понедельник, 13 ноября 2006
Честно пробовала размышлять на тему «одинаковых/разных» книг. Имеется в виду, у одного автора.
Обнаружила затруднения в подборе материала. То есть, какие авторы вспоминаются, так они, большей частью, норовят продолжать какой-нибудь сериал. Довольно мало смогла вспомнить авторов (из прочитанных), чтобы они писали действительно не связанные друг с другом книги. Сразу скажу, что нашу фэнтези я читаю сравнительно недавно.
читать дальше
Что удалось вспомнить, из любителей испытанной схемы.
Д.Эддингс. Прочитано… ну, практически все, что выходило. (А вдруг я чего-то не знаю и пропустила). Все книги написаны абсолютно в одном и том же стиле, герои тоже одинаковые. Спархок может оказаться в мире Белгариада, а, скажем, Силк – в мире Элении, разницы никто не почувствует.
Л. Спрэг де Камп. Я даже не буду ничего говорить. Во всех книгах один и тот же тип Главного Героя.
К.Сташефф. У него мне попалось два цикла (оба я не смогла дочитать до конца). Но «Чародей поневоле» и «Маг при дворе…» - разницы в героях не заметила.
Л.Уотт-Эванс. Герои, как мне показалось, достаточно похожие. Но книги, действительно, разнообразные по сюжету, и тут претензий никаких нет.
А.Д.Фостер. Два фэнтези-цикла – «Чародей с гитарой» и «Пожиратели света и тьмы». Интересный случай. При общей сюжетной схеме – путешествие по разнообразным мирам и столкновение с самыми неожиданными чудесами, и при общем типе «спутников героя», сами главные герои немного отличаются. А может, это мне кажется? Во всяком случае, отношение к миру у них точно одинаковое.
Л.Гамильтон. Все одинаково порочные, одинаково красивые, одинаково роковые и т.д. А также, с редким постоянством, в центре стоит не герой, а героиня.
А.Нортон. Если кто скажет, что ее герои/героини отличаются друг от друга, то лично я все равно не поверю. (В фэнтези-литературе, по-моему, уже пора вводить термин «нортоновская девушка». По аналогии с «тургеневской». )
Р.Хобб. Трудно мне сказать, потому что про «Волшебные корабли» я все никак не могу взяться и прочитать. Который раз пытаюсь преодолеть первые главы. Но из того, что прочитано, мне показалось, что герои из первых книг, которые еще были под авторством М.Линдхольм, вполне похожи на героев из «Волшебных кораблей». (Зато Фитц не похож, ага!)
Д.Дункан. Я бы сказала, в каждой книге найдется или Герой с идеями, или Герой-пройдоха и жулик, или оба типа сразу.
Д.Геммел. Уважаю я этого автора. Да. И герои мне его нравятся. Но все равно – похожие!
А у других авторов, тоже, по впечатлению, герои достаточно сходные.
В общем, по глубоко личному впечатлению, если у кого действительно разные и книги, и герои, это у Олди и Дяченко. И тех, и других я читаю крайне тяжело. Ни одна мышь так не грызет кактус, как я читаю Олди и Дяченко! Может, читатель тоже привыкает к автору, к его излюбленному герою, и уже настраивается на определенный лад, открывая книгу. А тут я могу ожидать только одного – что все будет «по-другому».
Из иностранных авторов, как мне кажется, Г.Кук. Один только «Черный отряд» чего стоит! На протяжении цикла несколько раз меняется герой, от лица которого ведется повествование. И тут уж, действительно, не спутаешь Костоправа с Мургеном, или, тем более, с Госпожой… А если еще присоединить НФ-книги, то вообще разброс будет значительный… Ну, может, еще Т.Пауэрс. Трудно сказать, книги сами по себе очень хитро построены...
Э-э… что у меня в итоге получилось… Что большинство авторов в книгах использует более-менее одинаковый тип героя. Может, такой тип героя автору наиболее симпатичен. А если герой автору неприятен, то как он может написать про него действительно хорошую книгу, чтобы она получилась живой и яркой?
А читатель тоже ожидает встретить в книгах более-менее определенные типы героев. Получается этакий «геройский стандарт». Если автор намеренно нарушает этот стандарт, то книга подается, как «альтернативная», или «ироническая/юмористическая», или издается в «именной» серии. В том роде, что вот у нас есть серия «меч и магия», серия «заклятые миры», а есть серия «книги такого-то автора»…
Р. Желязны: возьми любые его романы (разные книги цикла Хроники Амбера/Янтаря - считаем за один): герои совершенно разные, то есть абсолютно. Френк Сандау, Джек, Корвин... герои книг двери в песке, Дорожные знаки, Глаз кота....
Но авторов таких, конечно, мало
Зато герои "Ночи в тоскливом октябре" уж точно выбиваются из общего ряда!
Буджолд?
Гейман?
Парфенова?
Мартин?
"Лорд Демон"
не то ты читала у Желязны. Надо читать его отдельные вещи, а не то, что написано в соавторстве
Буджолд - это если брать все произведения? А я считаю, что Кэсерил вполне походит на Эйрела Форкосигана.
Гейман - тоже еще не читала. Парфенова - но у нее ведь идет один цикл?
Мартин, да, вот про Мартина я забыла.
Jess_nata, а почему? Мне "Лорд Демон" очень понравился. Такая спокойная книга, красочная. А "Ночь в тоскливом октябре" - вообще моя самая любимая книга у Желязны.
Шаманушка забыл Наталью Игнатову
Вот уж у кого герои не имеют ничего общего
Марина и Сергей Дяченко - на мой взгляд лучшее из написанного на русском языке за последние лет 20 - кроме цикла "Скитальцы" ("Привратник", "Шрам", "Преемник", "Авантюрист") - все отдельные, не связанные романы.