21:07

Привидение кошки, живущее в библиотеке
Дзиро Осараги "Ронины из Ако". Ну... судя по всему (по предисловию переводчика и записях на обложке) - зарубежная классика. :lady: Уф... масштабный такой талмуд... из двух толстенных томов... (хотя, если бы шрифт был помельче, то и издание было бы компактнее) Не жалею потраченного времени, это все очень интересно... Но не знаю, кому бы можно было рекомендовать данную книгу. Разве что фанатам японской культуры - ну и любителям странного, да и то в очень специальном настроении... :plush:
Сюжет: классический! так что можно не бояться спойлеров. Япония на рубеже XVII-XVIII века, как бы смена исторических формаций, все такое. Заканчивается период феодальной раздробленности и устанавливается абсолютная монархия (это я предполагаю по описанию, не будучи знатоком японской истории), в связи с чем институт самураев в его прежней трактовке становится ненужным централизованной власти и даже неудобным. Молодой князь Асано, придерживающийся традиционных самурайских понятий, из своей провинции Ако приезжает ко двору сёгуна, так как должен что-то там исполнять в порядке что ли очередности. Князь Асано далек от всей этой придворной атмосферы и не может в нее встроиться, а придворных соответственно раздражает. Организуется тихая травля, что выливается в открытый конфликт князя Асано с одним из видных придворных - Кодзукэноскэ Кирой, и выведенный из себя князь Асано нападает на Киру прямо во дворце. Сёгун разгневан - точнее, его фаворит и фактический правитель Янагисава разъяснил ему, что он разгневан - и приговаривает князя Асано к смертной казни, которую, по японским традициям, тот должен совершить самостоятельно путем харакири (ну или сеппуку, я в этих нюансах честно не разбираюсь). Князь Асано погибает, а его род лишен всех званий и вычеркнут отовсюду. Но самураи князя Асано, в одночасье ставшие ронинами, возмущены произошедшими и считают, что в отношении их сюзерена поступили несправедливо. Они решают мстить и после долгой подготовки совершают нападение на усадьбу Киры, а ему самому отрубают голову - которую затем возлагают на могилу князя Асано. После чего торжественно сдаются властям, и сёгун их тоже приговаривает к смертной казни. Путем харакири.
Ну что тут скажешь... :crzalien: Это было очень долгое и не всегда легкое чтение... :crztuk: Я бы сказала, что книга страшно неровная! :susp: читать дальше

@темы: Книги

Комментарии
22.08.2022 в 22:39

тёплые коты плывут по небу облаками, мысли переполнены мурчащими котами (Флёр)
:sunny:я б такое почитала на бумаге
22.08.2022 в 22:54

Привидение кошки, живущее в библиотеке
киса в свитере, я взяла в библиотеке. :rolleyes:
23.08.2022 в 00:40

Быть галанитом не преступление. Преступление -- быть живым галанитом.
Аглая, путем харакири (ну или сеппуку, я в этих нюансах честно не разбираюсь

Если коротко и на пальцах, то харакири -- дословно, вспарывание живота -- это наиболее распространённый и известный способ сэппуку. Которое в принципе может осуществляться разными способами, например, застрелиться из табельного пистолета на европейский манер (как бывало у японских милитаристов под конец войны).

командор (вот есть ли такое понятие у японцев?

У тупорылых толмачей с английского оно есть. Они этим словом переводят обыкновенного commanderа, то бишь, командира. И соответствующий флотский офицерский чин англоязычных флотов, который на наши деньги кап-лей или кап-3.

там почему-то пишут Кураносукэ. Что это - разное прочтение?

Типа того. Без -у- фонетическое, потому что это самое -у- в таких слогах редуцируется до почти неслышного или проглатывается вовсе. Но в написании по Хэпбёрну (латиницей) обычно есть. Спор о передаче транскрипции Хэпбёрна нашей кириллицей и транскрипции Поливанова это отдельная дисциплина спецолимпиады, лучше не парься, если не будешь загружаться всей этой японьщиной :)
23.08.2022 в 00:43

Быть галанитом не преступление. Преступление -- быть живым галанитом.
з.ы. Эх, где мои шашнаццать ...ну, ладно, двадцать -- двадцать пять лет. Тогда б, может, и прочитал эту талмудь. Сейчас точно не стану, да и период фанатения по самурайщине давно прошёл ))
23.08.2022 в 00:59

Привидение кошки, живущее в библиотеке
Battle_S.W.I.N.E., да вы, батенька, фанат. :tongue:
Ладно, хоть стало что-то понятнее. Насчет командора - думается, там все же что-то японское должно быть... :conf3: Да тут даже везде пишут - князь, князь... а я так смутно соображаю - а вроде же где-то толковали про даймё... Странно вообще на этом фоне, что оставили сёгуна - а то бы писали уж "король", чего проще. :gigi:
C сеппуку тоже понятно - то есть, ясное дело, что у них там пистолетов не было.
Загружаться я не собираюсь... мне бы Метельского почитать, да и слава богу :lol: А насчет талмудов - ну, я бы вот точно большую часть из середины выкинула... :lol: вся эта невразумительная движуха с сомнениями... Но кто его знает, этот авторский замысел. (может, японцам приятно просто читать бесконечные перечисления имен :smirk: )
23.08.2022 в 01:15

Быть галанитом не преступление. Преступление -- быть живым галанитом.
Аглая, да вы, батенька, фанат.

