Юрий Авдеенко "Избранные произведения. кн.1". Советская литература.

Об авторе узнала на LiveLib, просматривая фленту... там у него упоминалась какая-то книга... Раньше никогда о таком не слыхала, что неудивительно. В СССР было много писателей и хаос с книжным дефицитом и книгораспределением...

Взяла в библиотеке почитать - случайно.

Просто пытаясь что-нибудь выцарапать из их каталога, просматривала всяческие упоминания из своих всяческих заметок - там у них оказался двухтомник избранного автора - и вот.
В первую книгу входит роман "Дикий хмель", повести "Любовь учителя истории" и "Подъезд на Страстном бульваре", и пара-тройка маленьких рассказов.
"Дикий хмель". Мне роман очень понравился...

Сюжет: да простой как табуретка. Рассказывается история обыкновенной советской женщины - как любят сейчас писать критики, "когда судьба страны отражается в судьбе..." и т.д. Ну, они, правда, прибавляют еще об истории нескольких поколений и прочее - сейчас так заведено. Ю.Авдеенко справился и с одной ГГ. Итак, молодая женщина Наташа Миронова - вот она родилась в последние военные годы (в 1944), вот они с матерью решают перебраться в Москву (отец погиб на фронте), кое как устраиваются... Вот Наташа учится в школе. Вот внезапная смерть матери оставляет девочку сиротой в шестнадцать лет, совершенно одну... Но - само собой - в советском обществе ей не дадут пропасть. Вот Наташа бросает школу и устраивается работать на фабрику (обувную). И на этой фабрике она дальше и трудится, обучаясь в вечерней школе, потом на заочном отделении вуза по специальности, постепенно проходя ступени карьерной лестницы - от простой работницы на конвейере до инженера - и дальше прямым путем может двигаться либо в высшее руководство в отрасли, либо по партийной линии. Наташа выбирает партаппарат (так сложились обстоятельства, вообще-то о карьере она даже не задумывается, можно сказать, плывет по течению).
Ну вот, казалось бы, о чем тут можно вообще говорить? что тут можно читать? да и зачем?

Но как это написано... Это действительно великолепно. Автор меня убедил.

Что это интересно и захватывающе. У него очень интересный язык - все время какие-то необычные образы... Персонажи прямо как живые - неоднозначные, да. Со своими достоинствами и недостатками. Со своими жизнями и судьбами. Когда я начинала читать, то сначала все машинально пыталась уложить всех по разделам - этот положительный, этот отрицательный, в таком роде. Но потом стало ясно, что здесь это не работает. Автор их так не делит... И если, к примеру, описывается эпизодический персонаж - соседка из коммуналки, такая дама с претензиями на какой-то уровень (по сравнению с прочими жильцами), манерная и в нарядах, то по привычке ожидаешь, что вот, в этом образе автор изобразил/заклеймил такой как бы типаж мещанки-эгоистки и прочее. Но уже через пару страниц, когда ГГ остается одна после смерти матери, эта же дама проявляет к ней неподдельное участие, помогает устроиться на фабрику... Или на той же фабрике - вот автор рисует колоритные образы фабричного начальства - предцехкома, начальник цеха и т.д. Они у него далеко не ангелы, интригуют, самодурствуют, выискивают какие-то выгоды - тоже, казалось бы, все ясно! Но дальше читаешь - и эти люди так и продолжают работать, выполнять план, организовывать рабочий процесс, что там требуется от начальства... И понятно, что, какие бы они ни были, они профессионалы, они реально приносят пользу на своем месте, радеют, так сказать, за общее дело... насколько умеют и могут... (бывают разные обстоятельства!

