Юрий Визбор "Я сердце оставил в синих горах". Советская литература. Сборник творчества Визбора. Хороший сборник - очень объемный (о, этот советский мелкий шрифт!

как увижу, сразу воспринимаю книгу, как отпечатанную единственно правильным образом...

), охватывает вообще все - сначала стихи и песни (я думаю, не все, но - самые яркие), потом три повести, потом немного рассказов, далее, как я понимаю, статьи и очерки на разные темы, в основном - альпинизм и повествования о друзьях и знакомых из мира кино, авторской песни. В завершение - несколько страниц из записных книжек. Тут я не поняла, все поместили, или тоже самое яркое... Также вставлены статьи-воспоминания о Визборе, помещены его фотографии. Внутри разделов все расположено в хронологическом порядке.
Хотелось начать классически - кто не знает Визбора... но что-то боюсь, что сейчас, может, и не знают. Или не все знают. Мда. Я до сих пор знала по песням - вот как попал мне альбом "морских" авторских песен, так сразу и началось...

Знала, конечно, что у него есть еще и проза, но она мне была практически неизвестна... Вот как раз и познакомилась, масштабно так.

И впечатление создается чего-то такого... цельного... последовательного... Что вот человек всю жизнь идет без метаний, без каких-нибудь там резких поворотов и виражей. Только все больше углубляя и развивая начальную тему. И все это - очень хорошо... Так ярко, красиво, так поэтически и выразительно... Высокая романтика, высокая героика - сейчас у нас этого нет. И, мне кажется, нам этого не хватает. Потому что же совсем не каждый может вот такое выдавать на полном серьезе, и чтобы это было естественно, не раздражало, не казалось маской и фальшивкой. У Визбора - получается. Вот читаешь и думаешь - ну, по-другому же и быть не может! Только так...
Стихи и песни - какие-то я, конечно, и раньше знала (часто слушала), какие-то нет. Думала, быстро пролечу раздел. Но - затягивает. Постепенно как-то погружаешься в эту атмосферу... Ну, может, это и не шедевр поэзии. Может, временами это все слишком "красиво"... прямо на грани китча - ковриков с лебедями и русалками, все такое. Но за счет ощущения полнейшей искренности и простоты - доброты! - все-таки эту грань не переходит. Ну, просто вот так человек писал стихи и песни. Но это тоже нужно! Спокойный, негромкий голос...
читать дальшеПовести: тут вообще все так сложилось, как будто специально скомпоновано. Но их просто поместили в хронологическом порядке. То есть, тут вот это оно и есть - развитие темы. Тема во всех трех повестях одна - противостояние Героя (в литературном смысле), который человек нового, социалистически-коммунистического общества, с идеалами коллективизма, взаимовыручки, радения за общее дело, общее благо и прочее - и Анти-Героя (антагониста?
), мещанина, эгоиста, человека, думающего и заботящегося только о себе и о своих интересах, живущего для себя. И прочее. И это противостояние с течением времени только все нарастает, градус напряженности повышается... Я, конечно, читаю сейчас, так сказать - после всего, так что, может, это субъективное впечатление, под влиянием текущего положения - но вот кажется, что во всем этом звучат какие-то трагические и безысходные ноты, со временем все больше и больше... Нет разрешения конфликта, нет хэппи-энда - ну, его и не было. Как мы знаем.
Так что сейчас даже радостные и счастливые моменты и эпизоды отдают горечью...
"Арктика, дом два". Это повесть я читала! Публиковали во время перестройки в одном из журналов, не помню, каком. Мы их тогда выписывали целую кучу, чуть ли не половину каталога... Вот даже не помню - или это тоже шло под знаком освобождения из-под запретов? что ли раньше не публиковали? Так-то она написана в 1968 году. Если не публиковали, то странно, почему - исключительно советская повесть, утверждающая идеалы, все такое. Помню, когда я ее тогда читала, мне ужасно понравилось, восхитила романтика суровых арктических трудовых будней, работа пилотов... Сейчас читаю и поражаюсь - я тогда умудрилась вообще не осознать и не воспринять, что автор там хотел сказать и донести... Мда. Очень философский вопрос - кто и как, в какие моменты жизни, на основании какого опыта понимает прочитанное.
