И.С.Тургенев. Письма.
«Бывши вынужден, по домашним обстоятельствам, неожиданно скоро уехать из Петербурга, я не успел переписать «Провинциалку» и поручил это дело писцу, который, несмотря на все старание, не мог не наделать множества ошибок, из которых самая неприятная та, что он заставляет графа ПЕТЬ ДУЭТ с г-жою Ступендьевой. Эта вариянта была выставлена мною на полях, на случай, если б особый талант или желание артистки, словом, если б театральные условия потребовал дуэта; но я очень хорошо знал, что это неправдоподобно: можно предположить, что женщина, живя долго в глуши, не забыла играть на фортепьяно, но почти невозможно думать, чтоб она могла петь a livre ouvert. //c листа//»
«…Непозволительно писать – кому бы то ни было – в таком расположении духа, в каком я теперь нахожусь – но я не хотел откладывать еще далее мой ответ.»
«Увы! Против скуки не помогает даже безнравственность – Вы, увидавши меня с известною Вам девицей – едва ли бы вздумали толковать о моей добродетели – а толку все-таки никакого. Известная девица была очень больна – схватила оспу – но это ее не испортило. Начинает надоедать она мне сильно – но делать нечего.»
«Я рад, что Гоголя хоронили в университетской церкви – и действительно нахожу вас счастливыми, что удостоились нести его гроб. Это будет одно из воспоминаний вашей жизни. …Воображаю себе, сколько дрянных самолюбий станут взбираться на его могилу и примутся кричать петухами и вытягивать свои головки – посмотрите, дескать, на нас, люди честные, как мы отлично горюем и как мы умны и чувствительны – бог с ними… Когда молния разбивает дуб, кто думает о том, что на его пне вырастут грибы – нам жаль его силы, его тени…»
«С тех пор, как я себя помню, ничего не произвело на меня такого впечатления, как смерть Гоголя, - все, что Вы говорите о ней – сказано мне прямо из души. Эта страшная смерть – историческое событие – понятна не сразу; это тайна, тяжелая, грозная тайна – надо стараться ее разгадать… Трагическая судьба России отражается на тех из русских, кои ближе других стоят к ее недрам – ни одному человеку, самому сильному духу, не выдержать в себе борьбу целого народа – и Гоголь погиб!»
читать дальше
«Благородным людям должно теперь крепче, чем когда-нибудь, держаться за себя и за друг друга. Пускай хоть эту пользу принесет смерть Гоголя…»
«Ваши стихи имеют все качества поэзии, кроме того тонкого, неуловимого – того запаха, которым дышит, играя, счастливая и свободная жизнь. Но откуда взять этого счастья в наше сухое, трудное и горькое время?»
«Сказать между нами, я рад, что высидел месяц в части; мне удалось там взглянуть на русского человека со стороны, которая была мне мало знакома до тех пор.»
«Я эти дни все читал Мольера – одна какая-нибудь //строфа// - своей силой, веселостью, свежестью и грацией – просто положила меня ничком. Они бы ничего – откуда взять Мольеров – да перо потом как-то из рук валится и совестно продолжать свой стрекозиный писк – вот что не совсем приятно – тем более, что уж коли ты сделался литератором, так уж и перестань быть готовым на что-нибудь другое.»
«…У таких стариков, как я, воспоминания заменяют надежды.»
«Трудно современному писателю, особенно русскому, быть покойным – ни извне, ни изнутри ему не веет покоем…»
«… Очень сожалею я о Вас при виде этой резко-белой, мертвой снеговой скатерти – говорят, людям с слабыми глазами хорошо носить черный вуаль, когда они идут гулять зимой.»
«Мысль тоже, как пространство и время, есть делимое in infinitum, ее никак исчерпать нельзя – да и не нужно.»
«Я начинаю чувствовать, что значит жить в провинции – только теперь и понимаю, как можно с нетерпением ожидать книжку русского журнала и прочесть ее от доски до доски.»
«Надобно пойти другой дорогой – надобно найти ее – и раскланяться навсегда с старой манерой. Довольно я старался извлекать из людских характеров разводные эссенции – чтобы влить их потом в маленькие сткляночки – нюхайте, мол, почтенные читатели – не правда ли пахнет русским типом? Довольно – довольно! Но вот вопрос: способен ли я к чему-нибудь большому, спокойному! Дадутся ли мне простые, ясные линии… Этого я не знаю и не узнаю до тех пор, пока не попробую… Для этого я почти рад моему зимнему заключению – я буду иметь время собраться с духом – а главное – в уединении стоит человек от всего далеко – но особенно от литературы – журнальной и всякой; а из меня может выйти что-нибудь только по уничтожении литератора во мне – но мне 34 года – а переродиться в эти годы трудно.»
