Документы по восстанию Хмельницкого.
"Как говорят языки, татары уже наверное ушли из-под Константинова, немало бросая пленных. Какой-то страх божий нашел на них. Богуна казаки обезглавили, а на его место Джалалия, избив кистенями, снова избрали. Но трудно еще знать что-нибудь наверняка, ибо это коварный противник."
"Теперь, когда король хотел преследовать остаток бегущих и завершить свою победу, какая-то фортуна нарушила единство республики (сжалься, боже) раздором среди рыцарского сословия, ибо неизвестно с какой целью и не считаясь ни с достоинством короля, ни со строгостью права, ни с гибелью Речи Посполитой, безбожно шумели, ослушались короля его милость и не хотели двинуться с посполитым рушением ни на шаг дальше за Берестечко. Какие только ни существовали в мире советы, примеры, доводы и притом все, что снисходительность и просьба могли сделать, все это применил его королевская милость с сенатом, лишь бы только на две недели упросить ополчение, чтобы захотели помочь усилиям его королевской милости. Но будто к камням обращались. Душа боится вспоминать об этом. В интересах государства - хорошо действовать и плохо слушать. О вине, чтобы не позорить народа нашего, вспоминать не смею."
"Разосланы универсалы, в которых от имени его королевской милости обещано простить черни все вины, лишь бы только она приготовила по городам продовольствие для войска и исправляла поврежденные переправы."
"Возвратилось много пленных, которых под Константиновым хан отпустил, узнав от уходящих казаков о разгроме их лагеря. Между ними шляхтянка Пиотровская, которая как и другие утверждает, что Хмельницкий находится в тяжелом положении, так как его каждый день и каждую ночь крепко связывают. Хан говорит: "Ты и своих обманул и меня лишил добрых мурз и воинов". Поэтому хан и хочет держать этого изменника, чтобы мог освободить своих мурз из плена."
"Было совещание как гетманов, так и полковников и ротмистров, которые были призваны в шатер его королевской милости. Здесь его королевская милость учинил распоряжение, чтобы все под командой пана краковского шли на Украину. Правда, войско желало, чтобы его королевская милость ехал до Киева, но последовали советы разных тех, которые боятся своей тени. Сломали благочестивое намерение короля. Было много восклицания, что недовольны гетманом, платой, довольствием и другим."
читать дальше
"Его королевская милость отправил к царю московскому своего гонца, давая знать о своих успехах и спрашивая, как это случилось, что под московским Брянском московские воеводы разрешили казакам собираться и нарушать границу."
"Костка хорошо защищался, отстреливаясь и бросая камнями. Подстрелил двух гарников, которых его милость ксендз прислал около двух десятков, а также двух или трех коней. Но к ним в замок беспрерывно стреляли драгуны, так что не давали им и показаться из-за стен. Только самих пуль выпустили 35 тысяч с карнизов стен по замку, а Костка эти пули приказал собирать и ими же стрелял со стен. Затем и пушки установили, из которых также стреляли по замку. Башню повредили и стены продырявили, однако хорошо сделанные стены не очень разрушились.
Более недели осаждали его и только когда пали духом те, которые при нем были, начали между собой совещаться о том, чтобы выдать Костку и маршалка связанными, чтобы выпросить свободу и помилование для тех 37, что при нем были, и для пяти женщин."
"Благодаря нашим молитвам могучая божья десница восстановила добродетель и бросает обезумевший народ под ноги наияснейшего королевского величества."
"Везде страшное безлюдье и опустошение. Относительно пехоты уже никакие ухищрения не помогают, ибо хлеба вокруг никакими человеческими усилиями нельзя достать, нет ни людей, ни мельниц. Пехотинцы, что покрепче, жнут и жарят зерно, употребляя его вместо хлеба. Но их все равно по дороге много падает и умирает от голода. Хотя у некоторых и есть деньги, но купить каравай хлеба и за несколько талеров невозможно, так как его совершенно нет. Многие из нас живут только кашей. Не успеет лошадь упасть на землю, а уже пехота набрасывается на нее, как на лакомство. Из-за одних ног лошадиных убивают друг друга, на что мы без слез и сострадания смотреть не можем."
"Хмельницкий, со свойственным ему вероломством, подобрал несколько сот разных человек, щедро наградил их и послал в Польшу. Одним из них он приказал отравлять воду в колодцах и прудах, чтобы убивать таким образом людей, как это уже и начали делать в окрестностях Петркова и Вельбожа. Другим же поручил собирать и передавать ему сведения о численности населения польских городов и их вооружения. Несколько таких людей были пойманы в Петркове и все казнены."
