Привидение кошки, живущее в библиотеке
«Продолжаем разговор» (с) Карлсон.
Прогулки в лабиринте и подбор вариантов.
читать дальше
«Тебе иногда бывает страшно или весело, просто так, ни с того, ни с сего… Ты выходишь на улицу, спешишь по какому-то глупому делу и вдруг задыхаешься от невероятного острого ощущения бесконечного счастья… А иногда бывает, что у тебя все в полном порядке, рядом спит любимая женщина, ты молод, и жизнь полна щенячьего восторга, и вдруг ты осознаешь, что висишь в полной пустоте, и ледяная тоска сжимает твое сердце, потому что ты умер…да нет, что-то в тебе понимает, что ты никогда и не был живым… А иногда ты смотришь на себя в зеркало, и не можешь вспомнить, кто этот парень, зачем он здесь… Это случается, потому что нечто непостижимое прикасается к нам…кто его знает, откуда и зачем…» Макс Фрай.
Не знаю, у кого как, а у меня бывают все описанные состояния! (с поправкой на пол, конечно).
Хотя и крайне редко. Удивительно же вот так заглянуть в книгу и прочитать там как будто написанное специально для тебя.
Буду пытаться рассуждать об «экзистенциальном ужасе», то есть – о сюжете. Или о схеме книги, построении, неважно, как назвать. Не владею я литературоведческими терминами и понятиями.
Когда я пытаюсь представить картинку «по Фраю», у меня начинается головокружение. Там настолько все запутанно и отражено, что будто оказываешься в зеркальном лабиринте. Зеркала Фрай любит и лабиринты тоже. Так что, по моему впечатлению, вся книга представляет собой грандиозную обманку. Можно ограничиться разглядыванием того, что изобразил автор, это тоже будет интересно, легко и весело. Красиво. Магические поединки, детективные истории – но не очень длинные, как раз такие, чтобы проглотить одним махом и надеяться на продолжение, - дружеские пирушки, шутки и розыгрыши. Обычно, когда я берусь в который раз перечитывать Фрая, я этим и занимаюсь – гуляю в Лабиринте.
Можно сосредоточиться на авторских намеках об ЭУ и углядеть второй уровень, спрятанный поглубже. Там уже не так приятно и уютно – на любителя. Меня это расстроило, если книга мне нравится, то я переживаю за ее героев, как за родных, и мне хочется, чтобы у них все было хорошо!
Поэтому – третий уровень, который уже для самых несерьезных и безответственных читателей: разбить, разобрать, перебрать потихоньку то, что построено автором и попытаться что-нибудь еще вытянуть из книги. Вряд ли автор задумывался о таких поворотах сюжета… (а вдруг?) Но если можно и так представить, исходя из данного материала, то почему бы нет?
То, что дано автором (замаскированное под кучей приключений, шуток и прибауток): Макс является Вершителем, которого Джуффин намеренно затянул в свой мир. Вот, это единственное, что я четко поняла. Все остальное – цели, мотивы, результаты – в авторском изложении постоянно меняются. Какое из них верное, или они все верные – от этого действительно голова идет кругом.
«Мир Ехо истощен магическими войнами и находится на грани полного разрушения, все может рухнуть в любой момент. Поэтому необходимо, чтобы тут приложил свою руку Вершитель и поработал над спасением мира».
«В мире Макса все являются Вершителями, но они накрепко затянуты в паутину, и только отдельные личности поддаются на переманивание в другой мир, в целях его спасения.»
«Нет, оказывается, абы кто тут совсем не подходит, потенциальный спаситель мира должен быть заранее подготовлен к такой возможности (пойман в ловушку), чтобы в нужный момент результат был гарантирован. Поэтому Джуффин со своими приятелями осуществили долговременную стратегическую (или тактическую?) операцию, подсунув в собрание сочинений Уэллса левый рассказ.» Ха, а я тоже его читала. Кто еще читал – может, мы все кандидаты в иномирные путешественники?