Ребенок из старших классов школы (малолетний дебил! (с) Гоблин
) увидел только самолетики. Сейчас я читаю и вижу - тревогу автора, его глубокое беспокойство. Там, оказывается, заложено предупреждение! прямо-таки - люди, будьте бдительны. Кто бы услышал-то. Пока на своей шкуре не почувствуешь... Ну да - размышляю я - когда я тогда читала это все, пусть даже и перестройка, но никто же и предположить не мог, что скоро все это рухнет. С ощущением полной безопасности и незыблемости окружающего мира можно спокойно это все читать. Как отдельные недостатки, а не что-то серьезное.
В общем, сюжет: дело происходит в Арктике, где организованы разные полярные станции. Вроде бы заканчивается сезон навигации, то есть, скоро они будут практически отрезаны от большой земли. И тут по радиоэфиру долетают чьи-то разборки - на одной из станций ожидают необходимого груза, а судно-транспорт по причине неблагоприятных метеоусловий, застряло во льдах и вынуждено сменить маршрут. Слушают это все совсем на отдельной станции. И тут пилот вертолета, командир звена, просто принимает решение по-быстрому слетать на это застрявшее судно, взять груз и закинуть на станцию. Никто, конечно, не возражает, хотя начальством не санкционировано. Они долетают до транспорта, но пока грузились и оформляли документы, радист вертолета, некий молодой человек Санек, отправился пьянствовать кое с кем из экипажа транспорта и в ходе попойки умудрился пропить почти весь спирт из технических запасов вертолета - он там нужен для антиобледенительных систем. В результате они доставили груз на станцию, к радости тамошних полярников, и собирались лететь к себе, но тут посреди полета их стал догонять шторм? или ураган... в общем, погода испортилась - и тут они обнаружили отсутствие спирта. В связи с чем вертолет попал в критическое состояние и дальше продолжать лететь не мог. Застряли посреди Арктики...
Ну вот, все очень четко. Из-за разгильдяйства и прямых преступных действий радиста Санька, который пропил общественное добро, даже не задумываясь, как это отразится на остальных - весь экипаж чуть не погиб. Что интересно, автор тут специально все расписывает - как я сейчас вижу! Вот противостояние командира экипажа, пилота Калача, который к тому же ветеран войны и герой Советского Союза и - какого-то полного ничтожества, эгоиста, зацикленного на себе и своих удовольствиях - но с огромным самомнением. Автор подробно освещает историю/биографию Калача и Санька. Они двое - главные действующие лица, остальные находятся на втором плане. И автор изображает их даже похожими - но в каком-то зеркальном отражении что ли... Вот начало повести - они оба совершают нечто, непредусмотренное правилами и уставами, по собственному самовольному решению, без согласования с начальством. Только Калач самовольно решил помочь людям - и даже можно легко понять, что у этих полярников аховое положение, навигация заканчивается, они не могут получить свой груз, погода портится, пока будут связываться с начальством, объяснять ситуацию, запрашивать инструкций-разрешений, время уйдет. К тому же автор показывает, что Калач - опытный пилот, он не действует с бухты-барахты, он просчитал расклад, и понял, что может это сделать. А Санек просто разбазарил общественное добро, причем критически необходимое для безопасности полета - для собственного развлечения и удовольствия. Даже не задумываясь, как вертолет будет лететь без этого спирта. Не думая о других. Затем, когда автор обрисовал их биографии, тоже обнаруживается некое зеркальное сходство - у Калача сложные отношения с детьми, потому что он всю жизнь большую часть времени уделял работе и мало бывал дома. А Санек жил в свое удовольствие, заводил интрижки - не обременяя себя супружеством - его подружки беременели, он от них старался отделаться... не говоря уж о каких-то детях, зачем ему такая обуза.