«Я понимаю, как Вам должно быть тяжело дописывать биографию Пушкина – но что же делать? Истинная биография исторического человека у нас еще не скоро возможна, не говоря уже с точки зрения ценсуры, но даже с точки зрения так называемых приличий. Я бы на Вашем месте кончил ее ex abrupto – поместил бы, пожалуй, рассказ Жуковского о смерти Пушкина, и только. Лучше отбить статуе ноги – чем сделать крошечные не по росту. А сколько я мог судить, торс у Вас выйдет отличный.»
«Я обнаружил, что есть единственный способ победить скуку – это… что бы вы думали? Однообразие. Поясняю: я разделил свой день на несколько частей, каждая из которых предназначена для определенных занятий, всегда тех же самых – и никогда не нарушаю установленного порядка. Вследствие этого время не слишком тянется – это как если бы вы шли по известной вам дороге, конец которой намечен вами самими: когда нет нетерпения и неуверенности – нет и скуки – по крайней мере той скуки, которая тяготит вас и волнует.»
«Посылаю тебе, любезный Некрасов, давно обещанную мною статью о книге Аксакова. Кажется, самая придирчивая ценсура в ней не может найти ничего непозволительного – и если что-нибудь в ней будет вычеркивать – то, значит – дело не в статье – а в имени. Прошу не выставлять под ней ничего, кроме букв И.Т.»
«Приятно мне слышать о развитии Вашего брата – одно очертание его губ обещает человека с нешуточной иронией. Посоветуйте ему только от меня как можно более читать и учиться – это навастривает зубы – а кто хочет кусаться – должен уметь, по мере возможности, оградить себя от укушений.»
«Иногда мне кажется, будто эта книга // «Записки охотника»// писана не мною, так уж я далек от нее. Напряженность и натянутость, которые слишком часто в ней попадаются – отчасти могут быть извинены тем обстоятельством, что когда я писал ее – я был за границей и – окруженный не русской стихией и не русской жизнью – невольно проводил карандашом два раза по каждому штриху.»
«Дай бог любому автору понять и выразить жизнь – где ему мудрить над не или поправлять ее.»
«Я здесь пишу и работаю словно в чужих краях – никто мне не умеет сказать, хорошо ли, худо ли я делаю – а ведь без отголосков такого роду могут работать только люди, подобные Гоголю. Нашему брату без них плохо.»
«…В важности математической верности действительности я убежден.»
«Я, хотя работаю – но «для потомства», т.е. не для современных мышей – а для мышей, которые будут грызть старые рукописи лет через десять.»
«… Он неудавшийся художник, неудавшийся литератор, злобный, вероломный и угодливый, полный прокисшей желчи, которая есть не что иное, как испорченный яд… Вообще литераторы – довольно скверное племя; а те, что являются ими лишь наполовину, вовсе ничего не стоят. Понаблюдайте за движениями его губ и бровей, когда он расточает свои медоточивые слова, какие мерзкие движения кошачьего хвоста!»
«Чем серьезнее на себя взглянет художник – тем лучше для него; и если этот взгляд, на себя брошенный, дойдет до такой ясности, что сомкнет, наконец, ему уста – ТАК умолкнуть – тоже хорошая вещь.»
«Никто не может сказать про себя – есть ли у него талант – и к чему именно, - это должно созреть в человеке, как плод на дереве, - но всякому, даже лишенному творческого дара, необходимо сосредоточиться и придать себе известное направление, а то непременно рассыплешься весь и не соберешь себя потом.»
«Человек вообще скучает не столько от внешних обстоятельств – сколько от тайного ропота собственного бездействия ил беспорядка в деятельности. Я это Вам говорю по опыту.»
«Извините меня за этот наставительный тон – вспомните, что я уже сед, как крыса.»
«У нас теперь совершенная зима; я заперся, как крот в свою нору – и работаю, как крот, роюсь и вожусь в недрах своего романа.»
//Гоголь// «Это колокол Ивана Великого – а мы даже не колокольчики – а сверчки запечные – трещим – и с большим усердием трещим – но кому от этого какая польза?»
«Здоровье мое по-прежнему так себе, словно заяц, получивший заряд мелкой дроби в ту часть тела, которую охотники называют «мешком».
«Я знаю, что в природе и в жизни все так или иначе примиряется – если жизнь не может, смерть примирит.»
«… А ведь стихотворение без подписи в мартовской книжке «Современника» - опять некрасовское. Ну подите, после этого. Нужно же человеку беспрестанно толковать публике, что ему скверно жить на свете!»
«Сам я ничего не делал; перечитывал и исправлял; перечитывал и исправлял написанные главы – безжалостно выкидываю всякое, не идущее к делу сочинительское слово. Впрочем, вы знаете, как всякое желудочное расстройство действует на человека, и потому не удивитесь, если я вам скажу, что все это время я ни на что и никуда не годился – да и теперь еще вял, как поутру скошенный лопух.»
«… Эпоха, к которой он относился по своему таланту – уже прошла – а истории нет никакого дела, что человек еще свеж и только что сложился и вошел в силу – если он ей более не нужен.»
