Привидение кошки, живущее в библиотеке
По случаю, по случаю... 
читать дальше
О яростном сердце чилийца
История эта.
О парне простом и отважном,
А память о нем, как секира…
Пора наступила могилу открыть, где таится Мурьета.
В гробницу забвенья пробраться, где прах его спрятан от мира…
Очень люблю эту оперу. Для меня это было настоящим шоком… То есть, сначала выделялись красивые отдельные арии и мелодии – их там хватает, или напряженный сюжет, или красивые и колоритные актеры – мы, конечно, не спектакль, мы кино смотрели… А если слушать без визуального ряда, просто голоса с пластинки – то все становится настолько единым целым, гармоничным… Высокая трагедия, как она есть (хотя не буду спорить, если кто скажет, что я ошиблась с жанром, я в жанрах плаваю).
Началось это все в 1983 году, когда вышел фильм, с Андреем Харитоновым и Александром Филиппенко в главных ролях. Мы его, конечно, немедленно просмотрели всем классом, и дружно заболели. Кому-то посчастливилось раздобыть кассету с записью – слушали на магнитофоне. А потом вышла пластинка, и настал полный праздник – слушай, сколько влезет.
Я и прослушала, много раз… Единственная опера, которую я могу слушать почти целиком, а не отдельные фрагменты. Я только убийство Тересы пропускала – потому что там же вообще вынести невозможно…
Потом проигрыватель сломался, и музыка замолкла. Очень грустно… Только недавно, как раз когда праздновали юбилей А.Рыбникова, выпустили его музыку на компакт-дисках. Даже было как-то страшновато – а вдруг, от оперы ничего не осталось, вдруг, все не так, как запомнилось давным-давно, еще в школьные времена? На самом деле получился интересный эффект: мне стало совершенно ясно, что тогда, в далекие 80-е годы, создатели оперы имели в виду вовсе не далеких и абстрактных чилийцев, а вполне конкретных и близких нас. И даже еще печальнее – получился такой сон о будущем… Ну, в самом деле: бедная страна, люди, которые мечтают любой ценой попасть в США и разжиться там золотом, чтобы обеспечить себе и близким стабильный уровень жизни, а вместо этого затянуты в кровавые и бессмысленные войны… Смерть торжествует? Мда.
Но это все равно жутко красиво! То есть красиво и жутко.
Здесь крыши и груши мокры от дождя,
И по склонам бредут виноградники, пахнет жасмином…
Начальная песня Хоакина. А вот, разве есть еще какие-то сомнения?
В школе с детства нас учили –
Нет страны чудесней Чили!
Как сказал поэт, как сказал поэт…
Есть пустыни и вулканы,
Острова и океаны!
Только жизни нет, только жизни нет!
…Из морских глубин киты
Кажут скользкие хвосты,
Газы бьют из всех отверстий,
Ламы есть из чистой шерсти,
Только жизни нет, только жизни нет, только жизни нет!
Потом все кричат о золотой лихорадке в Америке, и договариваются туда плыть за золотом.
По мне, сеньоры, лучше и не надо – скоплю деньжат на домик у пруда…
Чтоб жарким летом в нем была прохлада,
И чтобы печь гудела в холода…
Согласен, братцы, и просить не надо, а вдруг я встречу там свою Звезду?
Скажу ей – стань женой моей, отрада!
И к алтарю венчаться поведу…
Потом идет ария Звезды, которую все знают… «Я твоя свобода, я твоя Звезда!» - и тут появляется Смерть. Ее ария, получается, повторяет тему Звезды, только все искажает, уродует.
Я твоя погибель, твой обрыв земной,
Я скрипучий голос за твоей спиной,
Обернется мукой твой кровавый путь!
Может, лучше сразу? Стоит ли тянуть!
Но Хоакин еще не слышит Смерть, он слышит только Звезду.
Потом все отправляются… Поют «прощай! Прощай!»
Мы плывем на большом корабле!
Там и сыто живут, и в тепле!