Лет двадцать тому назад был ))

Странно вообще на этом фоне

Да нет. Просто, исторически сложившаяся традиция перевода одних и неперевода других японских слов. Причём, не только у нас сложившаяся, и у англоязычных тоже.

з.з.ы. Вообще, доводилось мне в тот же период фанатения по самурайщине читать, что во времена, близкие к историческим -- XVIII-XIX веке -- завязка этой истории трактовалась не в пользу Асано. Типа как юный провинциальный мажор прикатил в столицу, где пальцы гнул и кидал понты, за что в итоге и поплатился. В то время как пытавшийся его урезонить господин Кира был человек честный и правильный -- отчего и пытался (на свою голову, как оказалось в итоге). И в чём, собственно, трагедия Оиси Кураносукэ и его братанов-самураев: долг самурая обязывал их служить нехорошему человеку, и отомстить за этого нехорошего -- хорошему. Но типа таков путь, деваться некуда.
Зато уже потом, в вестернизированной реформами Мэйдзи, а потом ударившейся в романтизацию посконной самурайщины предвоенной Японии акценты сместились: гадкий мажор стал чистым и честным провинциальным юношей, а столичный чиновник Кира (естественно) подлецом, интриганом и мздоимцем, которого нельзя не зарезать по народным понятиям о справедливости.
23.08.2022 в 01:56

Привидение кошки, живущее в библиотеке
Battle_S.W.I.N.E., ох уж эти традиции. :rolleyes:
Ну, здесь автор разрабатывает версию с благородным князем Асано и мерзавцем Кирой. :shuffle: В его изложении все выглядит вполне логично и достоверно. То есть, Асано - на мой взгляд, из XXI века - конечно же, сглупил... но что Кира его всячески подставлял, это однозначно. Тут даже автор выдает такой нюанс, что ронины Асано решились на свою месть даже не чисто из-за огорчения от смерти своего князя, а как бы от возмущения несправедливостью. Типа, что вынесенный Асано приговор они хоть и считают чересчур жестким, но не оспаривают. Но их возмутило, что Кира не понес никакого наказания, даже формального - а вроде как по всем правилам оба участника должны отвечать. (Кира тут по автору человек Янагисавы, действовал только по его указке и с его одобрения, и Янагисава его вывел из этого дела. В принципе, и казнь Асано состоялась по настоянию Янагисавы. Вот только нафига это понадобилось Янагисаве - для меня осталось загадкой. :gigi: Решила в итоге, по всему тексту, что автор намекает на его самодурство - ну вот не понравился человек, так и ну его нафиг). Собственно, поэтому я решила, что с этой точки зрения и логично выглядят все события - в смысле, что они прицепились к этому Кире, хотя каждому ясно - по автору - что он просто мелкая сошка, и за ним стоит его клан - Уэсуга - а дальше вообще Янагисава. Но у них, значит, такие хитрые юридические заморочки средневекового толка. :gigi: Мы, значит, не против власти и не против законов государства, мы только исправляем одну маленькую юридическую ошибку. :lol:
А всякие трагические коллизии с вынужденной защитой мерзавца согласно древним самурайским законам чести тут полностью перешли на Уэсуга - у них тоже есть колоритные персонажи. ;)
23.08.2022 в 02:53

Привидение кошки, живущее в библиотеке
Хотя нет, вру... :gigi: Автор же трактует в виде противостояния старого кодекса чести и новых нравов. Тогда получается, что вина целиком на Кире. Все началось с того, что он совсем зарвался от жадности и по беспределу. Асано прибывает исполнять там какие-то дурацкие обязанности, раз он в этих всех тонкостях не разбирается, то постоянно советуется со своими помощниками, но они тоже не разбираются. Потому что живут по старому кодексу. Его люди выяснили, что тут положено давать Кире взятку, которая выставляется, как подарок в знак уважения. Раз они все живут по старому кодексу, то посоветовались и решили, что надо что-нибудь подарить символически, потому что если дарить богатый подарок, то это можно рассматривать, как оскорбление чести. А Кира, ясное дело, живет по новым обычаям и его взбесил такой маленький подарок, из-за чего он стал делать Асано всяческие гадости. При этом Кира все же решил посоветоваться с Янагисавой, так как это все-таки целый князь, а не абы кто. А Янагисава уже и дал понять, что ему без разницы, что там будет с этим деревенским князем - они тут как бы его все презирают из-за этой разницы нового-старого. Ну вот, дальше и завертелось... :crztuk: