воскресенье, 13 марта 2022
Кстати - думаю я - в связи со сложной текущей обстановкой - а что там с Антарктидой? Не попрут ли нас оттуда, в связи с валом санкций? Типа это всегда считался по всем договорам нейтральный континент, доступный для всех. Но раз пошла такая пляска...

и все нормы и договора резко пересматриваются...
Это я как раз читала номер Discovery - за август 2021 года, задумалась над информацией.
читать дальше
«Прежде всего «Русская» нужна для реализации космической программы. В 2000-х годах Российская антарктическая экспедиция начала тесно сотрудничать с «Роскосмосом», который крайне заинтересован в станции.
Этот район очень важен для работы со спутниками. Нам необходимо установить оборудование, которое регистрировало бы их движение над гигантской акваторией – южной частью Тихого океана. И в этот регионе существует не так много мест, где можно было бы установить аппаратуру для работы с системой ГЛОНАСС.
Спутниковые навигационные системы используют геоид – математическую фигуру Земли. Каждая страна выбирает геоид с наименьшим искажением на ее территории. Для России это особенно актуально, так как у нашей страны очень большая протяженность. Есть и другие факторы, в том числе стратегические и политические, в силу которых чужие системы нас не устраивают. В частности, разработчики при желании могут программным путем ввести в систему плавающую ошибку, которую, в отличие от постоянной, трудно отследить, - а ошибки в навигации чреваты катастрофами, в том числе гражданских самолетов и военной техники.
В данный момент в ГЛОНАСС работают 24 спутника, еще два остаются в резерве – они находятся в космосе, и при необходимости их в любой момент можно включить. Для того, чтобы рассчитать географические координаты определенного объекта, нужно постоянно проверять и корректировать положение спутников на орбите. Долго время «Роскосмос» пытался договориться о размещении станций ДКМ с разными странами Южного полушария – в Южной Америке, Африке, Океании… Но где-то нестабильные политические режимы, где-то России отказали, и едва ли не единственным подходящим местом для таких станций оказалась Антарктида. Сейчас такие системы стоят на «Беллинсгаузене», «Новолазаревской» и «Прогрессе», в перспективе планируется и на «Мирном».
Ну вот, если это еще имеет и военно-стратегическое значение, так оно же того? Может быть под угрозой? 
Надеюсь, кому следует, об этом же подумали? 
Подумали. Как раз в январе-феврале этого года взялись за модернизацию станции Восток -- смонтировали новый модульный комплекс сооружений.
Может быть под угрозой?
Может, но реализовать эту угрозу напрямую сложно из-за местных условий. В тепличной по сравнению с Антарктидой Арктике войска НАТО на учениях последних лет действовали хреново.
Организовать блокаду вокруг и не допускать подвоза продовольствия и прочего нужного
Тут две проблемы.
Во-первых, антарктические станции в принципе закладываются на нерегулярные поставки и несколькомесячную автономность, по специфике местных условий. По этой же специфике блокировать станции на суше выйдет очень сложно.
Второй вариант -- блокировать всю субантарктическую акваторию, не пропуская российские корабли к берегам. Но на организацию вооружённого эскорта сил нашего флота хватит, а громить конвой в морском бою означает эскалацию конфликта на новый уровень -- вплоть до обмена ядерными ударами. Чего обе стороны пока пытаются избежать.