) В конце концов, как тут показано - их подчиненные тоже не сахар, и способны выкинуть что угодно... а работа она работа, план должен выполняться, да.
читать дальшеВ то же время роман поражает каким-то чувством... ну, что ли всеобщей тотальной неустроенности в жизни... я не знаю... Это не перестроечная чернуха, скорее что-то такое тоскливо-безнадежное... Не имеющее отношение к тому, что советская система вот такая, а капиталистическая не такая - автор тут не про это. С системами как раз все понятно. Но это явно какой-то глубинный надлом в... обществе? в цивилизации в целом? ну, мне так показалось... 
Дело в том, что роман как бы посвящен женщинам. Они здесь наиболее яркие, на переднем плане - начиная с ГГ. Но и прочие, как "роли второго плана", так и "мелкие эпизодические" - все чрезвычайно выразительные. Сильные, волевые женщины. Женщины, тянущие на своих плечах разруху, бытовуху и госплан. Женщины, поддерживающие друг друга в трудную минуту. Тут прямо начинает вертеться в голове из русской классики - ну, вы знаете... В полном разгаре страда деревенская, доля ты русская, долюшка женская и т.д. Мужчины на их фоне бледнеют и теряются. Женское царство. И все, практически все женщины в романе поражают одиночеством и привычным, повседневным не-счастьем. То есть, я хочу сказать, не совсем в чистом виде несчастье, а - отсутствие счастья. Как оно заложено в глубинных смыслах общественного бессознательного...
Возьмем ГГ - молодая, самостоятельная, красивая, сильная женщина. Как-то, по всем канонам ожидаешь, что у такой женщины должна быть любовь в жизни! Должен же рядом с ней появиться мужчина... Герой, в романном смысле. Любви нет. Мужчина не появляется. Герой романа тем более. Хотя ГГ даже и замужем. Она вышла замуж в 18 лет, за некоего Бурова - трудящегося на той же обувной фабрике редактором фабричной газеты. Но Буров на роль героя романа не подходит. Он значительно старше, он совсем не красавец - в толстых очках, с залысинами... Что еще хуже - он циник, лентяй, эгоист, не желающий в жизни никак напрягаться. В нынешние времена такой типаж именуют лузером и дауншифтером. Буров любой читательнице внушит глубокую тоску и загонит в депрессию. Но что поразительно - по ходу дела становится ясно, что на фоне прочих он еще умудряется как-то смотреться!
Феерия... Там пару раз рядом с ГГ появляются какие-то мужики, и вполне себе привычного романтического вида - красавцы и все такое. Один военный, другой журналист. Соответствует канонам. Вот прямо так и ожидаешь, что уж на этот раз - ну все! ГГ наконец-то встретится со своим счастьем, судьбой и т.д. Расстанется с заразой Буровым и что-то там себе обретет. Пусть не счастливый брак, но хоть любовь-то?! Ни фига подобного. Романтические мужики, слегка обозначившись, тут же торопятся исчезнуть. Как ветром сдувает. ГГ остается с Буровым, периодически выясняя отношения и по-семейному переругиваясь и стараясь друг друга уязвить. Но и Буров в итоге исчезает - сбегая на севера. И ГГ, провожая его, плачет от ярости, что это он успел ее бросить, а не она его... Заметьте, что Буров даже не объявляет категорически, что он уходит, или разводится, или еще что. Он в натуре сбегает! Перекладывая решение на жену - типа, дорогая, сама решай!
Ну вот как так-то?
Автор же так изображает ГГ - она же хорошая... Почему нет любви и счастья?
ГГ уже даже не задумывается по этому поводу - но ей отчаянно хочется хоть ребенка... Ребенка у нее нет, потому что Буров категорически против - он творческая личность, он обдумывает роман, ребенок ему помешает. И ведь не скажешь, что ГГ привередничает или копается, или еще что там. Ее зовут на свидание - она идет (в ранней юности). Буров ее увидел, позвал замуж - она пошла. Появляются мужики романтического вида - автор, конечно, прямо не пишет, но вроде бы можно уловить, что если бы они предложили что-то, какую-то связь - ГГ бы не возражала... Но никто не предлагает. И что дальше?? (кроме одного типа в финале, но он еще хуже Бурова, боже ж ты мой). Безнадега...
