Анатолий Алексин. Собрание сочинений в 3 томах, т.3. Повести, рассказы, публицистика. Советская литература, детская литература.

Внезапно почитала Алексина...

Нет, я его, конечно, читала. В детстве. Во взрослом состоянии не перечитывала. И вот как раз по этому поводу уже какое-то время лениво размышляла, что неплохо было бы и перечитать... Но не прямо сейчас, а так... вообще, в принципе. да.

А тут случайно увидела в библиотеке этот третий том, заглянула в оглавление - а там в числе прочего указано - "из записных книжек". Ага! обрадовалась я. Моя тема... Взяла почитать. Ну и, оказалось, что и издатели не совсем точно указали, и я толком не посмотрела... В общем, нет тут никаких "записных книжек". Это просто несколько статей - ну, для газет-журналов, я думаю. Чисто публицистика. Нет, это тоже интересно и видно, что волновало и тревожило писателя. Но не совсем то, о чем я думала. Так что, раз уж такие дела, решила почитать включенные здесь в содержание повести и рассказы. Думала, что просто гляну... Но так незаметно и прочитала.

После чего много думала - о да, я со времен детства и забыла - а может, тогда и не осознавала толком - насколько Алексин, как сейчас выражаются, "стекло и стеклище".

(да-да, все эти девочки, пишущие тексты, и провозглашающие сами себя того... приверженцами стекла, или как они еще выражаются - это они просто не читали Алексина. А то бы помалкивали себе).
читать дальшеВообще, вот не знаю, как выглядят остальные тома, но этот третий том - конкретно очень странный. По подбору материала. Как-то тут все подряд напихали - солянка сборная. Тут и произведения для взрослых, тут и для малышей. И публицистика до кучи. И более поздние, из 80-х, и более ранние, из 50-60-х. Странная какая-то логика, непонятная.
Обдумывая прочитанное, пришла к неожиданному для себя выводу.
Что вот я всю жизнь - как в детстве читала, так и с тех пор - считала, что Алексин пишет такое... реалистическое. Ладно, скажем, соцреализм, как тогда выражались. А сейчас вот читаю и думаю, что, по сути это не то что сильно реализм. А скорее ближе стоит к магическому реализму. Как ни дико это звучит.
Не в том плане магический реализм, как сейчас это понимают - что вот, скажем, люди живут себе и разбираются со своими проблемами, а у них собаки говорящие, или еще что. Дома сами собой перемещаются и переделываются, не знаю, в общем, но в таком же духе сейчас пишут мастера жанра. У Алексина, конечно, такого нет, в этом смысле он от реализма не отходит. Но он просто берет некоторые вводные такие... диковатые... Психологического или морального плана. И вокруг этого уже начинает все крутить. Ну, я вроде смутно понимаю, что это такой прием литературный. Чтобы что-то особо четко показать, проявить... подчеркнуть и все такое. Просто сама эта вводная посылка, если подумать, представляется все же несколько фантастической.
Здесь в этом смысле самое яркое произведение - первая повесть "Домашний совет". Она меня сразу и выбила из привычной колеи, о ней больше всего и думаю... Остальные помещенные в том повести и рассказы ощущаются куда более нормальными. Обычные такие вещи для советской литературы. Если детские - так четко чувствуешь, к чему автор ведет, что воспитывает. Если взрослые - тоже основная мысль понятна. Хорошо написано, крепко.
А вот "Домашний совет" - ну, как-то меня сильно задело.
Сюжет тут, в общем, такой: поздний СССР (как тут указано, повесть опубликована в журнале "Юность" в 1980), интеллигентская продвинутая семья - молодые ученые, занимаются физикой. У них двое детей - мальчики-близнецы. Или, как тут подчеркивает рассказчик, один из этих мальчиков - двойняшки. Потому что так-то они совсем разные. И по характеру, и даже внешне. Один добрый, талантливый и благородный, к тому же красивый мальчик. Другой - злобный, подлый, завистливый и эгоистичный, посредственность, но с амбициями. И внешне довольно неприятный. И вот у них так с детства и идет - темный брат другому гадит исподтишка, подставляет, гребет все под себя. Светлый брат старается вести себя еще дружелюбнее и благороднее. Родители с продвинутыми идеями по части воспитания типа стараются воспитывать сыновей в духе товарищества, создать из них настоящую семью и для этого у них заведено, что все обсуждается на "домашнем совете". Открытость и гласность, так сказать. Однако за все это время оба брата нисколько не переменились - один все так же прикладывал старания, а другой продолжал жить в свое удовольствие. Закончилось это - ну, как и следовало ожидать от Алексина - большой подлостью и окончательным разрывом.
