понедельник, 14 июня 2021
И.С.Тургенев. Письма.
«Жизнь течет однообразно и глупо-глухо – как болотная рыжая речка по холодным камышам и травам.»
«… Поэт должен быть справедлив, как божество!»
«При здоровье человек может по крайней мере бороться с внешними врагами – а их немало; но когда внутри крепости завелись неприятели – что будешь делать?»
«Отрывок из статейки господина Писарева показывает, что молодые люди плюются; - погоди, еще не так плеваться будут! Это все в порядке вещей – и особенно на Руси не диво, где мы такие деспоты в душе, что нам кажется, что мы не живем, если не бьем кого-нибудь по морде. А мы скажем этим юным плевателям: «На здоровье!» и только посоветуем им выставить из среды своей хотя таких плохих писателей, каковы были те, в кого они плюют. Тогда они будут правы, - а мы им пожелаем всякого благополучия.»
«От меня жизнь бежит как змея – никак ее поймать не могу – куда поймать! Не могу увидеть ее физиономию, узнать, какое наконец ее назначение? Дни бегут, бегут – легко и вяло; эти два эпитета редко стоят рядом – а между тем оно так.»
«Толстой написал Боткину, что он в Москве проиграля и взял у Каткова 1000 руб.сер. в задаток своего кавказского романа. Дай-то бог, чтобы хоть эдаким путем он возвратился к своему настоящему делу! Знаться с народом необходимо; но истерически льнуть к нему, как беременная женщина – бессмысленно.»
«У поэтов то преимущество, что целый мир они вмещают в несколько слов.»
читать дальше
«Гоголь верно сказал, что можно правильно изобразить только те недостатки, присутствие или возможность существования которых чувствуешь в себе самом. Мне было бы трудно писать о вещах совершенно мне чуждых, и единственное преимущество (уравновешенное, впрочем, многими отрицательными сторонами) артистических натур перед другими состоит в том, что они способны больше усваивать как хорошего, так и плохого, и, ощутив все это как свое собственное, показать другим.»
«Автору трудно почувствовать т о т ч а с, насколько его мысль воплотилась – и верна ли она – и овладел ли он ею – и т.п. Он, как в лесу, в своем собственном произведении.»
«Позвольте Вам преподать один совет: не чуждайтесь людей и не сходитесь с ними только для того, чтобы им посмотреть на лоб; а старайтесь проникнуть в них, что не может Вам удасться без того, чтобы Вы сами не расстегнулись.»
«Дела происходят у Вас в Петербурге – нечего сказать! Отсюда это кажется какой-то кашей, которая пучится, кипит – да, пожалуй, и вблизи остается впечатление каши. Освистанный Костомаров – а там Чичерин-доктринер и Аксаков со своим «Днем», и Никита Безрылов, и тоже освистанный Чернышевский. Все это крутится перед глазами, как лица макабрской пляски, а там внизу, как черный фон картины, народ-сфинкс, и т.д. Хочется взглянуть на все это собственными глазами, хотя наперед знаешь, что все-таки ничего не поймешь.»
«Я до сих пор не знаю, какое впечатление производит эта вещь – и что мне о ней думать самому: в «Современнике» на днях появится – или уже появилась истребительная статья под названием: «Отходная большому таланту». Спасибо еще, что при теперешнем тоне не напечатали: «Похороны свиньи». Приходится мысленно твердить сонет Пушкина: «Поэт, не дорожи» и т.д.
«… Как подумаешь, что с тех пор четыре года прошло – чуть ли не пять! Время приняло слабительное – и неудержимо стремится – не хочу сказать куда.»
«Эстетическое чувство заставило меня взять именно х о р о ш и х представителей дворянства, чтобы тем вернее показать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? Все истинные о т р и ц а т е л и, которых я знал – без исключения (Белинский, Бакунин, Герцен, Добролюбов и т.д.) происходили от сравнительно добрых и честных родителей. И в этом заключается великий смысл: это отнимает у деятелей, у отрицателей всякую тень л и ч н о г о негодования, личной раздражительности. Они идут по своей дороге только потому, что более чутки к требованиям народной жизни.»