И ладно ГГ, но и остальные женщины в романе так же! Вот подруга ГГ на фабрике - Люська Закурдаева. Уж про нее точно не скажешь, что она не пытается. Яркая, темпераментная, находится в активном поиске. Никого найти не удается. Здесь одиноки абсолютно все! И если про женщин старших поколений еще можно рассуждать, что там война вмешалась и прочее - то молодежь-то... Женщины, женщины... Вот эта самая обувная фабрика. На самых тяжелых работах - женщины. Мужчины тут сплошь в начальниках. Вот проблемы у кого в семье - сожитель избивает - с дебоширом разбираются женщины! Да даже эпизод в начале, когда ГГ в юности попадает в плохую компанию (в смысле, непутевая Люська затащила на какую-то пьянку), и ее вывозят в лес и там бросают, чуть не изнасиловав - в результате, когда ГГ заблудилась, пытаясь добраться до города, ей помогает опять же женщина-милиционер, которая с какого-то фига ночью находится на патрулировании... Что с мужиками-то?? По-моему, это определенно свидетельствует о каких-то проблемах... 
Нельзя не заметить, что роман определенно перекликается со всем известным - "Москва слезам не верит". Ну просто разительно много схожего...
ГГ, которая "покоряет Москву", начинает с нуля и дорастает до высоких должностей и достатка-благополучия. С вариациями. Там одиозный Рудольф, заделавший ГГ ребенка и бросивший ее - здесь тоже достаточно едкий Буров наоборот подбирает ГГ к себе, а ребенок под запретом. Там ГГ встречается сказочный слесарь Гоша - здесь ничего подобного не предвидится. Я даже по этому поводу пустилась в размышления - может, соображаю, это такой э... диалог? Или как любили подобное в советской прессе - полемика? Ну там, что один выступил с какой-то статьей, с изложением чего-то глобального и программного, через некоторое время другой в ответ выступает со своей статьей на ту же тему... Ну, а здесь романами полемизируют? Но посмотрев по библиографии, обнаружила, что вообще интересно.
Роман Авдеенко вышел гораздо раньше - в 1974 году. И, видимо, был достаточно известен, вон даже, как пишут, ему дали какую-то солидную премию... А фильм вышел на экраны в 1979 году, и как упомянуто в википедии, Меньшов его снимал по сценарию, автор которого, В.Черных, его якобы написал за несколько дней до самого конкурса! А, ну да, чего бы не написать за несколько дней, по готовой болванке... (злобствую
) Ай-яй-яй, некрасиво получается.
"Любовь учителя истории". Небольшая повесть, оказавшаяся прямо-таки с чертами исторического детектива.
Сюжет: ГГ - учитель истории в провинциальной школе (на черноморском побережье), интересуется историей этих мест, здесь во времена войны велись бои... Он организует походы, собирают находки и документы. Опубликовал статью в газете о подвиге советских солдат, которые погибли на перевале. Неожиданно в школу приезжает человек - и оказывается, что он один из названных в статье героев, только он не погиб, и вообще приехал с претензиями, потому что все было не так, и один из тех, кто в статье назван героем, на самом деле был предателем... ГГ потрясен, но поневоле начинает разбираться с этой давней историей.
Повесть мне в итоге понравилось, вышло интересно... Хотя и не в такой степени, как роман. Нет, с этим расследованием и открывшимися тайнами прошлого все здорово... Но лирическая линия с любовью ГГ - как-то вообще не в тему. Ни к селу, ни к городу.
Я так и не поняла, зачем она здесь вообще, для чего понадобилась автору... Девушка вообще какая-то насквозь искусственная, неприятная какая-то... 
"Подъезд на Страстном бульваре". Тоже небольшая повесть. Вот эта мне совершенно не понравилась, не поняла вообще ничего. Что-то мутное, невнятное... Сюжет: ГГ - некий абстрактный ученый (фиг знает, чем вообще занимается), женат на дочери каких-то чинов с претензиями, вроде жизнь благополучная, но неожиданно ГГ сталкивается с женщиной, с которой у него когда-то в юности был однодневный роман (случайный секс, прямо скажем... ). Ну и все. Я действительно не чувствую, что тут автор хотел сказать-показать-донести и т.д. Сам текст какой-то пустой, ни о чем. Может, конечно, по сравнению с романом, но все-таки.
Рассказы вообще никак не запомнились.
Но по-любому, знакомство с автором вышло интересное.
Обдумываю, что, может, стоит поискать второй том этих самых избранных произведений. 
«Захотелось в лес, где свет, как заяц, выбегает на просеку, тишина дремлет на муравейниках, а день опирается о березу устало и привычно, словно о посох.»
