Привидение кошки, живущее в библиотеке
«Тень ветра». Очень красивая книга, но чудовищно тяжелая для чтения. Во всяком случае, у меня было такое впечатление… Даже не то, что там приходиться «продираться сквозь текст». Нет, сам текст выразительный, фразы изящные и неожиданные, никаких красивостей и заумных описаний… Просто сама атмосфера ужаса, мрака, безнадежности, депрессии…
Готический роман? Мистика? Нужно еще, наверно, добавить – книжный роман.
читать дальше
Действие книги происходит в Испании, в первой половине ХХ века. При чем развивается одновременно на двух уровнях: основной сюжет идет в 1945-1954 годах, а герои тщательно разбираются в событиях, происшедших в 20-30 годы. Прошлое и настоящее переплетаются и взаимодействуют…
Действие книги начинается с того, что букинист Семпере приводит своего сына – десятилетнего Даниэля – на Кладбище Забытых Книг. Это старый дом, скрытый в переулках Барселоны, где находят приют все книги, которые кто-то когда-то с удовольствием читал, и оставил в них частичку своей души… Об этом доме знают только завзятые книжники, которые воспринимают книги как неотъемлемую часть жизни. Каждый, кто впервые вступает на Кладбище Книг, может выбрать себе одну книгу. Или книга выберет его? Во всяком случае, она останется с ним на всю жизнь.
Маленький Даниэль выбрал роман Хулиана Каракса «Тень ветра». Он никогда не слышал об этом авторе. Но книга ему понравилась, и он решил найти остальные книги Каракса и прочитать их тоже… И с этого момента его жизнь необратимо переменилась. Он оказывается втянут в жуткие, таинственные, необыкновенные события, знакомится с самыми необычными людьми, привычная повседневная реальность наполняется чудесами и мистикой. Оказывается, Даниэлю достался чуть ли не единственный уцелевший экземпляр книги Каракса – все остальные книги уничтожены загадочным человеком, который прячет лицо под маской и именует себя Дьяволом… Оказывается, в современной Барселоне существуют дома с привидениями, а людям приходят мистические откровения.
Даниэль желает во что бы то ни стало узнать правду о жизни Каракса и о его книгах. Но постепенно он задается вопросом, не приносит ли он этим зло и смерть окружающим?
Финал книги автору удалось сделать красивым и открытым. В смысле: можно воспринять так, или по другому… Встретились Даниэль с Караксом наяву, или это было в другой реальности – книжной? И вообще – не являются ли они одним и тем же человеком, который получил шанс прожить жизнь заново и исправить совершенные ошибки? И в самом деле, получается, что после того, как книга Каракса попала в руки Даниэля, жизнь мальчика фактически стала повторением жизни Каракса… По сюжету, Каракс официально считается погибшим в 1936 году, и в это же время книга Каракса попадает на Кладбище Книг, чтобы через десять лет ее там нашел Даниэль. Получается, что душа Каракса все эти годы бережно хранилась книгой, которая не дала ей исчезнуть вопреки войне, всеобщей ненависти и желанию самого художника? Это красиво, и об этом стоит хорошо подумать…
Что еще можно сказать… При чтении книги я поняла, что абсолютно ничего не знаю об Испании.
То есть – мелькают какие-то хрестоматийные образы, Сервантес, Лопе де Вега, все такое. Но если взять ту же войну в Испании 1936 года. Ясно, что война была, как неоднократно упоминалось в наших книгах – съехались добровольцы из разных страны на битву с фашизмом… Но читаю упоминания событий, фамилии политиков и генералов, названия партий (миллион!) и не понимаю вообще ничего. Какие партии какие цели преследовали, кто развязал мятеж, второй мятеж, и до бесконечности, кто когда пришел к власти, и кто выгадал от того и от этого… Темный лес. Потом заметила, что героям книги это полностью безразлично и успокоилась. В самом деле, какая разница, кто пришел к власти, если люди по-прежнему живут в бесконечном ужасе, ожидании ареста и тайного расстрела с последующими похоронами в безымянных могилах. Если при любом режиме к власти приходят убийцы со змеиными глазами, вроде чудовищного инспектора Фумеро, который в книге, видимо, является олицетворением бесчеловечной власти (или гражданской войны?)
Совершенно неожиданным манером, мне все это напомнило Мистралию Панкеевой.
