Александр Алов. Владимир Наумов. Статьи, свидетельства, высказывания.
Т.Логинова:
«…Я поняла: есть идея. Она в самой атмосфере нашей послевоенной жизни, в жажде творчества, труда, в неизбывной вере нашей в кино как в искусство, которое нам создавать. Верили не только мы, начинающие кинематографисты, но и зрители. В то время кино любили искренне и восторженно…»
«Пробьемся штыками» - это была любимая поговорка Саши Алова и Володи Наумова, она возникла в те самые 50-е, но не знали они, что ей суждено из шутливой присказки, в общем-то, стать жизненным девизом».
Алов и Наумов:
«Злоба – страшная болезнь человеческой души, тупая, неподвижная злоба, с которой мы так часто сталкиваемся в жизни и которая приносит столько горя людям».
«По калорийности одна минута смеха равна килограмму моркови», - любил повторять Савченко».
«Он ощущал смешное, как средство познания мира, а не как способ развеселить зрителя».
«Многое из того, о чем мы вспоминали, происходило не с нами обоими, а с кем-то одним из нас. Но судьбы наши сплетены были так тесно, что нередко примечательные истории, случавшиеся с одним, в пересказе другого обрастали подробностями и в таком виде оставались жить в нашей общей памяти».
читать дальше
Н.Погодин:
«К великому множеству исторических ситуаций можно применить эту революционную формулу: сделать нельзя и не сделать нельзя».
Н.Охлопков:
«В фильме нет ненавистных художественных схем, железобетонных героев, в которых с самого начала и до конца сценария ничего не менялось бы. Если в реальной жизни есть такие люди, то можно им только позавидовать. Но в искусстве таким персонажам не завидует никто. Искусство требует от художника показать процесс становления личности, показать КАК закалялась сталь. Не называется ведь книга «Готовая сталь», а именно – «Как закалялась сталь». Что же закалять и без того стального человека, если бы он явился в картину?»
«Ведь не единственная форма героизма размахивать шашкой. Есть внутренний героизм. Есть «внутреннее Бородино».
И.Пырьев:
«Мне нравятся молодые режиссеры, они смелые люди, у них смелые кадры, смелый почерк, не во всем, но во многих вещах у них своя манера, свое видение мира. И все это хорошо. Однако картина их мне не нравится. Это моя субъективная точка зрения, но я полагаю, что ее также должно высказать среди всеобщего восхваления. Вероятно, для окончания решения нашего спора эту картину придется показать молодому зрителю, а уж он пусть решит, кто из нас прав».
«Выступая, товарищ Охлопков говорил о том, что мы еще недостаточно оценили итальянскую кинематографию. Я бы сказал, что переоценили, особенно если посмотреть 8-10 фильмов подряд. Они все одинаковые».
«Здесь говорили о том, что образ Павла Корчагина должен заставить зрителя задуматься. Нет, этого недостаточно. Зритель должен полюбить героя, захотеть подражать ему».
Ф.Эрмлер:
«…Не только увидеть, но и почувствовать, понять, сердцем понять, а не только мозгом, какой была революция, как происходило становление Советской власти».
Н.Зоркая:
«На обсуждениях «Ветра» много стычек было именно вокруг образа Мари. Типично или нет, чтобы комсомольцы вовлекли в революционное движение девицу из публичного дома, - об этом спорили, ломали копья. Но если и принять наиболее справедливое, как думается, мнение одного из участников спора, что революция – такое дело истории, куда может оказаться вовлеченным любой…»
Л.Аннинский:
«Было в двадцатые годы ТАК или ЭДАК – спор совершенно наивный. Ибо в жизни всегда бывает и так и эдак».
«Едва примерили к человеку аскетический стиль, как человек взбунтовался: мне с гармонью легче!»
А.Мачерет:
«Смотря фильм, мы видим, как эффективно приподнятый над жизнью книжный романтизм процеживается сквозь густой фильтр подлинной жизни и очищается от своих бесполезных примесей».
Н.Ястребова:
«Историческая дистанция заставляет вглядываться в прошлое по-новому и находить в его опыте нечто гораздо большее, чем виделось раньше».
Ст.Рассадин:
«Если бы Достоевский предвидел эту экранизацию, он написал бы другой конец, повеселее».
«Режиссеры не слишком обо мне, зрителе, заботились. По правде говоря, на эту бесцеремонность хочется сетовать все-таки гораздо меньше, чем на излишнюю предупредительность, когда автор озабочен одним: чтобы тебе, зрителю, не пришлось перенапрячься в размышлениях, чтобы ты не встретился с чем-то непривычным и неудобным. Так создаются фильмы со всеми удобствами».
«Символика – алгебра искусства».
«Это известный оптический эффект: на фоне черного серое кажется белым. Подлинное рабство куда чернее придуманного».
А.Аникст:
«Не бывает произведения искусства для всех. Произведение искусства создается большой армией художников и создается для народа. Но в этом искусстве каждый берет то, что ему интересно, то, что ему приятно, то, наконец, что соответствует в данный момент мне, моему настроению. Иногда я хочу произведения веселого, иногда хочу произведения серьезного. А иногда художник берет меня за горло и говорит: ты хочешь смеяться, а ты должен возмущаться».