«Кабинет поразил меня тишиной, которая не стояла, не висела, а присутствовала в кабинете, будто живой человек.»
«Мама всегда говорила: «Поздороваться с человеком не забывай, первому впечатлению не доверяй». В мире, наверное, много умных истин. Однако их не усвоишь, словно таблицу умножения. Иначе мир бы состоял из одних мудрецов. А может, так оно и есть? Может, каждый человек мудр. Только по-своему.»
«Время, оно как платье, с годами укорачивается.»
«Возле автобусной остановки вытянулась серая лужа, похожая на крокодила, Свет, падающий из запотевших окон, качался на воде, как кораблик.»
«Прасковья Яковлевна будет жить долго, если, конечно, не попадет под машину или не станет жертвой какого-нибудь другого несчастного случая. Долгожитие в ее глазах записано. Время там свою печать поставило, отчетливую, как на документе. Вполне возможно, глаза даны человеку не только чтобы видеть.»
«Возможно, в другие времена, когда не было кино и телевидения, море при первом знакомстве потрясало людей с силою чуда.»
«- Все мужики на уме, как у зайца капуста.»
«Если бы ее величество природа наделила людей такой прекрасной шкурой, как у леопарда, тогда бы не было никакой стирки. Тогда бы мы только облизывали лапы…»
«Буров боялся церемоний. Гриша не имел о них никакого понятия.. Он сказал, что не любит коньяк, потому что его нельзя пить стаканами. Буров заметил, что это гениально.»
«- Я не люблю церемоний.
- А я люблю.
- Тогда тебе нужно выходить замуж каждый год. Надо всегда делать то, что любишь.»
«Тучи давят темнотой, бегут низко. Может, так бегут волки по белому зимнему полю?»
«Буров с его склонностью рассуждать по всякому мало-мальски стоящему поводу, случалось, заводил разговор об интеллигентности. Он говорил, что в наше время благодаря целому комплексу причин – социальных, экономических, политических – интеллигентность хорошо сравнивать с электричеством, которое еще в начале века было доступно лишь избранным, а теперь вошло, по существу, в каждый дом.»
«- Я не знаю, что в жизни просто. Не приходилось встречать такое.»
«- Любите вы своего мужа. Потому защищаете.
- Защищаю не из-за любви. А просто – это все правда. А люблю ли? Сама не знаю. День люблю, день ненавижу…
- Все, все, Наталья Алексеевна, - улыбнулась она. – Это и есть классическая формула любви.»
«Глаза у него хитрые. Двойные. Впереди будто бы простота да улыбка. Но сзади – дремучий лес, забредешь – не выберешься.»
«- Вот человек малоопытный. В нашем обувном деле. Он что полагает? Он полагает про должность бригадира, будто это совсем гладкое, как лысая голова, место. Оно не так. Оно – завроде шестеренки. Одними зубьями к рабочим, другими – к начальникам…»
«У него способность обходить неприятности, как у корабля скалы. Но кораблю помогает эхолот. А Бурову? Ум, чутье, толстокожесть?»
«Плохо, когда на небе не видно звезд. Нет сил смотреть на такое небо.»
«Жизнь идет по цепочке. Вернее, по косичке. Каждый волосок – чья-то судьба.»
«Снег скрипел. Если бы скрип можно было записывать, как музыку, то следы сошли бы за нотные знаки…»
«- Я понимаю, нельзя навязываться. Ты должна сделать собственный выбор.
- Мой муж другого мнения. Он говорит: женщины, как и грибы, принадлежат тому, кто их находит.»
«Учить наизусть речь – это не то что учить стихотворение. В стихотворении есть ритм, рифма, а в хорошем – душа. И смысл не обнажен, как тело натурщицы.»
«Правда, она всегда с гвоздями. На нее, как на стул, не сядешь. А если сядешь, так щекотно станет.»
«- Рассказы о давно прошедшем всегда окрашены в акварельные тона…
- Это хорошо. Хорошо, что мы бываем счастливы хотя бы задним числом.»
«- Знаете, почему я никогда не вышла бы за вас замуж? Вы не широкий человек. А жизнь, между прочим, не научная проблема. В ней нельзя быть узким специалистом.»
«- Злости в вас много, Федор. Будьте добрее к людям, и за добро они отплатят вам добром.
- Сказки эти уж больно древние… Человека нужно, как кота, мордой в дерьмо тыкать, вот тогда он станет и хорошим, и дисциплинированным, и, может быть, добрым.»
Тоже примета эпохи. Не то чтоб зажрались, скорее -- заумничались. Странного захотели, вместо чтоб ценить имеющееся по факту земное. Вот, и просрали, а как просрали -- так спохватились, ах, какая прекрасная была жизнь в Стране Советов при дорогом Леониде Ильиче.