Привидение кошки, живущее в библиотеке
Кстати, вот еще такая мысль: все эти фанфики, слэш и все такое... Да хоть и разные фэндомы, форумы и прочее.
Не означает ли это одно из направлений развития литературы?
Скажем, раньше, как мне кажется (не литературовед я), главное в книге было - сюжет, идея, мораль, и что там еще закладывается автором. Всякие литературные приемы. То есть, я хочу сказать, каждая книга была абсолютно самодостаточной и замкнутой на себе.
Сейчас книги все больше становятся открытыми, т.е. процесс чтения становится интерактивным. Читатель включается в саму сущность книги. Он уже не соглашается пассивно принимать то, что дается. Он изменяет сюжет по своему желанию, изменяет характеры героев...
Может, дальше это еще больше разовьется, и книги уже будут писаться именно с таким прицелом: чтобы читатель мог подхватить и продолжить то, что начал автор.![:conf3:](/picture/1152.gif)
![:)](/picture/3.gif)
Не означает ли это одно из направлений развития литературы?
![:conf3:](/picture/1152.gif)
Сейчас книги все больше становятся открытыми, т.е. процесс чтения становится интерактивным. Читатель включается в саму сущность книги. Он уже не соглашается пассивно принимать то, что дается. Он изменяет сюжет по своему желанию, изменяет характеры героев...
Может, дальше это еще больше разовьется, и книги уже будут писаться именно с таким прицелом: чтобы читатель мог подхватить и продолжить то, что начал автор.
![:conf3:](/picture/1152.gif)
Автор, который пишет не для сиюминутного хлеба с маслом, дыр не оставляет. Он говорит все: сюжет без дыр, характер прописан четко, отношения однозначные - некуда воткнуться фантазии читателя.
Зато "быстрая литература" с ее увлекательностью, привлекательностью и дырами - читателю раздолье. И фанфикеру в особенности. И не только литература.
Нынешнее раздолье фанфиков - просто следствие общего низкого уровня литературы. Фиг воткнешься в Имя Розы, чтобы фик написать - оно слишком качественно сделано. Зато в Роулинг, где дыра на дыре и дырой погоняет - запросто.
Насчет того, что авторы согласятся писать с прицелом на фикеров... Маловероятно: во-первых, автору платят деньги, и предпочитают платить за серию. Во-вторых, еще ни один фанфик не смог точно поймать авторское видение мира и персонажей. ЭТо я как автор, по чьим текстам фики писали и пишут, говорю. Фики по фикам, заметьте, что уже совсем бред, туалетная бумага вторично переработанная. Так вот, еще ни один фик по моим текстам и близко не лег с моим видением персонажей, их отношений и мира, в котором они действуют.
Я не буду утверждать, что тот же Толкиен был совсем бескорыстным (я вообще плохо верю в автора, которому деньги не нужны, разве что ему дядя огромное наследство оставил), но утверждается, что при написании того же Сильмариллиона деньги для него были явно не главным. Однако ж сколько по нему фанфиков пишут ... Т.е. я вполне согласен, что он то как раз оставил огромное количество простора для дальнейшей фантазии, но не уверен, что это недостаток.
Я так полагаю, что фанфики в таких количествах стали писать просто потому, что сейчас есть такое количество "грамотного" народу, которому делать нечего
Кроме того, до появления и большого распространения Сети распространять фанфики было сложнее. Потому что чтобы издать книгу нужны деньги, а автора фанфика в общем-то очень легко обвинить в плагиате и потому его издавать будут с гораздо меньшим желанием. А в Сети все просто - некоммерческое использование оно и в Африке некоммерческое использование.
Далее вопрос о жанрах. Допустим, в старое время человек начитался каких-нибудь приключенческих романов об индейцах (Майн Рида или Купера или еще кого-нибудь). Ну и его это так заразило, что он тоже что-то захотел написать такое же. Так ведь никто и не поймет, что это фанфик, если он догадается имя героя поменять. Хотя антураж у него может и остаться тем же. А людей в общем-то часто привлекают не только герои, но и сам мир. И если "фанфичность" произведения на мир фэнтези всем очевидна, то в случае, если используется родная Земля, то это совсем не очевидно.
Также понятно, что вероятность появления фанфиков на незаконченное произведение более велика. Условно говоря, цикл Роулинг на данный момент не закончен. А народу, в общем-то нравится. Вот у народа фантазия и разыгрывается. Собственно, Аглая, можешь обратить внимание, что на форуме гораздо активнее обсуждаются именно те произведения и серии, которые еще недописаны.
И в общем-то я не согласен, что "недораскрытость" - это плохо. У того же Мартина, пока его цикл недописан, в этой "недораскрытости" огромная доля очарования. Просто потому что народу интересно, а что же собственно происходит. Да и вообще, если автор создает огромнейший мир, ну не в состоянии он описать все его фрагменты, обязательно найдется что-то еще. И обязательно найдется кто-то, кто в этот мир "влюбится" и пожелает "узнать" - а что же там.
Это я всё к чему? К тому, что начинает стираться разница между авторским текстом и фанфиком. Вот у меня лежит файл - к примеру, тот же ГП. Рядом - фанфик. Таким же вордовским файлом, ну разве что по объёму поменьше.
Развитие ли это литературы? Вот, честно говоря, не знаю. Скорее этот процесс имеет отношение к развитию виртуального пространства. Те же блоги - некоторые из них не менее интересно читать, чем книги. Литература ли это? Я не литературоед, судить не возьмусь...
Мне кажется, что рано или поздно это всё каким-то образом должно слиться воедино. Но как?
Ужасно интересно, на самом деле.
Очень напоминает ситуацию с GPL
Я все больше на своем примере (на чьем же еще, про других мне только теоретически можно прикинуть
Тогда как, скажем, тот же Dragonlance, который совсем не претендует на вечные ценности и открыто заявляется как литература развлекательная (не будем говорить, как назовет суровый критик) - прочитан не в пример большее количество раз. Я за себя просто говорю, что мне интереснее читать те книги, которые принимают меня, как читателя, на равных, и где можно чувствовать себя свободно. Захотелось мне рассмотреть всю историю с точки зрения нейтральной - пожалуйста. Захотелось представить в главных героях Рейстлина, а все остальное завязано вокруг него - тоже можно. При этом текст книги остается тем же самым, и на том же тексте другой читатель может построить что-то свое.
Ну хорошо, пусть это сразу игровой проект. Тогда Гарри Поттер - его точно так же можно вертеть туда и сюда, не думаю, что Роулинг, когда начинала писать, планировала книгу, как игровую.
А по поводу недописанных книг - тоже понятно. Все-таки дописанная книга - это что-то конкретное, а когда неизвестно, что будет дальше - есть простор для самых бредовых идей.
Как у Брэдбери в "451 градус по Фаренгейту" - телевизионная передача, в которой участвуешь и проговариваешь какие-то там реплики?
А "Незнайку на Луне" я как раз не смогла одолеть.