В финале повести Калач разговаривает с другим ветераном, штурманом, и они об этом как раз рассуждают - что-то неладное в обществе, какая-то бацилла появилась - что все больше распространяются такие люди, как Санек. В лучшем случае бесполезный балласт, а зачастую и натуральные паразиты, живущие за чужой счет, и вредители. И они завершают тем, что - нет, рано нам еще уходить на покой, надо еще поработать... Я бы сказала, звучит адски актуально! звучало... даже в 60-е, а уж во времена перестройки и подавно.
"Альтернатива вершины Ключ". Повесть написана в 70-е. По виду вообще похоже на киносценарий... Но я даже не знаю, снимали там что-то или нет... Дело происходит где-то в горных районах. Здесь находится некий город, где живет и тренируется команда спортсменов-альпинистов, под командованием опытного капитана Володи Садыкова. Тут я напряглась, потому что вся эта альпинистская героика и романтика мне не очень близки...
Но оказалось, что автор проявил себя человеком вменяемым и адекватным - в смысле, различающим жизнь и игры-развлечения. В общем, команда Садыкова готовится к очередному восхождению, они запланировали пойти на рекорд - пройти очень сложный маршрут, до сих пор считавшийся непроходимым. И тут к ним обращаются по производственным нуждам - там происходит строительство и возникла угроза обрушения скального массива, в результате чего могут произойти большие разрушения и даже жертвы. Это была чья-то ошибка в планировании, но сейчас надо просто что-то срочно делать - укреплять массив - сделать это могут только опытные альпинисты. Команда должна уже была выезжать в горы, но Садыков решает, что они успеют провести нужные работы и еще успеть на сезон. Работы проводят, затем команда отправляется на свой маршрут, и с большими трудностями преодолевает самый опасный участок. Сейчас уже всем понятно, что с маршрутом они справятся. И тут приходит сообщение, что произошло землетрясение, и массив все-таки не удержался и вот-вот рухнет. Нужно срочно возвращаться и все работы делать по-новой. Тут среди команды возникают разногласия - или прервать маршрут и вернуться или продолжать и идти на рекорд, потому что в другой раз повторить этот рывок они просто не смогут...
Вот! Все та же тема, развитие все того же конфликта. Что более важно - общественная польза, благо коллектива - или личные победы и достижения. Для остроты конфликта автор добавляет такие условия, что вообще-то происходящая техническая катастрофа ни в какой степени не относится к зоне ответственности героев, не они допустили ошибку в планировании, из-за которой сейчас возникла такая опасность, не они даже должны заниматься ее устранением, в смысле, это не входит в их обязанности по работе, это совсем другое производство, со своими работниками. К ним просто обратились, как к наиболее опытным в этом вопросе людям. То есть задано такое - вы лучше всех можете это сделать - значит, получается, вы должны это сделать. По крайней мере, Герой, Володя Садыков это все понимает именно так. И острота конфликта вышла на новый уровень. Если в первой повести Анти-Герой выступал, как человек случайный, посторонний, просто такая бацилла, попавшая по недосмотру в наш дружный коллектив, вовремя не увидели, не приняли мер - то здесь Анти-Героем оказывается человек не чужой, ближайший друг и товарищ, с которым прошел всю жизнь, доверял, как самому себе...
"Завтрак с видом на Эльбрус". Эта повесть, видимо, уже последняя... написана в 1983 году. И она ощущается уже как итоговая - осмысление прожитого, осознание того, с чем остался к этому этапу. Вся повесть пронизана глубокой горечью и печалью. Герой, журналист Павел, к своим сорока годам терпит полный крах - его бросила жена, развод - уже второй! Павел потерял цель и смысл жизни, ему невыносимо прежнее существование, он решает сделать паузу. Бросает работу, уезжает на Эльбрус, где устраивается в туристический лагерь инструктором по горным лыжам. Раньше он занимался альпинизмом, сейчас просто решил проработать во время туристического сезона. В закрепленной за ним группе оказывается молодая женщина Елена Владимировна, которая явно тоже переживает разрыв отношений, она сразу проявляет интерес к Павлу. Елена Владимировна - симпатичная женщина, умная, тонко чувствующая... но Павел не чувствует в себе никаких сил, чтобы завязывать новые отношения.