«Каким-то образом мир Ехо обретет устойчивость, если Вершитель будет заключен в Тихом городе (или Темном? Я этот рассказ тоже практически не читаю. Из-за ЭУ). Те, кто попал в этот потаенный город, остаются там навсегда. Ну, если только их кто-нибудь не заменит.»
«Нет, все-таки Тихий город можно покинуть и другим способом, вот Макс написал книгу о мире Ехо, и все читатели из его мира (настоящие Вершители), прочитали и страстно захотели, чтобы этот мир существовал. Так что сейчас с миром Ехо все в порядке.»
Я старалась перечислить (насколько помню), в хронологическом порядке, по мере того, как это все появляется в книге. Там все постепенно усложняется, расширяется, добавляется, обрастает подробностями… В общих чертах, схему можно вывести такую: некий маг, с обостренным чувством гражданской ответственности (Джуффин), принимает все меры, чтобы спасти свой погибающий мир, и это ему удается – он заманивает в свой мир Вершителя и заключает его в Тихом городе. Мир спасен.
Но ведь все изложенное очень подозрительно и сомнительно. Возникают вопросы… Главный вопрос: кто кого использовал, и кто кого придумал? Или действие было взаимное?
Если Вершитель настолько могуществен, что может получить все, что хочет, то почему он не может получить свободный выход из Тихого города? Ведь по теории – стоит только захотеть… Получается, что Макс на самом деле не хочет этого? Он хочет, чтобы мир Ехо продолжал существовать, поэтому остается в Тихом городе добровольно? Несмотря на внешние протесты и возмущения, получается, что в глубине души он хочет именно этого, поэтому и не может покинуть Тихий город? А почему он этого хочет – потому что ему понравился этот мир? Если так, то мир понравился Максу благодаря усилиям Джуффина, он же дал Максу то, чего тот не имел в своей прежней жизни – интересную работу, друзей, признание и уважение со стороны окружающих… Получается, что Джуффин если не сильнее Вершителя, то коварнее – он его обманул. Хитрый лис Чиффа.
Или это все неправда, и никакого мира Ехо (а соответственно и Джуффина) не существовало, пока Макс их не придумал? Макс ведь говорит – все началось с того, что ему стал сниться (в числе прочего) зал таверны и таинственный незнакомец, который однажды подошел и заговорил с ним… Что бывает со снами Макса, в книге показано – эти сны постепенно становятся реальностью. Получается, точно так же стал реальным мир Ехо? И Макс остается в Тихом городе только потому, что сам придумал и установил такие правила игры?
Можно выбрать или тот, или другой вариант. При этом книга будет восприниматься немного по-разному.
1.Тут можно еще подумать… Нравится мне Джуффин, несмотря на его хитрость и безжалостность. Во-первых, он добился, чего хотел, это же здорово. Приятно читать про умных и сильных героев. Во-вторых, это потрясающе красивая и интересная (на мой взгляд) магическая комбинация. Забросить ловушку и ждать, кто попадется. (Да, не зря говорят, что книги бывает опасно читать…) В-третьих, разве Джуффин не играет по-честному? Он ведь мог сразу засунуть Макса в Тихий город и получить результат – если Макс все равно Вершитель, то какая разница, когда он туда попадет? Но Джуффин предоставил Максу равные шансы в этой игре – научил его магии, натаскал его в самых разных магических умениях, Макс обзавелся всевозможными «бонусами». При этом Джуффин постоянно контролировал ситуацию и вмешивался каждый раз, когда Максу угрожала реальная опасность.