"Князь пан воевода русский получил сообщение, что Хмельницкий женился и взял казачку Филиппиху. Всем было очень смешно, что даже в неблагоприятных обстоятельствах он не отказывается от своего счастья."
"Застали мы тут прямо обетованную землю, полную хлеба и пчельников. Однако из-за неосторожности слуг идущая по стороная челядь первой вошла в город, полный прошлогодних запасов хлеба, а также другого продовольствия, пива и медов. Они-то и грабили амбары и подвалы, пока мы с его милостью паном краковским в проливной дождь при частых ударах грома смогли переправиться через длинный и плохой мост. Пан воевода брацлавский с гетманским значком бросился без промедления в город, где застал зерно рассыпанным, подвалы открытыми, ульи разбитыми, а челядь под предводительством одного монаха штурмующей замок, где заперлась большая часть крестьян со своим имуществом. Досталось буздыганам, как тем,так и другим, а одному товарищу так, что уж и хлеб не будет есть. Двух предводителей челяди сейчас же повесили, других били палками на рынке на виду у народа. Так пан воевода разогнал эту саранчу. Однако тот монах-предводитель упрекал пана краковского за то, что не разрешает отомстить за обиды, нанесенные богу и его костелам. Пан краковский спросил его: "Как это?" Тот ответил, что в замке в костеле крестьяне заперли скот, ульи и другие разные вещи стащили туда и поэтому следует этот замок взять штурмом. "Ризы по подвалам спрятаны, а их запрещают искать". Однако слова его никакого успеха не имели, так как в его намерения входило не за обиды божьи мстить, а дать возможность челяди пограбить."
"По случаю праздничного дня остаемся на месте. Ночью один татарин снял кандалы и сбежал на добром бахмате пана Комаровского. Бахмат нашелся только на расстоянии мили, а татарин, по-видимому, пешком ушел в Белую Церковь к своим, чем мы все были очень опечалены."
"В воскресенье паны гетманы сошлись с другими военачальниками в палатке князя его милости воеводы русского, который в то время был здоров и весел, выпивая с их милостями. На следующий день, в понедельник, накушавшись от жажды огурцов, напился меду, вследствие чего испортил желудок и заболел горячкой. Ксендз Каназий, врач, не мог ему помочь. Перевезенный в паволочский замок, он отдал господу богу душу 20 текущего месяца. По обычаю, чтобы узнать причину неожиданной смерти, вынули из него внутренности. Легкие у него очень испорчены, сердце как пузырь. Все войско, как конное, так и пешее, в великой печали сопровождало тело через лагерь. Монахи и военные шли, исполняя песни перед телом, а военные, ударяя в барабаны, трубы и сурьмы, изъявляли печаль. Тело, положенное в гроб, залитый смолой, было одето в атласный ярко-алый жупан, бархатную ферязь цвета волос, бархатный колпак оранжевого цвета."
"С утра двинулись к Трилесам, на расстоянии менее мили от которого разбили лагерь. Охотники, подойдя под город, разграбили и подожгли хутора. Казацкая чернь показывала охотникам зады, крича: "Ляхи, перейдите к нам, не морите лошадей", говоря много других слов и стреляя из пушек."
"24 августа сюда прибыло очень рано много охотников, которые вместе с пехотой сначала овладели утром местечком, а потом наступали усиленно на замок, который взяли, и всех поголовно изрубили, никого не щадя, вместе с женами, с детьми, хотя бы самыми малыми. Уцелели только те немногие женщины, которых валахи и другие чужеземные воины, спасли, уведя за город. Взяли сотника Богдана. Как сам Богдан сказал, он имел при себе 600 человек вместе с чернью, из которых мало кто ушел, так как наши везде перерезали им дорогу. С одной стороны местечка был пруд, через который казаки вплавь удирали, но им отрезали путь. Других стреляли в лодках по воде и по островам на пруду. Много их побито, трупов полно везде: по ямам, погребам, амбарам, на полях вокруг местечка, как мужиков, так и женщин с детьми. Замок с хуторами и церкви сожжены, два папа зарублены, женщины, которые были ранены, сгорели с детьми. Даже росшие на валах дубы, которыми замок и местечко были окружены, и те были сожжены. Что местечко это было уничтожено огнем и мечом - это случилось вполне справедливо."
"Убит капитан пехотного полка князя Богуслава. Этого баба косою дважды в живот рубнула, когда он ворвался замок, но и сама не испытала лучшего."
"Вчерашний день и сегодня войско переправляется. Плотина, которая находится под этим местечком, длиной в два выстрела из лука."
"Того сотника Богдана, которго взяли в Трилесах, посадили на кол в пятницу, а ночью его с колом украли. Приказано смотреть, не похоронен ли. Грозился пан гетман польный, что тот, кто его украл, будет наказан."