Тут продолжается все тот же конфликт, на этот раз уже в предельной стадии. Герою противостоит не кто-то из внешнего мира, не чужак, даже не друг - а он сам. Все происходит внутри - как дальше жить, сохранить свои принципы и идеалы, поступать по-человечески - или попытаться получить себе какую-то выгоду, тем более, что это так легко и для этого даже не нужно предпринимать никаких усилий, все само идет в руки... В финале Павел все-таки делает свой трудный выбор, что дает какую-то надежду на лучшее.
Ну, а так-то уже надежд не осталось. Как мы знаем. Всего через несколько лет страна перестанет существовать, и сейчас даже все эти конфликты - скорее всего - будут казаться странными и непонятными... Юрий Визбор умер в 1984 году. Так рано... Но, с другой стороны, судьба отнеслась к нему просто по-сказочному - он не дожил до этого краха, ему не пришлось делать выбор... Он так и остался светлым и чистым человеком...
Ладно, на остальных, но ведь и сам с ними в одной лодке. Как это отразится на собственной шкуре мог бы подумать.
Нужно срочно возвращаться и все работы делать по-новой. Тут среди команды возникают разногласия
Ага. Предотворатить локальную катастрофу с человеческими жертвами или спортивное достижение, которое и оценят-то только в узком тусовочном кругу -- равноценные понятия. Определённо, что-то неладно было в головах. Не знаю только, у этих персонажей, у Визбора, или в самом деле у массы советских людей.
з.з.ы. И да, это сравнение не в пользу Советского Союза.
Ладно, на остальных, но ведь и сам с ними в одной лодке. Как это отразится на собственной шкуре мог бы подумать.
Я так понимаю, что именно в этом и суть - такие думают только о собственном удовольствии и больше не думают ни о чем. Особенно, если это типа не входит в их профессиональные обязанности. Грубо говоря - за безопасность полета отвечает командир экипажа, так пусть у него голова и болит.
Из той же оперы - недавно вспоминала - как у нас в перестройку поднялись всякие зеленые экологи. "Давайте немедленно закроем заводы и предприятия, от них же портится экология!" Ага, а дальше вы что будете делать и на что жить, среди своей чистой экологии - это уже их не заботит. До сих пор несут невообразимую хрень про постиндустриальное общество - меня это поражает вообще, откуда такая тотальная тупость? что, они что ли думают, что все вокруг само собой образуется из воздуха? Нет, они вообще ни о чем не думают.
Не на Визбора. Я из тех читателей, кто без гугла смутно помнит, кто это вообще: ну, был такой, стихи писал, типа песенки... ещё "здесь Окуджава песни Визбора поёт" из песни, кажется, Розенбаума, и всё. Хотя не исключаю и что у большинства уже просто "а кто такой Визбор?" Sic transit gloria mundi ))
он как раз обратил внимание на конфликт
Тут сам факт конфликта уже показателен. Тем более когда речь идёт не о мировом рекорде, который мировая же слава, бабло и прочие радости буржуазного индивидуалиста, а котирующемся только в узком тусовочном кругу альпинистов преодолении некоего сложного маршрута.
Хотя не исключаю и того, что именно это хотел нам сказать автор.
Особенно, если это типа не входит в их профессиональные обязанности. Грубо говоря - за безопасность полета отвечает командир экипажа, так пусть у него голова и болит
Это нормальный подход офисного работника или иного мелкого трудяги, который из-за своего стола -- станка, прилавка и т.д. -- не видит всей картины и оттого не понимает, как его мелкое головотяпство может вернуться к нему же большим и толстым китайским зверем пицзецы. Но для полярного лётчика это уже экстремальная глупость. А за безопасность полёта отвечает каждый член экипажа, но это уже нелитературная правда жизни
Так что основной конфликт сюжета я вижу как раз между ответственностью и глупостью. Причём, глупость эта приправлена непокобелимо-наивной уверенностью, что пропасть в нашей стране не дадут никому -- и ведь в самом деле же, не давали. Даже в тексте Калач, рискуя собственной жизнью и казённой машиной, возвращается за Саньком.
