Журнал "Урал", май 2022г. В библиотеке очень рекомендовали разные журналы... вот ради любопытства решила взять для ознакомления - на предмет, как у нас обстоят дела с современной литературой и вообще литературным процессом. То есть, обычным - а то я так-то все больше фантастикой/фэнтези интересуюсь.
Журнал прочитала... или точнее сказать - просмотрела?

Ну просто, раз у меня оказался номер наугад, то там самый большой кусок текста пришелся на роман с продолжением - смысл его читать? ни начала, ни конца...

У меня возникла версия относительно современной отечественной литературы - собственно, она уже давно возникла, и только все укрепляется и укрепляется. Суть этой версии в том, что наши современные работники слова и инженеры человеческих душ всячески уклоняются от изображения в своих произведениях современной реальности и действительности, как она есть. Предпочитают писать о проклятом тоталитарном сером совке, как там все
стродали и мучились, и о кровавой гэбне, все такое. По крайней мере, что на слуху не попадается, то в основном все про это да про это.
читать дальшеИ вот, значит, журнал "Урал"... по наивности - ну, журнал ведь еще с советских времен существует - я посчитала, что тут публикуют региональных авторов... Оказалось, что это я неправильно считала. Кого тут в номере опубликовали - я сначала пыталась понять, какое отношение они имеют к Уралу - так и не поняла. Ну ладно... (посмотрела в интернете, у них там есть сайт - пишут, что "мы принимаем всех авторов, которые пишут хорошую литературу", в таком роде. Допустим.) И вот, самый большой кусок как раз отведен под это вот самое. Роман (с продолжением) Яны Жемойтелите "Солнце дышит холодом". В общем, мне при одном только взгляде на него стало тоскливо - роман-эпопея, действие начинается в 1918 году... поди там и судьба семьи, которая переплетается с судьбой страны - как свежо и оригинально, боже мой... Ну да, нам же просто жизненно необходимо в стотыщпиццотый раз это все почитать. Впрочем, тут мне повезло - читать не надо. Раз обрывок.
А кроме того из объемного тут еще помещена повесть Инны Начаровой "Гостиница "Бристоль". И кто бы мог подумать - действие происходит после войны! в сорок каком-то году. В Литве. Советские оккупанты, тихая ненависть местных, лесные братья, кровавая гэбня. Депортация литовцев! как без нее. Но я честно прочитала. Безотносительно повестки - на мой взгляд, это все просто плохо написано. Невнятно, бессмысленно... повествование скачет, образы персонажей колеблются туда-сюда.... что имела в виду автор, какую мысль, или там идею хотела донести, лично я не поняла.
Но в остальном, к моей радости, дело пошло поживее. Есть интересные стихи разных авторов. Есть пара-тройка интересных рассказов. Александр Грановский "Последний бой" и "Золотая пуля". Настрой у автора тут тоже креативно-либеральный. Ерничанье и издевательство над совком. Сюр и черный юмор. Постмодерн поди...
Настрой и повесточку не одобряю, но написано живо, бодро так. Тут не поспоришь.
Владимир Смирнов «Сбежавший осёл Феерсона» и «Разговор с писателем Грином (фантасмагория)». Тут автор пишет в духе магического реализма. Ну и - как выражаются сейчас кое-где - оммаж/трибьют писателю Грину. О чем прямо упоминается в названии одного из рассказов. Написано простовато, стиль наив и примитив. Но очень мило. Лично мне особенно понравился рассказ про сбежавшего осла. Сюжет: на отдыхе на югах две девушки посещают местную галерею. Одна заинтересовалась одной из выставленных картин, на которой изображен печальный осел над роковой бездной. Решила ее купить, но оказалось, что у нее немного не хватает денег. Что ли там художник просил 50 тысяч, а у нее на счету оставалось только сорок. Она просила связаться с художником, может, тот согласится сбавить цену до нужной суммы. Но хозяин галереи отказался, потому что, сказал, художник никогда никому не уступает. Девушки, в общем, в огорчении ушли. А через некоторое время хозяин обходил галерею и вдруг увидел, что на картине уже нет осла - исчез. А далее автор показывает, как та самая девушка уже приехала к себе домой, сидит пьет чай на веранде, и тут из леса выходит тот самый осел, проходит в дом и прыгает на картину с каким-то подмосковным пейзажем. Там и остается, довольный и счастливый. Ну вот, чудно же. 
Больше всего мне понравилось - Рина Ю Нарши «Кладбище понтов. Автомобильная сказка с родными номерами». Тоже фантасмагория и магический реализм... Написано в форме пьесы. Тут вообще идея интересная - автор изображает аварийную стоянку с раздолбанными машинами, в основном иномарками. И показывает, что эти машины все одушевленные, обладают своей личностью, ведут между собой разговоры, вспоминают своих прежних хозяев (кто любимый, а кто нет). И показывает, что эти машины могли и влиять на жизнь людей. Финал надвигается трагический - стоянку запродали новому хозяину, а тот решил все зачистить, а машины пустить на переплавку. Они в ужасе, но люди их не слышат. Когда их уже везут в автопогрузчике, машины сговариваются напоследок вырваться и устроить какой-нибудь теракт людям, но самые мудрые и добрые их отговаривают. Финал автор вывела в светлом и оптимистическом духе - машины освободились в виде духов и улетели на небо. Так... в общем, свелись к своей сути - лошадиные силы. Очень красиво. И оригинально, мне кажется... То есть, в фантастике встречались живые корабли - как деревянные, так и космические. А тут - живые машины... Здорово.
В разделе критики-публицистики мне понравился автор Василий Ширяев. Едко и оригинально.
Где-то как-то в духе Быкова (парадоксы, все такое), только Быков мерзсский в своей креативно-либеральности, а тут, по крайней мере, ничего такого гнусного в глаза не бросается. 
Ну вот, в целом вышло - серединка на половинку. 
Чтоб о реальности писать, её надо знать. А литературная тусовка у нас на сколько процентов состоит из потомственной творческой интеллигенции? которым как был построен при СССР персональный коммунизм на даче в Перделкино, так в нём и живут, даром, что вся страна уже давно строит развитой империализм.
Зато писать по фантастическому сеттингу Проклятый Тоталитарный Совок легко и просто, канон там ещё дедушкой Солжем заложен, всего-то делов чуток креатива капнуть.
А я давно говорю, что у нас сейчас если что нормальное почитать, так только в фантастике!
В точку. )
Чем фикло отличается от литературного заимствВторичность как принципиальная основа. И не по причине какой-то там принадлежности к постмодернизму. По отношению к нему они не менее вторичны.
Итог: творчества не больше, чем в фикописи. )