"Польское войско, по милости божьей, прекрасно и огромно и крепнет духом, так как уже сражались хорошо и ожесточили свои сердца для битвы. В этом местечке шли на штурм, как мухи на мед."
"Господь бог захотел немного наказать нас разгромом семи наших хоругвей и научить большей осторожности, так как когда его милость пан краковский послал эти хоругви как авангард, они увлеклись больше добычей и волами. Одна Паволочь могла четыре таких войска прокормить, они же ее сами разграбили. И амбарам досталось, но больше всего жаль напитков, так как в одном только погребе разбили 27 бочек вина, которого выпить не могли, а сколько меда, водки попорчено по другим погребам и не исчислишь. А мы теперь, в эту жару, еле дышим без напитков, имея одну только воду. Отправляясь в разъезд, взяли с собой возы, которые достались неприятелю в добычу. Самих их нам очень жаль, так как там было много хороших воинов, но при виноватых и невиновным попало."
"Неприятель мешает нам соединиться с литовским войском. А теперь мы окружены неприятелем отовсюду - спереди, с боков и сзади. Крестьяне за нами мосты и переправы разрушают, угрожая нам: "Если бы вы и хотели уйти, то не уйдете". Возлагаем свои надежды на доблесть нашего войска. Богун идет с подкреплениями с Буга к Белой Церкви, которая на рассвете, наверное, кровью зальется. Однако уповаем на милосердие божье, - что все это не сломит наши небольшие силы, и бог не отдаст нас на поругание и в рабство грязной черни."
"Город Каменец-Подольский вымер весь из-за мора, только несколько десятков человек осталось. Они защитили город от одного гультяя, который с несколькими сотнями всадников хотел было его взять. Однако Бар и всю шляхту, находящуюся в нем, вырезал. Всюду опять возобновились бунты. Крестьяне портят переправы и жгут мосты в тылу наших войск. Повальный мор свирепствует на Украине и около Варшавы, что помоги господи боже устранить."
"... Я предпочел определенный мир гадательной победе".
"Предполагается, что Хмельницкий для того задерживает татар, чтобы господа поляки могли отдохнуть, заключив договор, или, прощу говоря, чтобы одна сабля удерживала в ножнах другую."
//Хмельницкий//: "До того горькие и неудобоваримые блюда прислал мне король, что от одного пара голова у меня закружилась. Поэтому заблаговременно прошу рецепта в виде хорошего совета, как бы мне всеми частями тела не заболеть."
"Когда я начинаю размышлять над тем, что в первую очередь необходимо для обеспечения прочного мира, то прихожу к выводу, что нужно искоренить неприличное общение с заграницей через посольства."
"Если нельзя говорить о снятии бремени и полном прекращении войны, то верно положение, что зло, умело размещенное, затихнет, вражда устареет, раны зарубцуются и наступит доверие. Если не будет случая не только для споров, но и для подозрений, время залечит рану."
"Верно, что от Хмеля был посол к царю //московскому//, чтобы он принял его под свое покровительство. Трудно узнать, какой он получил ответ, потому что там делают эти дела более тайно, чем у нас."
"Самый сложный вопрос будет, где войско разместить, ибо всего осталось несколько десятков - и то пустых - староств, которые еще не распределены. Невозможно не согрешить против права. Придется, вероятно, терпеть и шляхетским и церковным имениям. Меня интересует только то, чтобы я потом не пострадал, хотя это будет совершено в связи с тяжелым положением Речи Посполитой. Поэтому я обращаюсь к благосклонности величества им покорно прошу быстрого решения, чтобы не взяли меня потом в оборот как духовенство, так и шляхта, если я на это отважусь."
"Против общего их неприятеля соизволит его королевская милость призывать калмыцкий народ, зная об обидах, которые и они обычно терпят от этого вероломного народа //турок//. Его королевская милость требует, чтобы калмыцкий народ следил за крымским ханом и его султаном, и когда они с войсками ворвутся во владения его королевской милости, чтобы в то же время калмыки ворвались в Крым и воевал его саблей и огнем. Застанут они его, вероятно, пустым и без людей, ибо хан обычно со свей своей силой выходит из Крыма. Этим не только предоставляется случай калмыцкому народу получить обильную добычу у неприятеля, но предоствляется возможность овладеть Крымским государством. За такую услугу его королевская милость предлагает 50 тысяч твердых талеров, которые сразу же безо всякой проволочки прикажет выплатить калмыцкому послу. А если господь бог пошлет счастье и они смогут захватить Крым, то его королевская милость обещает силами своих войск удержать это государство за калмыцким народом и с ним потом заключить вечный союз."