А так как у нас тут художественный текст за сысл жизни и вечные вопросы, вполне можно раздуть эту историю до иллюстрации того, что и как погубило Советский Союз. Это вот самое и погубило: вместо того, чтобы выпилить паршивую овцу (авторскими словами так и вовсе бациллу), положительные персонажи сначала идут на сомнительные полумеры, а потом дают задний ход до упора. Раздувая это во всксоюзный масштаб получаем иллюстрацию того, что в советском обществе атрофировался механизм самозащиты от деструктивного для этого общества элемента. И когда удельный вес оного в обществе достиг критической величины, мы получили то, что получили. Ну, ты сама вспомнила характерное, как у нас в перестройку поднялись всякие. Давайте закроем заводы, сократим армию, пусть рынок сам всё расставит и т.д., и т.п.
Нет, они вообще ни о чем не думают
Они так же как тот Санёк уверены, что пропасть в нашей стране не дадут никому. Правда, страна у нас уже не та, и чтобы верить в такое -- надо быть совсем полным дураком, которых, всё-таки, меньшинство. Большинству уроки 90-х пошли впрок.
з.ы. Занятная параллель, что и у индивидуалиста Санька, и у альтруиста Калача личная жизнь почти одинаково не ладится. Т.е. с женой Калачу автор откровенно подыграл -- не всякая женщина стерпит живущего одной работой мужа, даже если он приносит в дом много бабла -- но детям своим он чужой практически также, как если бы бросил и только платил алименты. Из чего тоже можно делать разные многозначительные выводы.
Именно это автор и хотел сказать. Как мне кажется.
Как я поняла, Санька высадили, не только с воспитательной целью, а чтобы облегчить вертолет. Они же там разгружали все по максимуму. И ему было сказано, что они долетят до станции и сообщат о нем, тогда за ним и вернутся. Но долететь они все равно не смогли. Поэтому Калач и полетел за ним - в одиночку. И сначала они просто сообщили о Саньке по радио, а потом уже, когда стало ясно, что никто не сможет до него добраться, то Калач и полетел.
Я так и написала - что автор явно намеренно изобразил Калача и Санька схожими. Думаю, это была идея показать, что определяющими являются не внешние обстоятельства и условия жизни, а внутренний настрой.
но детям своим он чужой практически также, как если бы бросил и только платил алименты. Из чего тоже можно делать разные многозначительные выводы.
Эта тема тоже постоянно возникает - работа и жизнь. Для сравнения - "все проходит и уходит, только работа остается всегда и она и становится жизнью". Пересказывая своими словами. Это, кстати, одно из основных различий с советской картиной мира - там работа это все, сейчас - да вы что, главное это личное счастье!
Я действительно успел прочитать. Делов-то, сорок пять страниц ворда.
Как я поняла, Санька высадили, не только с воспитательной целью, а чтобы облегчить вертолет.
С последним понятно, а вот по первому и проходит один из водоразделов советского и пост-советского менталитета. Сейчас большинство тебе скажет: нечего тут воспитывать, от таких людей как Санёк избавляться надо. В бытовых условиях попросту гнать в шею и держаться подальше, выкидывать из коллектива и т.п. В экстремальных, где его глупость едва не стоила жизни восьмерым товарищам -- эти товарищи в самом деле могут и убить. И общественное мнение их вряд ли осудит.
Это, кстати, одно из основных различий с советской картиной мира
Тут можно порезонёрствовать на темы: если общество состоит из отдельных людей, то не сложится ли одно большое общественное счастье из маленьких лично-человеческих, или как можно замахиваться на счастье для всех, когда своего личного не устроил, но это я, пожалуй, оставлю философом. И замечу только, что у нормального человека счастье личное и его близких всё равно будет на первом месте, как ни вбивай ему обратного всей мощью государственной или негосударственной пропаганды. Больше того: поскольку и пропагандисты в массе своей тоже нормальные люди, пропагандировать счастье в труде они будут, сами в него не веря, то бишь, лицемерить и врать. Что мы, в общем, и наблюдали в СССР чем дальше -- тем больше.