2.Тоже можно забрести куда-нибудь…А может, Макс изначально находился в Тихом городе, где начал видеть сны о мире Ехо и о других мирах, в которые можно пройти по Хумгату… Тихий город – такое вроде бы приятное и спокойное место, но невыразимо тоскливое. Похоже, здесь никогда не происходит ничего яркого, интересного, настоящего. Может, это и есть настоящий мир Макса, и в этом мире он протестует, пьянствует, бродяжничает, хулиганит (что он там еще творил в Тихом городе?) Ему кажется, что выход должен быть, но он не может его найти, может только видеть захватывающие сны, в которых у него есть и дружба, и любовь, и приключения, и смысл жизни. И однажды он просыпается и осознает, что сны стали реальностью. Увидев прилетевшую к нему девушку-сову (буривуха, конечно).
А между прочим, вряд ли миру Ехо угрожала опасность погибнуть, если уж правящий король регулярно осуществлял магический ритуал, связывающий его с благополучием земли.
Вывожу третий вариант (это уже чистый полет фантазии): учитель Джуффина – Махи Аинти – является Вершителем. Его магия истинная, в отличие от магии остальных обитателей мира Ехо. У Джуффина магия – точно такая же. И Макса – Вершителя – Джуффин обучает этой же самой магии. Не значит ли это, что Джуффин сам является Вершителем? С Максом-то он справился в два счета. Тогда что это было – встреча двух Вершителей? Или даже трех, четырех, учитывая присутствие Махи Аинти и короля Менина, где-то рядом?
А если предположить так: мир может вынести только одного Вершителя за один раз. Может, миру нужен Вершитель для продолжения существования, но только один? Был король Менин (кажется, раньше всех остальных), потом король ушел, но появился Махи Аинти, шериф Кеттари. Потом и Махи ушел, но вместо него в мире остался Джуффин.
Если насчет короля Менина, который появляется очень кратко, можно предположить, что он просто отправился дальше на поиски приключений, то Махи Аинти, как мне кажется, ушел по другой причине. Он же по-прежнему находится где-то рядом, ему небезразлична судьба этого мира, но он ушел… (правда, прихватив с собой любимый Кеттари) Не значит ли это, что он вынужден был уйти, потому что появился еще один Вершитель – Джуффин? Махи полностью обучил Джуффина, после чего оставил ему мир (в подарок). Может, поэтому Джуффин так серьезно относится к сохранению благополучия этого мира, чувствует себя ответственным? (вызывая насмешки Лойсо Пондохвы, который не может понять, что за дело Джуффину до обывателей).
Тогда получается, что точно так же, как Махи столкнулся с появлением молодого Вершителя – Джуффина, Джуффин в свою очередь сталкивается с Максом, который изо всех сил рвется изменить свою жизнь. При таком варианте можно предположить, что оба мира – мир Ехо и мир Макса – абсолютно реальны, но из-за отчаяния Макса, которому плохо там, где он находится, миры сталкиваются и начинается взаимное уничтожение (очень характерный эпизод, уже из зеленой серии, когда Макс рискует заглянуть в Ехо, и мир вокруг просто начинает исчезать). А если еще учесть, что в отличие от всех остальных, Макс вообще не понимает, что с ним происходит, поскольку в его мире магия не так распространена, как в мире Ехо… Да Макс просто не в состоянии контролировать свою силу! Джуффин поневоле вынужден принимать меры – если до этого мир и не рушился, то сейчас уж точно в опасности, один Вершитель явно должен уйти. Джуффин обучает Макса точно так же, как прежде его обучал Махи Аинти. И поскольку этот процесс требует вмешательства (в той или иной степени) и остальных Вершителей, то можно спокойно предполагать, что ситуация там у них сложилась критическая. (А еще они все должны сохранять спокойствие и доброжелательность, чтобы Макс успокоился и считал, что все происходящее – совершенно обычное дело.) И только когда Джуффин считает, что Макс более-менее достиг нужного уровня, он уходит в Тихий город. Готов оставить этот мир Максу, так же, как прежде ушел Махи Аинти. Но Макс его находит и освобождает. Таким образом, из мира уходит сам Макс, и больше уже не может вернуться в мир Ехо.