«Лучшая пора в жизни человека – его молодость – не только потому, что тогда ему и спится и естся лучше и сил в нем больше – но потому, что тогда в нем зажигается и горит то «священное пламя», над которым смеются только те, в чьих сердцах оно либо погасло, либо никогда не вспыхивало. Поддержите в себе эту благородную решимость – и знайте, что без веры, без глубокой и сильной веры не стоит жить – гадко жить; знайте, что это говорит Вам человек, про которого, может быть, думают, что он весь насквозь проникнут иронией и критикой – но без горячей любви и веры ирония – дрянь – и критика хуже брани. Во всяком случае, наше призвание – не быть чертями – будемте людьми – и постараемся быть ими как можно долее.»
«… Какой-то жалкий субъект выдумал говорить, что благодарность – тяжелая ноша; для меня же – я счастлив, что я благодарен Толстому – и всю жизнь сохраню к нему это чувство.»
«Мужички совсем одолели нас в литературе. Оно бы ничего; но я начинаю подозревать, что мы, так много возившиеся с ними, все-таки ничего в них не смыслим. Пора мужичков в отставку.»
«У нас весна – но еще отзывается зимой. На днях, вероятно, мы вместо «еще» скажем «уже». Зима не прекращается в любезном нашем отечестве.»
«Фет благоговеет перед второй частью Гетева «Фауста». Его удивляет, что вот тут, мол, все человечество выведено – это почище, чем заниматься одним человеком. Я его уверял, что никто не думает о гастрономии вообще, когда хочет есть, а кладет себе кусок в рот.»
«Все-таки я надеюсь скоро написать статьи для «Сборника». Если только я возьмусь за перо – они будут готовы. Но для этого нужно, чтобы желудок оправился, а то просто ничего невозможно делать. Валяешься целый день на разных диванах, словно кто колесом по тебе переехал. Это очень скучно.»
«Время – необходимо везде. Посейте только доброе зерно – жатва взойдет в свою пору.»
«Не знаю, насколько входило тщеславия в моем обескуражении – собственные наши чувства так искусно умеют маскироваться перед нашими глазами, что и признать их мудрено – но ведь – с другой стороны, как не послушаться советов критика? Это было бы тщеславие еще хуже первого.»
«Эх, Павел Васильевич, люди действительно негодная порода. Самый лучший из нас – мойся и осматривайся беспрестанно – а то как раз замарается, а потом и грязи своей не заметит – привыкнет к ней.»
«… Какой же он martyr //мученик// - черт возьми наконец! Ведь и преследовали его ровно настолько, насколько нужно было, чтобы дать ему случай рисоваться и изливать свою желчь.»
«… Плохо, батюшка, когда приходится, как медведю зимой, жить собственным жиром – хоть оно и имеет свои хорошие стороны…»
«Я думаю поручить мои имения дяде моему Николаю Николаевичу, который хорошо их знает… Видеть дурное, подмечать его и самому его исправлять – великая разница! Я русского мужика знаю, но возиться с ним не умею и не могу – не так создан, что прикажете делать!»
«Он очень благородный малый – и ума в нем много – а тяжеленько ему жить. Кровь в нем не довольно легка – как он сам признается. Нашему брату, свистуну, жить легче. Он не способен лежать пупком кверху и мирно улыбаться собственному бездействию – а это дело хорошее.»
«Сегодня вышел манифест о войне с Англией и Францией. Пользуясь отъездом английского посланника, я купил очень дешево два отличных английских ружья Форсайта.»
«Я очень боюсь, что мы держим друг друга лишь за кончики пальцев – и, мне кажется, я их уже совсем не ощущаю…»
«Получил наконец французский перевод моих «Записок» - и лучше бы, если б не получил их! Этот г-н Шарриер черт знает что из меня сделал – прибавлял по целым страницам, выдумывал, выкидывал – до невероятности – вот Вам образчик его манеры: у меня, например, сказано: «я убежал»; он переводит: «Я убежал, обезумевший, растерянный, растерзанный, словно за мной гналось по пятам огромное множество ужей, управляемых колдунами». Каков бессовестный француз – и за что я теперь должен превратиться, по его милости, в шута?»
«Я на днях познакомился с сестрой Толстого (автора «Отрочества» - скоро не нужно будет прибавлять этого эпитета – одного только Толстого и будут знать в России).»
«Спасибо за утешения насчет войны – а то я каждую ночь вижу Севастополь во сне. Как бы хорошо было, если б прижали незваных гостей!»
«На старости лет (мне 4-го дня стукнуло 36 лет) – я едва ли не влюбился. Вы подумаете: эка влюбчив, старый черт! Что делать! Чувствительным сердцем одарен от природы.»
«В 10-м номере «Современника» Вы найдете повесть Толстого, автора «Детства» - перед которой все наши попытки кажутся вздором. Вот наконец преемник Гоголя – нисколько на него не похожий, как оно и следовало.»