Конечно, понятно, что Мистралия – это та же Испания, но как-то я до сих пор читала с позиции «добровольцы приплыли» и т.д. То есть – с внешней стороны. А тут показано, что происходило в тогдашней Испании изнутри. Мда, невесело там было.
Отсюда у меня получился вывод, что вряд ли предложенный Панкеевой фэнтезийный выход помог бы в реальности. Это, по сути, опять те же «добровольцы приплыли». Ну и что?
Приплыли, победили… как тут видно, такое уже было неоднократно. А инспектор Фумеро только все выше продвигался по карьерной лестнице…
Еще под конец возникла начисто безумная мысль: не имел ли в виду автор каким-то боком Гарсиа Лорку? Если прикинуть, то что-то возникает подозрительно много совпадений. Я, конечно, не имею в виду весь этот готический любовный романс с незаконнорожденными сыновьями, запретной любовью, похороненными заживо красавицами и прочее. Но в том плане, что Каракс и Гарсиа Лорка собственно практически в одно и то же время родились, в одно и то же время погибли (официально!), и практически одинаковым способом, точно так же оба были похоронены неизвестно где… Все книги Каракса были по сюжету уничтожены, сожжены. Я читала, что книги Лорки тоже были практически все уничтожены во франкистской Испании. Почему бы тогда не вообразить, что все это время книги Гарсиа Лорки так же хранились на Кладбище Забытых Книг, ожидая своего времени?
Что мне еще понравилось – так это отношение автора к книгам. Обычно ведь идут рассуждения о реальной жизни и о бегстве в книгу… А тут автор твердо заявляет свою позицию – книги тоже часть реальной жизни. Ведь кто-то же их писал, кто-то читал, и каждый вкладывал в них частичку души. По автору вообще выходит, что окружающие нас книги, все написанные за это время – это как души давно ушедших людей, которые остались с нами, которые разговаривают с нами, хранят нас… Мне, как читателю такая позиция близка и понятна!
Цитаты:
«Каждая книга обладает душой. В ее душе живут души тех, кто книгу писал, кто ее читал и жил ею в своих мечтах. Каждый раз, когда книга попадает в новые руки, каждый раз, когда кто-то пробегает взглядом по ее страницам, ее дух прирастает и становится сильнее.»
«Мертвых языков не существует, есть лишь заснувший разум.»
«Как истинный книголюб, он нюхом чуял хороший текст, как волк – запах крови.»
«Книги – как зеркала, в них лишь отражается то, что у тебя в душе.»
«Время бежит быстрее, когда оно заполнено пустотой. Жизнь, не имеющая смысла, проскальзывает, словно поезд, которые не останавливается на твоей станции.»
«Он был трудоголиком, страдающим от чувства вины. Он уважал праздный образ жизни окружающих его людей и даже завидовал этой праздности, но бежал от нее, как от чумы. Далекий от того, чтобы гордиться своими моральными принципами, он часто шутил по поводу своей продуктивности и называл ее самой безобидной формой трусости:
- Пока работаешь, тебе не надо смотреть жизни в глаза.» (Ага, знаю я некоторых трудоголиков!)
![:ghost:](http://static.diary.ru/picture/497560.gif)
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
читать дальше
Действие книги происходит в Испании, в первой половине ХХ века. При чем развивается одновременно на двух уровнях: основной сюжет идет в 1945-1954 годах, а герои тщательно разбираются в событиях, происшедших в 20-30 годы. Прошлое и настоящее переплетаются и взаимодействуют…
Действие книги начинается с того, что букинист Семпере приводит своего сына – десятилетнего Даниэля – на Кладбище Забытых Книг. Это старый дом, скрытый в переулках Барселоны, где находят приют все книги, которые кто-то когда-то с удовольствием читал, и оставил в них частичку своей души… Об этом доме знают только завзятые книжники, которые воспринимают книги как неотъемлемую часть жизни. Каждый, кто впервые вступает на Кладбище Книг, может выбрать себе одну книгу. Или книга выберет его? Во всяком случае, она останется с ним на всю жизнь.