С.Герасимов:
«Меня не занимает то обстоятельство, Достоевский это или нет. Достоевский, конечно, потому что он автор «Скверного анекдота» и мысль его прочитана и показана средствами кинематографа. Не мне недостает в картине белого цвета, того самого белого цвета, который объемлет весь многосложный спектр цветов. Есть ли такой цвет у Достоевского? На мой взгляд, есть всегда. Иными словами, есть немыслимая, нечеловеческая по силе вера в душу человеческую. Если это отбросить у Достоевского, то и не станет Достоевского».
А.Турков:
«У меня возникло ощущение, что у всех присутствующих есть точный, канонический Достоевский, нечто вроде мерки, которую они прикладывают к картине, - сошлось или не сошлось. Уверен, такого канонического Достоевского нет. Потому первое, что от нас требуется, - это уважение к попытке художников увидеть Достоевского своими глазами. Когда Сурков спросил: «Куда мы ведем Достоевского?» - я охнул от одной формулировки. Не скрою – стало страшно. Достоевский предстал передо мной в виде козы, которой связали рога и потащили за собой на веревке».
А.Рекемчук:
«Мне кажется, что талант Алова и Наумова имеет свою ахиллесову пяту, которая состоит в тяге к спонтанной имажинации – извините меня за такое выражение… Это когда они уже не могут сдержать самопроизвольного извержения образов и когда они оказываются в его власти. Так, например, я не имею ничего против того, что Пралинский наступает в галантир, но когда этот галантир прямо с подошвы начинает кто-то там подъедать, то это происходит не потому, что того требует сюжет, и не потому, что Алову и Наумову так хочется, а потому, что они просто не могут вот так просто с этим галантиром расстаться…»
В.Наумов:
«В искусствоведении бытует термин «маленький человек». Я бы кроме этого ввел термин «страшненький человек».
А.Свободин:
«Фигура Хлудова над морем, на холме Константинополя, с его взглядом, обращенным в сторону покинутой России, - неправомерна. Голгофа Хлудову не идет – за ним ведь не собственный крест, а фонари с повешенными! И влечет его на родину не как раскаявшегося грешника, скорее, как преступника, которого тянет на место преступления, к пролитой им крови».
А.Макаров: «Алов и Наумов снимали трагедию. С самого начала их картина берет столь высокую и пронзительную ноту духовности, что аж сердце заходится, как в самолете от стремительного набора высоты».
«В числе своих самых любимых писателей Булгаков называл Гоголя. Булгаков, следуя за автором «Шинели», смешивает трагическое и комическое, драму и фарс, смех и слезы, причем одно переходит в другое и естественно, и мгновенно. И одно другому ничуть не противоречит, вернее, противоречит лишь на первый взгляд, при взгляде же более внимательном открываешь: у трагедии и смеха одни истоки. Один и тот же механизм, но работающий в разные стороны. То в одну, то в другую».
М.Блейман:
«Мы нередко говорили об искусстве как о воспроизведении картины мира, его модели – по принятому нынче выражению. Но прежде чем этот мир воспроизвести, воссоздать или, если угодно, создать его образ, нужно этот мир увидеть, увидеть и удивиться увиденному. Острота вИдения, его своеобразие, умение уловить необычность каждой детали – первый признак искусства вообще».
«Конечно, в «Беге» актеры играют правдиво и заставляют поверить в правду поступков и правду характеров. Но мало играть достоверно. Пора бы понять, что правдивость всего только условие актерского исполнения, а не его результат. Неправдивый актер синоним плохого актера. В актерском исполнении важно то, что выше правдоподобия. Это отлично знают большие актеры, как, впрочем, знают и хорошие зрители. В понятии «правдоподобия» всегда есть элемент копирования действительности, речь идет не о самой правде, а о подобии ее. А правда выше правдоподобия: она старается выразить сердцевину явления, а не только его повторить».
А.Алексин:
«Хороший человек всегда свято сберегает и воспоминания о своей юной поре, и эту пору в самом себе. А наблюдая человека плохого, с трудом представляешь себе, что он когда-то мог быть ребенком».
А.Медведев:
«Линия берега единственной судьбы очертила материка судьбы целого поколения».
Л.Зорин:
«Смотреть на них было одно удовольствие: оба молодые, веселые, удачливые, оба полные замыслов и в той поре жизни, когда нет никаких сомнений, что все будет реализовано, хватило бы только времени, а, впрочем, времени предостаточно, и, кроме того, кто сказал, что люди смертны все до единого. В конце концов есть исключения из каждого правила».
«Они ясно понимали то, от чего многие режиссеры, сознательно или бессознательно, отмахивались, - без настоящей литературы нет настоящего кино, роль диалога переоценить невозможно, синонимов не существует, и слово лишь тогда звучит в полную мощь, когда оно единственно, вот и не нужно жалеть усилий, чтобы отыскать это единственное слово».
В.Наумов:
«На наш вопрос, сколько лет нужно, чтобы обучить кинорежиссера, Эйзенштейн ответил: триста лет».