"На случай, если бы посол умер, он должен иметь при себе такое лицо, которому без опаски мог бы поручить закончить доверенное ему дело, случись это по дороге туда или назад, все равно."
"От одного вида благочестивых полков верного богу народа клятвопреступник будет бояться и отступать, а раб подаст шею свою свободным и благородным саблям."
"Рыцари, узнав от панов комиссаров, что им сейчас могут выдать только две даровые четверти, а всех выслуженных (некоторым полагается их по десять, пятнадцать и двадцать) им придется еще дожидаться или же брать на них ассигновки, начали шуметь и сговариваться, причем всю старшину хотели отстранить от этого. Тогда некоторые ротмистры также поклялись добиваться вместе с ними выплаты всего военного жалованья до последней четверти, если они также будут допущены к получению его. Иностранные войска, лишенные даровых четвертей, в том же поклялись, объединившись с польским войском взаимным договором. После этого потребовали они созыва в поле круга на конях, от чего их с трудом удалось старшим отговорить."
"Нет никакого толка и порядка. Там споры, разные выходки, дерутся с львовским мещанством и без неприятеля ведут себя, как в неприятельской местности."
"Под лагерем появился разъезд противника, с которым войско вступило было в бой, но в связи с плохой погодой обе стороны разошлись."
"14 февраля мне сообщено, что Хмельницкий, отказавшись от цесарской дружбы //с турками// и став вассалом царя московского, отдал ему всю Украину. Поэтому сейчас не подлежит сомнению, что ваша королевская милость не оставишь без внимания такие сведения и пожелаешь заблаговременно снестись с ханом крымским для предупреждения этого зла, чтобы этот неприятель не радовался противным своим замыслам."
"Его королевская милость надеется на всевышнего бога, что это московское клятвопреступление, совершенное безо всякой на то причины, будет наказано богом."
//из записи переговоров польского посла с турецким чиновником// "- Где теперь его милость король?
- В Варшаве.
- Неужели уже с войны вернулся?
- Уже.
- А почему с татарами не бился?
- Татары стояли слишком далеко."
"- А чего хотят от вас казаки?
- Свободы.
- А что его королевская милость от них требует?
- Чтобы были холопами, чтобы землю пахали, чтобы к чужим панам не уходили. Царь московский тоже стал за них ходатайствовать, чтобы его королевская милость проявил к ним свою милость, но его королевская милость ни в коем случае не хочет предоставить им свободу, так как это настоящие изменники и негодяи.
- А с Москвой как вы?
- До сих пор был мир.
- Какой там мир, разве посол ничего о Москве не слышал?
- Уезжая из Польши, ничего не слышал.
- Ну, а я слышал. Вот увидите, какой у вас с Москвой мир."
"- Вы-то боитесь Москвы и казаков. А знаешь ли ты, что московит, казак и калмык в одном союзе на вас идут?
- Мы Москвы и казаков не боимся, только хан пусть к ним не присоединяется, тогда мы казаков за одно лето в холопов превратим. Я себе правую руку дам отрезать, если это не так будет.
- Почему же, если вы так уверены в себе, холопов покорить не смогли?
- Потому что его милость король не хочет их уничтожать, а только хочет, чтобы они нам как прежде повиновались и хлеб производили.
- А не веришь ли ты, что Хмельницкий когда-нибудь королем вашим будет, при упоминании о чем душа возмущается?
- О, далеко до этого.
- Ты не знаешь, что ему бог обещал."
"Я уже в предыдущих письмах предупреждал о Гродно, и, в частности, сообщал о том, что Смоленск сдался, и другие города, такие, как Витебск, Дубровна, Горы и Горки, дай бог, чтобы выдержали. Шклов сдался. После взятия Смоленска противник открыл себе ворота в Литовское княжество. Теперь, если он захочет, сможет захватить Вильно и гостить там. Не имея перед собой никаких крепостей, он скоро будет на пограничьи. Вчера поступило сообщение, что 50 тысяч московского войска движется к Полоцку, а семь к Динабургу, который, вероятно, не устоит, так как там нет никого, кроме нескольких десятков пехотинцев, и то небоеспособных. По-видимому, эти войска направляются в Вильно. Захватывают замки, а те, которые уже захватили, укрепляют. А гетманы здесь ничего не делают и разъездов не высылают. Войско само удивляется своему бездействию. Князь пан гетман Януш Радзивилл сам бездействует и другим не разрешает что-либо делать. Князь же оправдывается тем, что силы у него слабые, и он не хочет рисковать ими с борьбе с могущественными московскими войсками."