Мы из ада отправились в рай!
Прощай! Прощай! Прощай!
Смерть тоже плывет на корабле и радуется.
Будет заваруха, не сойти мне с места!
Тут гляди-поглядывай, да вертись волчком!
Сын с отцом рассорится! Мать ограбит дочку!
Будет рыть священник золото крестом!
Будет заваруха, это уж поверьте!
Горько будет, дяденька, хоть назад плыви!
Два шага, не больше, от Звезды до Смерти…
Хоакин встречает Тересу, они влюбляются в друг друга и празднуют свадьбу.
Я тобою назову небо, звезды и траву,
Все деревья и цветы, вся земля зовется – Ты!
Смерть и этому радуется, и веселится на свадьбе вместе со всеми.
Любите? Любите, раз пришла пора!
Я погреюсь возле вашего костра!
Матушка Природа, добрая душа,
Безвозмездно нищим дарит малыша!
Пользуйтесь природой, делайте детей,
Сыпьте их в копилку будущих смертей!
Но Звезда поет громче Смерти и заглушает ее.
Все прибывают в Америку, начинают работать на приисках. Возникают конфликты с местными «ревнителями чистоты рядов». Драки, конфликты. Настает время Смерти.
Вот оно, начало! Все пойдет, как шло.
Пусть друг другу глотки рвут Добро и Зло…
Ну, ребята, начинайте!
Вот прямо так и представляю, что Смерть берет противников и толкает их друг на друга.
Местные убивают Тересу. Кошмарная сцена. Ария умирающей Тересы…
Не родись, мой сын, не родись,
В нерожденный прах обратись…
Я тебя во мрак унесу,
в землю, корни, траву, росу,
Не родись в этот мир, здесь грязь!
Тересу хоронят. Обезумевший Хоакин сколачивает банду из своих соплеменников и начинает убивать всех, кто попадется под руку. И Смерть все время находится рядом с ним, ведет Хоакина и дает ему ценные советы… Пока Хоакина не затравят, как бешеного зверя и не пристрелят. Только в самом конце Хоакин напрямую видит Смерть и разговаривает с ней.
- Кто ты, потаскуха? Я тебя убью!
- Не губи, красавец, молодость мою!
Я не потаскуха… Я – Смерть, изнанка жизни. С той разницей, что убивая, рождают меня! Но убив меня, нельзя родить жизнь!
Смерть целует Хоакина, и тот умирает под выстрелами рейнджеров. Финал открытый. Называется – делайте для себя выводы, дамы и господа.
Я хочу, чтобы Жизни смерть моя пригодилась…
Я вот думаю, что это была ошибка Хоакина. Звезда же ему с самого начала сказала «Не теряй из виду мой певучий луч!» А Хоакин пошел в сторону Смерти, и Звезда погасла, остались только кровь и ужас…
Выразительно.
В общем, можно сказать, что Смерть здесь – самый яркий образ. Тут как ни сыграй… В фильме Смерть играл Филиппенко, и у него она действительно получилась такой вульгарной, липучей, суетливой… Под маской Шута.
А на пластинке – там по другому. Там за Смерть пел Г.Трофимов. Таким низким и медленным голосом. Впечатление выходит почти как от Пратчеттовского Смерти. Только у Пратчетта Смерть – лоялен и доброжелателен. А в опере Смерть – это тьма. Ужас.
Вот, вот она, моя заигранная пластинка!
Там еще на развороте было архивное фото - голова Мурьеты, выставленная в балагане. Но почему-то из сети не скачалась...
А это кадр из фильма. Не удалось найти Харитонова в фас. Но он действительно был очень живописный!
А это уже из фанарта! Кто-то то ли изобразил, то ли нашел этот рисунок для Смерти. Альтернативное такое видение.
Ну да, собственно, это из дроу... Но кто-то видит Смерть вот такой.
Почему бы и нет? Если даже взять на роль женщину, но оставить ей мужской голос - надо оставить, а то никакого эффекта не будет! - тогда впечатление будет, у-у... 