![:laugh:](/picture/1126.gif)
читать дальше
«Тебе иногда бывает страшно или весело, просто так, ни с того, ни с сего… Ты выходишь на улицу, спешишь по какому-то глупому делу и вдруг задыхаешься от невероятного острого ощущения бесконечного счастья… А иногда бывает, что у тебя все в полном порядке, рядом спит любимая женщина, ты молод, и жизнь полна щенячьего восторга, и вдруг ты осознаешь, что висишь в полной пустоте, и ледяная тоска сжимает твое сердце, потому что ты умер…да нет, что-то в тебе понимает, что ты никогда и не был живым… А иногда ты смотришь на себя в зеркало, и не можешь вспомнить, кто этот парень, зачем он здесь… Это случается, потому что нечто непостижимое прикасается к нам…кто его знает, откуда и зачем…» Макс Фрай.
Не знаю, у кого как, а у меня бывают все описанные состояния! (с поправкой на пол, конечно).
![:rolleyes:](/picture/1483.gif)
Буду пытаться рассуждать об «экзистенциальном ужасе», то есть – о сюжете. Или о схеме книги, построении, неважно, как назвать. Не владею я литературоведческими терминами и понятиями.
![:(](/picture/1146.gif)
Когда я пытаюсь представить картинку «по Фраю», у меня начинается головокружение. Там настолько все запутанно и отражено, что будто оказываешься в зеркальном лабиринте. Зеркала Фрай любит и лабиринты тоже. Так что, по моему впечатлению, вся книга представляет собой грандиозную обманку. Можно ограничиться разглядыванием того, что изобразил автор, это тоже будет интересно, легко и весело. Красиво. Магические поединки, детективные истории – но не очень длинные, как раз такие, чтобы проглотить одним махом и надеяться на продолжение, - дружеские пирушки, шутки и розыгрыши. Обычно, когда я берусь в который раз перечитывать Фрая, я этим и занимаюсь – гуляю в Лабиринте.
Можно сосредоточиться на авторских намеках об ЭУ и углядеть второй уровень, спрятанный поглубже. Там уже не так приятно и уютно – на любителя. Меня это расстроило, если книга мне нравится, то я переживаю за ее героев, как за родных, и мне хочется, чтобы у них все было хорошо!
Поэтому – третий уровень, который уже для самых несерьезных и безответственных читателей: разбить, разобрать, перебрать потихоньку то, что построено автором и попытаться что-нибудь еще вытянуть из книги. Вряд ли автор задумывался о таких поворотах сюжета… (а вдруг?) Но если можно и так представить, исходя из данного материала, то почему бы нет?
То, что дано автором (замаскированное под кучей приключений, шуток и прибауток): Макс является Вершителем, которого Джуффин намеренно затянул в свой мир. Вот, это единственное, что я четко поняла. Все остальное – цели, мотивы, результаты – в авторском изложении постоянно меняются. Какое из них верное, или они все верные – от этого действительно голова идет кругом.
«Мир Ехо истощен магическими войнами и находится на грани полного разрушения, все может рухнуть в любой момент. Поэтому необходимо, чтобы тут приложил свою руку Вершитель и поработал над спасением мира».
«В мире Макса все являются Вершителями, но они накрепко затянуты в паутину, и только отдельные личности поддаются на переманивание в другой мир, в целях его спасения.»
«Нет, оказывается, абы кто тут совсем не подходит, потенциальный спаситель мира должен быть заранее подготовлен к такой возможности (пойман в ловушку), чтобы в нужный момент результат был гарантирован. Поэтому Джуффин со своими приятелями осуществили долговременную стратегическую (или тактическую?) операцию, подсунув в собрание сочинений Уэллса левый рассказ.» Ха, а я тоже его читала. Кто еще читал – может, мы все кандидаты в иномирные путешественники?