Вот об этом я и размышляла - уже сколько времени после прочтения. Что все, конечно, изложено автором очень пронзительно... Но вообще-то не совсем понятно, откуда что взялось. То есть, как все развивается из заданной точки, автор очень хорошо и четко показывает. Но сама-то эта заданная точка взялась откуда? То есть - вот этот подлый темный брат, он из чего такой стал? Если он так себя ведет прямо таки с пеленок? (первая совершенная им подлость - еще в детском саду). Он что ли с рождения сам собой такой? Или это результат неправильного воспитания? Если так, то почему второй брат нормальный? И - размышляю я - можно ли тут проследить, в какой момент эти допущенные недочеты в воспитании стали необратимыми? Это же явно просчет со стороны родителей? Может, тут имеется в виду, что сама эта идея с домашним советом - это ложь и фикция? что толку все на нем обсуждать, если это ни к чему не ведет? Если совершенные подлости раз за разом остаются безнаказанными?
Ну вот, а потом я неожиданно думаю и в другом ключе.
Что вообще-то это можно воспринять и как философскую притчу. Что братья и в самом деле с рождения разные - один светлый, другой темный. И что ли тогда автор имеет в виду что? что бессмысленно с изначально злобной сущностью вести себя вот так цивилизованно - сесть, все проговорить вслух и погрозить пальчиком - дескать, нехорошо так себя вести! От этого темная сущность никак не изменится, а только уверится в своей безнаказнности. В лучшем случае, будет творить свои подлости еще более ловко и скрытно. А что тогда с ней делать? как быть в этой ситуации? вопросы, вопросы... Особенно тревожно - нынешним задним числом - делается от того, что повесть вышла в поздние советские годы - и мы знаем, что вскоре последует. Прямо в который раз задумываюсь, что во многих произведениях тех лет уже как-то ощущается что-то темное и жуткое - приближение беды...
Вечная тема))
Много читала Алексина, интересно, осилю ли сейчас?
А насчет того - почему двойнящки такие разные...это-то мне как раз и не кажется фантастическим. Когда мой сын был маленький, у нас были соседи с девочками-двойняшками (близнецами?). Одна девочка была с самого рождения крупнее и выше ростом: понятно, что в раннем возрасте это преимущество - отобрать у другой игрушку, отпихнуть с лучшего места и т.п.
Родители эту проблему "решали" тем, что мелкая неделями гостила у бабушки. Бабушка - это, конечно, здорово: молодой маме нелегко было справляться с двумя малышками. Но представьте, что мог чувствовать "сосланный" к бабушке ребенок. Не знаю - какой воспитатель был из бабушки (мама отца), но со слов мамы двойняшек она мелкую "слишком баловала", поэтому ребенок возвращался домой "капризным и агрессивным". Не в курсе - как сложились отношения между сестрами, когда они стали взрослыми - мы переехали в другой район города, когда тем было около 3-4 лет. Но уже тогда было очевидно, что девочки растут очень разными и отношениями между ними очень проблемные.
Еще одно наблюдение: у моей хорошей знакомой сыновья-погодки. Мы познакомились, когда тем было 4 и 5 лет соответственно и общаемся до сих пор - младший из них уже женат, отец. О, таких антиподов еще поискать! Как по внешности (старший низенький, широкий, рыжий - в маму, младший высокий, худой, брюнет - в папу), так и по характеру (старший - бунтарь, основной источник родительских тревог и бесконечных проблем, младший - само послушание, все делающий "правильно").