Литературная газета.
Александр Бобров, профессор кафедры журналистики МосГУ: «Отдельные ляпы – просто просчеты чиновников от образования, но главная беда все же в другом: многие знания, особенно по гуманитарным, мировоззренческим предметам просто невозможно внедрить через подготовку ЕГЭ и проверить через ЕГЭ. Его принципиально нельзя усовершенствовать по самой сути.
Вот задание по классическому стихотворению 16-летнего Лермонтова «Нищий».
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
«Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. (ЗАЧЕМ язык уродовать приучать со школы?)
читать дальшеУкажите род литературы, к которому относится стихотворение М.Ю.Лермонтова «Нищий». Как называется стилистический прием, основанный на повторении одинаковых гласных звуков в стихотворной строке? Как называется созвучие концов стихотворных строк? Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в стихотворении: риторический вопрос; эпитет; инверсия; анафора; гипербола. Определите размер, которым написано стихотворение М.Ю.Лермонтова «Нищий». Ваше имя».
Мое имя – Бобров, который как поэт и доцент кафедры заявляет, что это образец убийства поэзии и смысла преподавания литературы. Начиная от ничтожности и неточности задания – аллитерация в этом стихотворении как раз почти никакая, рифмы слабые, а выразительных средств не три, а четыре. Но это все – частности. Главное, что школьник, готовясь к такому тупому ЕГЭ, не узнает, что Лермонтова еще подростком провезли по главным монастырям Московии, открывая ему глаза на духовную культуру и историю (ведь монастыри были крепостями!). Что стихотворение «Нищий» Лермонтов написал после посещения Троице-Сергиевой лавры в компании молодежи. Он посвятил его Екатерине Сушковой, в которую был страстно влюблен. Многие исследователи считают, что произведение основано на реальном жестоком поведении легкомысленной возлюбленной поэта. У стен монастыря Сушкова в шутку подала нищему камень. Лермонтов был настолько возмущен этим поступком, что юная особа сразу же утратила в его глазах всю привлекательность. Современники утверждали, что так и было. Сама Сушкова в записках категорически отрицала этот факт своей биографии. Но как бы то ни было, школьники при подготовке к такому ЕГЭ не узнают вообще ничего этого.
Ну и что, что написано ямбом… Чиновничий примитивизм и внедренный общий губительный подход, который надо принципиально менять! И так образование стоит при финансировании с протянутой рукой, а тут еще камень ЕГЭ – в руку!»
Т.Орлова. Драконовы печати.
«- В Тоар вчера вечером прибыла делегация от королевского дома Курайи, - на этих словах я вздрогнула. Тхэ-Ра смотрел пристально, как обычно, продолжая: - Они хотят откупиться. Мы тоже хотим, чтобы они откупились, но плата за мир будет высокой. Для нас договоренности святы, ты обязательно накажем того, кто не думает так же.
Я взяла себя в руки и осмелилась спросить прямо:
- Государь, могу я узнать, какой откуп вас бы устроил?
Он пожал плечами.
- В том-то и дело, что единого мнения нет. Шах-Ра импульсивен, он сразу выступал за войну. Мол, мы в состоянии поработить всю их территорию, а бесчестного короля с его отпрысками уничтожить. Я кое-как его уговорил. И, путешествуя там, понял, что был прав – Курайи огромно, наших подданных не хватит, чтобы заселить такую территорию. Люд там простой, большей частью крестьяне и охотники. И они очень похожи на наш народ. То есть, будут сопротивляться. Нам потребуется не одно столетие, чтобы подчинить их полностью. К тому же наши торговцы выгодно работают с ними, им не на руку долгий военный конфликт. Мне удалось убедить брата. Теперь он согласен сжечь дотла несколько густонаселенных городов – это не разрушит экономику Курайи, зато надолго покажет всем, что означает гнев Драконов.
- А чего хотите вы? – меня подводил голос.
- Я склоняюсь к мысли обложить их приличным оброком. Лет, думаю, на сто. Когда они тысячами начнут голодать, то тоже запомнят гнев Драконов.
Хотелось зажмуриться, но я заставляла себя смотреть прямо, только с дребезжанием в голосе ничего не могла поделать:
- Это очень жестоко, государь. Вы обречете на голод крестьян, ремесленников… их детей. А не тех, кто действительно нарушил мир между нашими странами.
Он усмехнулся:
- Политика не бывает милосердной. Чем больше они заплатят сейчас, тем меньше у них будет желания повторять такой опыт. Но вот Орилла тоже настаивает на проявлении доброты. Наверное, это черта всех женщин. По мнению Ориллы, достаточно оставить двух старших наследников короля, а остальных семнадцать прилюдно пытать и казнить. Дескать, и этого хватит, чтобы закрыть вопрос, а не ломать их хозяйство.
Я все-таки зажмурилась.
- Я помню, что ты куранийка, но теперь ты служишь нам».