читать дальше
О яростном сердце чилийца
История эта.
О парне простом и отважном,
А память о нем, как секира…
Пора наступила могилу открыть, где таится Мурьета.
В гробницу забвенья пробраться, где прах его спрятан от мира…
Очень люблю эту оперу. Для меня это было настоящим шоком… То есть, сначала выделялись красивые отдельные арии и мелодии – их там хватает, или напряженный сюжет, или красивые и колоритные актеры – мы, конечно, не спектакль, мы кино смотрели… А если слушать без визуального ряда, просто голоса с пластинки – то все становится настолько единым целым, гармоничным… Высокая трагедия, как она есть (хотя не буду спорить, если кто скажет, что я ошиблась с жанром, я в жанрах плаваю).
Началось это все в 1983 году, когда вышел фильм, с Андреем Харитоновым и Александром Филиппенко в главных ролях. Мы его, конечно, немедленно просмотрели всем классом, и дружно заболели. Кому-то посчастливилось раздобыть кассету с записью – слушали на магнитофоне. А потом вышла пластинка, и настал полный праздник – слушай, сколько влезет.
Я и прослушала, много раз… Единственная опера, которую я могу слушать почти целиком, а не отдельные фрагменты. Я только убийство Тересы пропускала – потому что там же вообще вынести невозможно…
Потом проигрыватель сломался, и музыка замолкла. Очень грустно… Только недавно, как раз когда праздновали юбилей А.Рыбникова, выпустили его музыку на компакт-дисках. Даже было как-то страшновато – а вдруг, от оперы ничего не осталось, вдруг, все не так, как запомнилось давным-давно, еще в школьные времена? На самом деле получился интересный эффект: мне стало совершенно ясно, что тогда, в далекие 80-е годы, создатели оперы имели в виду вовсе не далеких и абстрактных чилийцев, а вполне конкретных и близких нас. И даже еще печальнее – получился такой сон о будущем… Ну, в самом деле: бедная страна, люди, которые мечтают любой ценой попасть в США и разжиться там золотом, чтобы обеспечить себе и близким стабильный уровень жизни, а вместо этого затянуты в кровавые и бессмысленные войны… Смерть торжествует? Мда.
Но это все равно жутко красиво! То есть красиво и жутко.
Здесь крыши и груши мокры от дождя,
И по склонам бредут виноградники, пахнет жасмином…
Начальная песня Хоакина. А вот, разве есть еще какие-то сомнения?
В школе с детства нас учили –
Нет страны чудесней Чили!
Как сказал поэт, как сказал поэт…
Есть пустыни и вулканы,
Острова и океаны!
Только жизни нет, только жизни нет!
…Из морских глубин киты
Кажут скользкие хвосты,
Газы бьют из всех отверстий,
Ламы есть из чистой шерсти,
Только жизни нет, только жизни нет, только жизни нет!
Потом все кричат о золотой лихорадке в Америке, и договариваются туда плыть за золотом.
По мне, сеньоры, лучше и не надо – скоплю деньжат на домик у пруда…
Чтоб жарким летом в нем была прохлада,
И чтобы печь гудела в холода…
Согласен, братцы, и просить не надо, а вдруг я встречу там свою Звезду?
Скажу ей – стань женой моей, отрада!
И к алтарю венчаться поведу…
Потом идет ария Звезды, которую все знают… «Я твоя свобода, я твоя Звезда!» - и тут появляется Смерть. Ее ария, получается, повторяет тему Звезды, только все искажает, уродует.
Я твоя погибель, твой обрыв земной,
Я скрипучий голос за твоей спиной,
Обернется мукой твой кровавый путь!
Может, лучше сразу? Стоит ли тянуть!
Но Хоакин еще не слышит Смерть, он слышит только Звезду.
Потом все отправляются… Поют «прощай! Прощай!»
Мы плывем на большом корабле!
Там и сыто живут, и в тепле!
Мы из ада отправились в рай!