Маленький Даниэль выбрал роман Хулиана Каракса «Тень ветра». Он никогда не слышал об этом авторе. Но книга ему понравилась, и он решил найти остальные книги Каракса и прочитать их тоже… И с этого момента его жизнь необратимо переменилась. Он оказывается втянут в жуткие, таинственные, необыкновенные события, знакомится с самыми необычными людьми, привычная повседневная реальность наполняется чудесами и мистикой. Оказывается, Даниэлю достался чуть ли не единственный уцелевший экземпляр книги Каракса – все остальные книги уничтожены загадочным человеком, который прячет лицо под маской и именует себя Дьяволом… Оказывается, в современной Барселоне существуют дома с привидениями, а людям приходят мистические откровения.
Даниэль желает во что бы то ни стало узнать правду о жизни Каракса и о его книгах. Но постепенно он задается вопросом, не приносит ли он этим зло и смерть окружающим?
Финал книги автору удалось сделать красивым и открытым. В смысле: можно воспринять так, или по другому… Встретились Даниэль с Караксом наяву, или это было в другой реальности – книжной? И вообще – не являются ли они одним и тем же человеком, который получил шанс прожить жизнь заново и исправить совершенные ошибки? И в самом деле, получается, что после того, как книга Каракса попала в руки Даниэля, жизнь мальчика фактически стала повторением жизни Каракса… По сюжету, Каракс официально считается погибшим в 1936 году, и в это же время книга Каракса попадает на Кладбище Книг, чтобы через десять лет ее там нашел Даниэль. Получается, что душа Каракса все эти годы бережно хранилась книгой, которая не дала ей исчезнуть вопреки войне, всеобщей ненависти и желанию самого художника? Это красиво, и об этом стоит хорошо подумать…
![:angel:](http://static.diary.ru/picture/497729.gif)
Что еще можно сказать… При чтении книги я поняла, что абсолютно ничего не знаю об Испании.
![:(](http://static.diary.ru/picture/1146.gif)
Совершенно неожиданным манером, мне все это напомнило Мистралию Панкеевой.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![:(](http://static.diary.ru/picture/1146.gif)
![:conf3:](http://static.diary.ru/picture/1152.gif)
Еще под конец возникла начисто безумная мысль: не имел ли в виду автор каким-то боком Гарсиа Лорку? Если прикинуть, то что-то возникает подозрительно много совпадений. Я, конечно, не имею в виду весь этот готический любовный романс с незаконнорожденными сыновьями, запретной любовью, похороненными заживо красавицами и прочее. Но в том плане, что Каракс и Гарсиа Лорка собственно практически в одно и то же время родились, в одно и то же время погибли (официально!), и практически одинаковым способом, точно так же оба были похоронены неизвестно где… Все книги Каракса были по сюжету уничтожены, сожжены. Я читала, что книги Лорки тоже были практически все уничтожены во франкистской Испании. Почему бы тогда не вообразить, что все это время книги Гарсиа Лорки так же хранились на Кладбище Забытых Книг, ожидая своего времени?
Что мне еще понравилось – так это отношение автора к книгам. Обычно ведь идут рассуждения о реальной жизни и о бегстве в книгу… А тут автор твердо заявляет свою позицию – книги тоже часть реальной жизни. Ведь кто-то же их писал, кто-то читал, и каждый вкладывал в них частичку души. По автору вообще выходит, что окружающие нас книги, все написанные за это время – это как души давно ушедших людей, которые остались с нами, которые разговаривают с нами, хранят нас… Мне, как читателю такая позиция близка и понятна!
Цитаты:
«Каждая книга обладает душой. В ее душе живут души тех, кто книгу писал, кто ее читал и жил ею в своих мечтах. Каждый раз, когда книга попадает в новые руки, каждый раз, когда кто-то пробегает взглядом по ее страницам, ее дух прирастает и становится сильнее.»
«Мертвых языков не существует, есть лишь заснувший разум.»
«Как истинный книголюб, он нюхом чуял хороший текст, как волк – запах крови.»
«Книги – как зеркала, в них лишь отражается то, что у тебя в душе.»
«Время бежит быстрее, когда оно заполнено пустотой. Жизнь, не имеющая смысла, проскальзывает, словно поезд, которые не останавливается на твоей станции.»
«Он был трудоголиком, страдающим от чувства вины. Он уважал праздный образ жизни окружающих его людей и даже завидовал этой праздности, но бежал от нее, как от чумы. Далекий от того, чтобы гордиться своими моральными принципами, он часто шутил по поводу своей продуктивности и называл ее самой безобидной формой трусости:
- Пока работаешь, тебе не надо смотреть жизни в глаза.» (Ага, знаю я некоторых трудоголиков!)
@темы: Книги