«Каким-то образом мир Ехо обретет устойчивость, если Вершитель будет заключен в Тихом городе (или Темном? Я этот рассказ тоже практически не читаю. Из-за ЭУ). Те, кто попал в этот потаенный город, остаются там навсегда. Ну, если только их кто-нибудь не заменит.»
«Нет, все-таки Тихий город можно покинуть и другим способом, вот Макс написал книгу о мире Ехо, и все читатели из его мира (настоящие Вершители), прочитали и страстно захотели, чтобы этот мир существовал. Так что сейчас с миром Ехо все в порядке.»
Я старалась перечислить (насколько помню), в хронологическом порядке, по мере того, как это все появляется в книге. Там все постепенно усложняется, расширяется, добавляется, обрастает подробностями… В общих чертах, схему можно вывести такую: некий маг, с обостренным чувством гражданской ответственности (Джуффин), принимает все меры, чтобы спасти свой погибающий мир, и это ему удается – он заманивает в свой мир Вершителя и заключает его в Тихом городе. Мир спасен.
Но ведь все изложенное очень подозрительно и сомнительно. Возникают вопросы… Главный вопрос: кто кого использовал, и кто кого придумал? Или действие было взаимное?
Если Вершитель настолько могуществен, что может получить все, что хочет, то почему он не может получить свободный выход из Тихого города? Ведь по теории – стоит только захотеть… Получается, что Макс на самом деле не хочет этого? Он хочет, чтобы мир Ехо продолжал существовать, поэтому остается в Тихом городе добровольно? Несмотря на внешние протесты и возмущения, получается, что в глубине души он хочет именно этого, поэтому и не может покинуть Тихий город? А почему он этого хочет – потому что ему понравился этот мир? Если так, то мир понравился Максу благодаря усилиям Джуффина, он же дал Максу то, чего тот не имел в своей прежней жизни – интересную работу, друзей, признание и уважение со стороны окружающих… Получается, что Джуффин если не сильнее Вершителя, то коварнее – он его обманул. Хитрый лис Чиффа.
Или это все неправда, и никакого мира Ехо (а соответственно и Джуффина) не существовало, пока Макс их не придумал? Макс ведь говорит – все началось с того, что ему стал сниться (в числе прочего) зал таверны и таинственный незнакомец, который однажды подошел и заговорил с ним… Что бывает со снами Макса, в книге показано – эти сны постепенно становятся реальностью. Получается, точно так же стал реальным мир Ехо? И Макс остается в Тихом городе только потому, что сам придумал и установил такие правила игры?
Можно выбрать или тот, или другой вариант. При этом книга будет восприниматься немного по-разному.
1.Тут можно еще подумать… Нравится мне Джуффин, несмотря на его хитрость и безжалостность. Во-первых, он добился, чего хотел, это же здорово. Приятно читать про умных и сильных героев. Во-вторых, это потрясающе красивая и интересная (на мой взгляд) магическая комбинация. Забросить ловушку и ждать, кто попадется. (Да, не зря говорят, что книги бывает опасно читать…) В-третьих, разве Джуффин не играет по-честному? Он ведь мог сразу засунуть Макса в Тихий город и получить результат – если Макс все равно Вершитель, то какая разница, когда он туда попадет? Но Джуффин предоставил Максу равные шансы в этой игре – научил его магии, натаскал его в самых разных магических умениях, Макс обзавелся всевозможными «бонусами». При этом Джуффин постоянно контролировал ситуацию и вмешивался каждый раз, когда Максу угрожала реальная опасность.