Прощай! Прощай! Прощай!
Смерть тоже плывет на корабле и радуется.
Будет заваруха, не сойти мне с места!
Тут гляди-поглядывай, да вертись волчком!
Сын с отцом рассорится! Мать ограбит дочку!
Будет рыть священник золото крестом!
Будет заваруха, это уж поверьте!
Горько будет, дяденька, хоть назад плыви!
Два шага, не больше, от Звезды до Смерти…
Хоакин встречает Тересу, они влюбляются в друг друга и празднуют свадьбу.
Я тобою назову небо, звезды и траву,
Все деревья и цветы, вся земля зовется – Ты!
Смерть и этому радуется, и веселится на свадьбе вместе со всеми.
Любите? Любите, раз пришла пора!
Я погреюсь возле вашего костра!
Матушка Природа, добрая душа,
Безвозмездно нищим дарит малыша!
Пользуйтесь природой, делайте детей,
Сыпьте их в копилку будущих смертей!
Но Звезда поет громче Смерти и заглушает ее.
Все прибывают в Америку, начинают работать на приисках. Возникают конфликты с местными «ревнителями чистоты рядов». Драки, конфликты. Настает время Смерти.
Вот оно, начало! Все пойдет, как шло.
Пусть друг другу глотки рвут Добро и Зло…
Ну, ребята, начинайте!
Вот прямо так и представляю, что Смерть берет противников и толкает их друг на друга.
Местные убивают Тересу. Кошмарная сцена. Ария умирающей Тересы…
Не родись, мой сын, не родись,
В нерожденный прах обратись…
Я тебя во мрак унесу,
в землю, корни, траву, росу,
Не родись в этот мир, здесь грязь!
Тересу хоронят. Обезумевший Хоакин сколачивает банду из своих соплеменников и начинает убивать всех, кто попадется под руку. И Смерть все время находится рядом с ним, ведет Хоакина и дает ему ценные советы… Пока Хоакина не затравят, как бешеного зверя и не пристрелят. Только в самом конце Хоакин напрямую видит Смерть и разговаривает с ней.
- Кто ты, потаскуха? Я тебя убью!
- Не губи, красавец, молодость мою!
Я не потаскуха… Я – Смерть, изнанка жизни. С той разницей, что убивая, рождают меня! Но убив меня, нельзя родить жизнь!
Смерть целует Хоакина, и тот умирает под выстрелами рейнджеров. Финал открытый. Называется – делайте для себя выводы, дамы и господа.
Я хочу, чтобы Жизни смерть моя пригодилась…
Я вот думаю, что это была ошибка Хоакина. Звезда же ему с самого начала сказала «Не теряй из виду мой певучий луч!» А Хоакин пошел в сторону Смерти, и Звезда погасла, остались только кровь и ужас…
Выразительно.
В общем, можно сказать, что Смерть здесь – самый яркий образ. Тут как ни сыграй… В фильме Смерть играл Филиппенко, и у него она действительно получилась такой вульгарной, липучей, суетливой… Под маской Шута.
А на пластинке – там по другому. Там за Смерть пел Г.Трофимов. Таким низким и медленным голосом. Впечатление выходит почти как от Пратчеттовского Смерти. Только у Пратчетта Смерть – лоялен и доброжелателен. А в опере Смерть – это тьма. Ужас.
Вот, вот она, моя заигранная пластинка!


Там еще на развороте было архивное фото - голова Мурьеты, выставленная в балагане. Но почему-то из сети не скачалась...

А это кадр из фильма. Не удалось найти Харитонова в фас. Но он действительно был очень живописный!


А это уже из фанарта! Кто-то то ли изобразил, то ли нашел этот рисунок для Смерти. Альтернативное такое видение.


Ну да, собственно, это из дроу... Но кто-то видит Смерть вот такой.


А мне больше Г.Трофимов нравится.
Ну, может, этот значок "полный текст либретто" - это уже недавнее переиздание... А тогда была как раз черно-серая!