Однако, почему-то у нас упорно насаждается, что это в проклятом кровавом совке был полный тоталитаризм и угнетение свободы личности.
И замечу только, что у нормального человека счастье личное и его близких всё равно будет на первом месте, как ни вбивай ему обратного всей мощью государственной или негосударственной пропаганды.
не знаю... Просто помню по работе - вот мы пришли, скажем, все еще с советским воспитанием и ни у кого не возникало даже никаких сомнений, что если ты не успел сделать работу в срок, пусть хоть какие объективные причины, то ты делаешь ее после работы, в выходные, и т.д. Потому что это же работа! она должна быть сделана! А сейчас, как доносится, народ все больше просто не понимает - на хрена упираться, если рабочий день закончился...
В смысле, нельзя, по-моему, уж совсем утверждать, что советская пропаганда и советское воспитание не действовало.
Да уже не особо и насаждается. Либеральные кликуши давно маргинализировались, а в тренде общественного мнения скорее, наоборот -- мягкая ностальгия по безвозвратно ушедшему. В том числе и по пресловутому чувству безопасности жизни в стране, где никому не дадут пропасть.
Ну и ты будешь смеяться, но перевоспитывать/лечить антиобщественный элемент вместо чтоб избавляться от него (казнь/изгнание/заключение в тюрьму и т.д.) это один из критериев тоталитарного общества по классификатору Франкфуртской школы: только оно докапывается до каждого своего члена, пока не добьётся полного единодушия. Демократиям в этом плане отдельно взятый человек неинтересен, достаточно и того, что голосующее большинство топает в одном направлении.
Впрочем, по тому же франкфуртскому определению, тоталитаризма у нас и не было никогда. Только авторитаризм со сменяющими друг друга диктаторами.
если ты не успел сделать работу в срок, пусть хоть какие объективные причины, то ты делаешь ее после работы, в выходные, и т.д.
Это и без советского воспитания диктуют принципы эффективной организации труда, начиная с осуждаемого марксистко-ленинским учением тейлоризма. И ты опять-таки будешь смеяться, но искать радость в труде теперь учат капиталистические доктрины, вроде модной в либерально-креативных кругах пирамиды Маслоу. На вершине которой не примитивное счастье в личной жизни, а self-actualization через раскрытие личностного потенциала трудом с полной самоотдачей.
Оболванцы-трудоголики нужны всем, на них производственные издержки меньше.
Ну само собой. Корпоративная культура.
Да уже не особо и насаждается. Либеральные кликуши давно маргинализировались, а в тренде общественного мнения скорее, наоборот -- мягкая ностальгия по безвозвратно ушедшему.
Не думаю.
Скажем, к примеру, я - если просматриваю фленты на дайри и ЖЖ (когда мне не лень), то понятно, какой там будет подбор юзеров, и о чем/как они будут писать. Но если я смотрю фленту на LiveLib, где стараюсь подписываться широко, то наблюдаю, что там совсем не так много "ностальгирующих по СССР", напротив, большая часть считает в полном соответствии с "либеральными кликушами", как ты их определил, так что вовсе они не "маргинализировались"... А малолетние читатели и вовсе изначально так настроены, они вообще уже советское не воспринимают.
Так и есть. И на разных площадках представительство разных групп разное. На LiveLib, вот, собралось много либерально мыслящей интеллигенции, ну, где ей ещё собираться, как не в библиотеке-то среди книжек. И не всяких там низких жанров приключений-фантастики-детектива, а у полок с Визбором, лауреатами Букера и прочими русскими классиками советской литературы.
А малолетние сейчас вообще мало читают книжек. Так что подмножество читателей среди них это детишки той же либерально-интеллигентной публики, повторяющие за родителями в меру своего разумения.
Попутно узнаешь много неожиданного...