с места в него влюбиться. Но ты же знаешь, что я никогда не влюбляюсь в режиссеров. Я предпочитаю с ними спорить."
"Смею надеяться, что я хотя бы талантлива. Ведь мне об этом говорили даже те, кто меня не любил."
"Меня очень насмешила история с твоим лжеюристом. Только такая добрая душа, как ты, могла поверить проходимцу. Фирочка, милая, не переживай из-за пустяков. Мой отец в таких случаях говорил: "Хвала тебе, Всевышний, за то, что наказал деньгами и не забрал все." И знай на будущее, это я тебе говорю со знанием дела, что если человек оказывается в чужом городе без документов и денег, то ему незачем знакомиться с женщинами на бульварах и просить у них взаймы. Можно прийти в милицию, рассказать о случившемся, и его отправят по месту проживания. Жаль, конечно, что ты с ним не переспала. Так хотя бы было что вспомнить."
"Труппа ЦТКА - настоящее гадючье гнездо. Стоило только Павле Леонтьевне прийти в театр, как на Юрия Александровича сразу же написали анонимку. Бедному Ю.А.пришлось долго объяснять начальству, кто такая П.Л.Вульф и почему он решил пригласить ее в труппу."
"Я не верила отцу, когда он говорил, что жизнь очень сложная штука. Мне, девчонке, казалось, что все просто. Есть хорошие люди, есть плохие, есть так себе, ни два ни полтора. От хороших людей можно ожидать только хорошего, а от плохих плохого. И до сих пор, когда от хороших людей получаю что-то плохое, то теряюсь и начинаю думать, уж не сама ли я виновата?"
"Моя любимая роль - мамаша мещанка в пьесе "Чужой ребенок". Своих детей у меня нет, но это еще не означает, что я не могу и не умею играть мамаш."
"Я не могу играть роль, если не полюблю свою героиню или же хотя бы не буду ей сострадать. Без сострадания не получится образа."
"Недавно я спросила ее, притворившись дурочкой, какой она меня, вне всякого сомнения, и считает, почему Чехов назвал "Вишневый сад" комедией? Там же комического не больше, чем в "Гамлете". Хотела спровоцировать ее на дискуссию, но вместо этого услышала короткое: "Чехову виднее". - "Да, - говорю, - ему виднее, но хотелось бы и ваше мнение услышать." - "Когда соберусь ставить "Вишневый сад", тогда и скажу." Вот и поговори с такой. Ох, и за что мне такое несчастье? В кои-то веки получила хорошую большую роль. Разве нельзя было в придачу к ней еще и мало-мальски толкового режиссера дать?"
"В "Вассе" она играет Рашель. Из-за этого мне очень трудно давалась сцена, когда Васса посылает Анну в жандармское управление, чтобы сообщить про Рашель. Мне нужно показать в этой сцене борьбу плохого с остатками хорошего в душе Вассы, но я мысленно вижу не Рашель, а Добржанскую, и никакой борьбы не получается - ее бы я не только жандармам, а чертям бы отдала с радостью, чтобы взяли, да унесли куда подальше."
"Он хочет снять меня в своей следующей картине. Смешно - человек еще не знает, что именно он будет ставить, но знает, кого он станет снимать."
"Знаешь, как Таирову предлагают прочесть пьесу? Говорят: "Вот здесь есть хорошая роль для Алисы Георгиевны //Коонен//." Иначе он и читать не станет."
"Никаким поводом для праздника пренебрегать нельзя. В жизни и без того не очень много радости."
"С этим международным шахматным турниром была такая горячка, что я интереса ради выучилась играть в шахматы. Теперь могу поддержать компанию в поезде. Но мне в поездах большей частью предлагают сыграть в карты."
"У меня в голове есть копилка, в которую я складываю интересных, ярких людей. Вдруг когда-то пригодится. Эта копилка - самое большое мое богатство."
"Мы не поладили с момента нашего знакомства. Узнав в ней еврейку (а для этого много ума не надобно), я заговорила с ней на идише. Она же в ответ передернула плечами и сказала, что не понимает меня и что она не еврейка, а немка. Боже мой! Фирочка, скажи мне - есть ли такой немец, который не понимает идиша?"
