воскресенье, 04 ноября 2012
Читаю "Вокруг света".

Там отрывки из книги Гайдара. Про падение империй. Я как бы Гайдара не особо люблю, в смысле, совсем не.

Но, так сказать, повод задуматься есть.
Вот, в частности, с его позицией относительно американцев я не согласна.

Но в этом номере он разбирает случай с Югославией. Хм.
читать дальше
"Важнейшим участником политического процесса, эксплуатирующим идеи радикального национализма, было руководство Сербии. Сербскую компартию в это время возглавлял талантливый, харизматичный, хорошо образованный, имеющий опыт работы в рыночной экономике С.Милошевич. Очевидная в конце 1980-х годов эрозия привлекательности коммунистических идеалов оставляет ему одну возможность сохранить контроль над политической ситуацией в Сербии - эксплуатация темы сербского национализма, ущемленного положения сербов в Югославии, проблем сербских меньшинств в Косово, Боснии, Хорватии. Набрать политический капитал в Белграде на теме искусственности границ республик в Югославии, определенных хорватом Тито, необходимости объединения сербов в единое территориальное интегрированное государство в это время было нетрудно.
Черновой вариант документа об ущемлении прав сербов был подготовлен Сербской академией наук в 1986 году. Выдержки из этого документа, названного "Положении Сербии и сербского народа", появились в белградской газете "Вечерние новости в сентябре 1986-го. Авторы статьи, содержавшей комментарии к нему, уже тогда осознали, что речь идет о наборе идей, попытки реализации которых приведут к "братоубийственной войне и новым потокам крови". Обращение к чувствам национального величия и национальной угнетенности - ядерная бомба в политическом процессе стран, в которых старый режим идет к закату, а развитой системы демократических политических институтов нет.
Проблемы молодых демократий, возникающих в полиэтнических странах состоит в том, что лозунги, которые политически легче всего продать неискушенному избирателю, будучи реализованными на практике, опасны. Возражать в Белграде второй половины 1980-х годов против того, что "Сербия должна быть великой" и что "мы нигде не позволим бить сербов", было задачей заведомо политически проигрышной. Продать на политическом рынке идею, что Сербия была и будет великой, что руководство республики никогда не даст обижать сербов в других республиках и автономиях - легко. В мае 1989 года сербский парламент избрал С.Милошевича президентом. На референдуме в декабре 1986 года 86% избирателей высказались в его поддержку.
Нетрудно было предвидеть, что политики в Загребе, Любляне и Сараево с энтузиазмом подхватят эти лозунги, лишь заменив слово "сербы" на слова "хорваты", "словенцы", "боснийские мусульмане". С того момента, как руководство Сербии согласилось принять программу эксплуатации идеи сербского национализма в качестве политико-идеологической базы, судьба Югославии была предрешена. Предъявив территориальные претензии к соседям, лидеры Сербии открыли дорогу к победе националистским лидерам в других республиках, использующих страх перед сербскими территориальными притязаниями.
25% сербов в Югославии жили вне пределов Сербии. Нетрудно понять, как пропаганда великосербских идей сказалась на отношении к ним в тех республиках, где они были национальным меньшинством. Ответом на великосербскую риторику и территориальные претензии к Хорватии стали репрессии против сербов, живущих в этой республике. Ответ на эти репрессии - действия Югославской народной армии, направленные на защиту сербского меньшинства. А дальше - война."
"Историки и литераторы, разжигающие радикальный национализм, неприятие живущих рядом народов, напоминающие об исторических обидах, причиненных когда-то соплеменникам, должны понимать, что они прокладывают дорогу этническим чисткам и страданиям миллионов людей. К сожалению, даже свой опыт нечасто учит чему-то. Чужой - почти никогда. Но если мы не извлечем уроки из того, что произошло с нашей страной и другими империями в ХХ веке, то можем стать угрозой миру. Это самое страшное, что может случиться с Россией."
Во всяком случае, дальнейшая история достаточна известна.
Что нашлись стороны, заинтересованные использовать в своих интересах - это всегда понятно.
Если брать посттитовские времена, то первые националистические акции в 1981 г. были как раз со стороны косоваров (в Косово).
Потом подоспели хорваты - где-то я постил статьи о том, как движение хорватских националдистов накачивалось оружием и деньгами все 80-е. И уже в 89-м, когда сербы только начали очухиваться, их уже ждали...
Была ли это приманка? Для хорватов и мусульман - да, безусловно. На этом национализме многие деятели сколотили себе и политический, и просто капитал. Да и население получило себе какие-то коврижки - типа выгнали сербов, забрали их имущество. А вот для сербов это стало скорее последним психологическим прибежищем - впрочем нет, предпоследним. Последним стала христианская жертвенность. Их национализм вел не к зияющим высотам ЕС, а в бойню, на плаху, к смерти. Сербские националисты изначально были смертниками и очень отчетливо это понимали. Автор ничего об этом не знает и знать не хочет. Он берет какие-то общие клише и подгоняет под них балканские реалии. Буэ. Если это тот самый Гайдар, о котором я подумал, то ничего другого я от него и не ждал...
Вообще, суть там (по автору) такая, что Югославия занимала особое положение, начиная со второй мировой. Она как бы не присоединилась четко ни к одному лагерю, занимала промежуточное положение, и пользуясь напряжением между соц и капстранами, потихоньку загребала себе с обеих сторон всякие бонусы. Умело балансировала.
А идет речь о Югославии или Германии после первой мировой, или о текущем положении в России - уже в принципе неважно.
По-моему, все предельно логично. Все вышеперечисленное можем наблюдать сейчас.