2.Тоже можно забрести куда-нибудь…А может, Макс изначально находился в Тихом городе, где начал видеть сны о мире Ехо и о других мирах, в которые можно пройти по Хумгату… Тихий город – такое вроде бы приятное и спокойное место, но невыразимо тоскливое. Похоже, здесь никогда не происходит ничего яркого, интересного, настоящего. Может, это и есть настоящий мир Макса, и в этом мире он протестует, пьянствует, бродяжничает, хулиганит (что он там еще творил в Тихом городе?) Ему кажется, что выход должен быть, но он не может его найти, может только видеть захватывающие сны, в которых у него есть и дружба, и любовь, и приключения, и смысл жизни. И однажды он просыпается и осознает, что сны стали реальностью. Увидев прилетевшую к нему девушку-сову (буривуха, конечно).
А между прочим, вряд ли миру Ехо угрожала опасность погибнуть, если уж правящий король регулярно осуществлял магический ритуал, связывающий его с благополучием земли.
Вывожу третий вариант (это уже чистый полет фантазии): учитель Джуффина – Махи Аинти – является Вершителем. Его магия истинная, в отличие от магии остальных обитателей мира Ехо. У Джуффина магия – точно такая же. И Макса – Вершителя – Джуффин обучает этой же самой магии. Не значит ли это, что Джуффин сам является Вершителем? С Максом-то он справился в два счета. Тогда что это было – встреча двух Вершителей? Или даже трех, четырех, учитывая присутствие Махи Аинти и короля Менина, где-то рядом?
А если предположить так: мир может вынести только одного Вершителя за один раз. Может, миру нужен Вершитель для продолжения существования, но только один? Был король Менин (кажется, раньше всех остальных), потом король ушел, но появился Махи Аинти, шериф Кеттари. Потом и Махи ушел, но вместо него в мире остался Джуффин.
Если насчет короля Менина, который появляется очень кратко, можно предположить, что он просто отправился дальше на поиски приключений, то Махи Аинти, как мне кажется, ушел по другой причине. Он же по-прежнему находится где-то рядом, ему небезразлична судьба этого мира, но он ушел… (правда, прихватив с собой любимый Кеттари) Не значит ли это, что он вынужден был уйти, потому что появился еще один Вершитель – Джуффин? Махи полностью обучил Джуффина, после чего оставил ему мир (в подарок). Может, поэтому Джуффин так серьезно относится к сохранению благополучия этого мира, чувствует себя ответственным? (вызывая насмешки Лойсо Пондохвы, который не может понять, что за дело Джуффину до обывателей).
Тогда получается, что точно так же, как Махи столкнулся с появлением молодого Вершителя – Джуффина, Джуффин в свою очередь сталкивается с Максом, который изо всех сил рвется изменить свою жизнь. При таком варианте можно предположить, что оба мира – мир Ехо и мир Макса – абсолютно реальны, но из-за отчаяния Макса, которому плохо там, где он находится, миры сталкиваются и начинается взаимное уничтожение (очень характерный эпизод, уже из зеленой серии, когда Макс рискует заглянуть в Ехо, и мир вокруг просто начинает исчезать). А если еще учесть, что в отличие от всех остальных, Макс вообще не понимает, что с ним происходит, поскольку в его мире магия не так распространена, как в мире Ехо… Да Макс просто не в состоянии контролировать свою силу! Джуффин поневоле вынужден принимать меры – если до этого мир и не рушился, то сейчас уж точно в опасности, один Вершитель явно должен уйти. Джуффин обучает Макса точно так же, как прежде его обучал Махи Аинти. И поскольку этот процесс требует вмешательства (в той или иной степени) и остальных Вершителей, то можно спокойно предполагать, что ситуация там у них сложилась критическая. (А еще они все должны сохранять спокойствие и доброжелательность, чтобы Макс успокоился и считал, что все происходящее – совершенно обычное дело.) И только когда Джуффин считает, что Макс более-менее достиг нужного уровня, он уходит в Тихий город. Готов оставить этот мир Максу, так же, как прежде ушел Махи Аинти. Но Макс его находит и освобождает. Таким образом, из мира уходит сам Макс, и больше уже не может вернуться в мир Ехо.