"Когда смотрю такие, с позволения сказать, спектакли, всегда говорю про себя: "Ослепнуть бы мне, чтобы не видеть этого срама". Я так переживаю за искусство, переживаю всегда, когда вижу плохую постановку, даже если она меня впрямую не касается. Мне больно за искусство, за театр, за сцену, которую топчут бездари."
"Что поделать, я смотрю на кинорежиссеров так же, как моя сестра смотрела на холостых мужчин. Можно ли ожидать от него чего-то серьезного или нет?"
"Сорок лет как-никак, полжизни уже прожито, а где поклонники?"
"Славы мне хочется не ради денег или каких-то благ. Просто славе предстоит закончить мой давний спор с самой собой, положить конец моим сомнениям. Как только я пойму, что могу считать себя настоящей актрисой, так начну жить спокойно."
"По поводу этой пьесы было постановление ЦК, и другие режиссеры сразу же начали пинать Таирова. Я ему за это сразу же простила все обиды. Не выношу, когда пинают упавшего, сердце разрывается от жалости."
"Помнишь, как твой отец, благословенна его память, говорил: "Когда просишь, проси понятно". Сейчас часто вспоминаю эти слова. Я всегда молила Бога, чтобы он дал мне возможность сыграть роли Павлы Леонтьевны. Я имела в виду такие роли, как Софья в "Горе от ума" или ту же Любовь Яровую. Но вышло так, что мы вместе играем старуху Мотылькову."
"Надо отдать должное Ю.А. - он умеет примирять актеров. Он очень дорожит своим собственным спокойствием и не хочет видеть вокруг себя раздоры. Не все режиссеры такие. Некоторые считают, что в труппе должны постоянно кипеть страсти, и, если пару дней все спокойно, сами затеют какую-нибудь свару."
"Есть такие критики, которые только и умеют, что ругать. Раньше это называлось "гадким характером", а теперь "принципиальной позицией".
"Чувствую себя развалиной. Злесь колет, там болит, да еще и память ухудшилась, что меня очень пугает, ведь актриса без памяти все равно что почтальон без ног."
"Твой подарок запоздал немного. Сумочка прелесть, в Москве такой не достать. В театре всех прямо затрясло, когда я пришла с новой сумочкой. Столпились вокруг меня, начали восхищаться - ах-ах, настоящая французская работа! - и спрашивать, откуда я ее достала. Я сказала, что подруга прислала подарок, не вдаваясь в подробности. Теперь они думают, что у меня есть подруга в Париже."
"Я наняла женщину по рекомендации, не с улицы привела, чтобы та вела хозяйство. Не прошло и трех дней, как начали пропадать деньги. Выгнала, взяла другую. Та украла лисий воротник. Чтобы было короче - сейчас у меня работает уже четвертая. Эта, как я заметила, таскает еду. Понемногу, так что пока я с этим мирюсь. Разве мне жалко конфет? Я и угостить могу. Если она этим ограничится, то черт с ней - пусть работает. Но что-то мало-мальски ценное дома стараюсь не держать. Ты можешь смеяться, но у меня боязнь, что у меня что-то украдут, уже превращается в манию. Ежедневно проверяю, все ли на месте. Положение мое усугубляется тем, что в театре тоже понемногу подворовывают. Кругом воры! Как жить?"
"Донжуанство - это такой недостаток, который и в семьдесят лет остается при человеке. Уже и сил нет, а по глазам видно старого кобеля."
"Одна актриса, с которой я познакомилась, когда торговала искусством в клубах, чтобы заработать на жизнь //Рина Зеленая//, хочет, чтобы я снялась в картине по ее сценарию. Но это еще, как говорится, вилами на воде писано. У одной милой девушки есть желание написать сценарий, а у другой - снять по этому сценарию картину, комедию. Неизвестно еще, что из этого выйдет. Но меня весьма привлекает мысль о том, чтобы сняться в комедии. Это моя стихия. Дай Бог, чтобы получилось." //В 1938-39гг. снят фильм "Подкидыш"//
"Сорок лет как-никак, полжизни уже прожито, а где поклонники?"
Как знакомо!