«Ох, какая безжалостная мельница – жизнь! Так людей и превращает в муку – спросите Вы? Нет, просто в сор.»
«Мне очень было приятно слышать, что молодые люди не окончательно меня осудили; я могу сказать только то, что каков я был до сих пор, таков я и остался – и если меня любили прежде, то разлюбить – пока – еще не за что. Пройти мимо, пройти вперед – это, напротив, можно и должно – и я благословляю на это всех вас, молодых. Только смотрите хорошенько, вперед ли вы идете.»
«Мне делали комплименты, причинявшие боль, и критические замечания, доставлявшие радость.» - «От иных комплиментов я бы рад был провалиться сквозь землю, иная брань мне была приятна.»
«Молодежь большей частью несколько раздражена против меня; она, подобно хорошенькой женщине, желает, чтобы ее считали очаровательной с головы до пят.»
«Что касается до моего последнего произведения: «Отцы и дети», я могу только сказать, что стою сам изумленный перед его действием; и не то что радуюсь – радоваться тут особенно нечему – а в первый раз серьезно доволен своим делом, хотя мне иногда сдается, что я тут – сторона, а всю эту штуку выкинул кто-то другой, которому это было нужно и которому я с моим романом попался под руку. Но и это счастье.»
«Я ничего не читаю, ничего не делаю, ем, сплю, гуляю – и здоров. Даже думаю очень мало. Решительно т а к – покойнее. Всего не передумаешь – да и нового ничего не выдумаешь.»
«… Будем пользоваться тем невеселым фактом, что мы вообще попали на нашу планету – но попали в одно время…»
«Правда до политических изгнанников так же трудно доходит, как и до царей; обязанность друзей – доводить ее до них.»
«Родина – как жена или мать: иногда жутко от нее приходится – но ведь не расстанешься же с нею.»
«Моя старинная пузырная болезнь разрешилась острым воспалением простаты – и я осужден на неподвижность, пиявки, опиум и прочие гадости. Главное – на расположение душевное действует это скверно – и, право, помочившись с судорогами и кривляньем лица, как-то плохо лезешь в сферу идеала.»
«344-я страница с ее латинскими словами и рикошетами. Я пробовал читать ее лежа, стоя, кверху ногами, на полном бегу – с припрыжкой… ничего, ничего, ничего не понял! Там есть фраза: «он на все смотрит при помощи источников изобретения» ?!!!!!?!?! Небеса разверзаются, ад трепещет – и тьма, тьма кромешная.»
«…Я должен опять убедительно тебя просить не тревожиться и не предаваться унынию: человек гораздо чаще сам себя убивает, чем бывает убиваем обстоятельствами.»
«Прочел ли ты в «Современнике» рассказ некоего Слепцова? Это пробирает до мозга костей, - и, пожалуй, тут сидит большой талант. Но один реализм губителен – правда, как ни сильна, не художество.»
«Тяжело не иметь гнезда в такое время, когда, кроме гнезда, ничего уже не нужно.»
«…Он, подобно королям, окружен атмосферой, непроницаемой для правды…»
«Что за восхитительная вещь этот телеграф! Я говорю нечто всем известное – но, право же, нельзя этого не сказать. Это отрицание пространства, эта рука, которую можешь пожать, так сказать, с другого конца земли, ведь это чудо, и только такие чудеса – настоящие!»
«Надобно непременно нам возобновить нашу переписку; и не потому, что мы имеем пропасть вещей сообщить друг другу – а просто потому, что не следует двум приятелям жить в одно и то же время на земном шаре и не подавать друг другу хоть изредка руку. Вы только обратите внимание на следующий рисунок: ВЕЧНОСТЬ – а – ВЕЧНОСТЬ… Точка «а» представляет то кратчайшее мгновение, в теченье которого мы живем; еще мгновенье – и поглотит нас навсегда немая глубина нихтзейн’ а… Как же не воспользоваться этой точкой?»
«Всякий мрак мне ненавистен: мрак заговоров не менее других. Все, что я делал до сих пор, совершалось заведомо для каждого, открыто и ясно, при солнечном свете: ни один добросовестный писатель не может действовать иначе.»