Опять про "Шерлока".

"Ну, пусть безумная идея, вы не рубайте сгоряча..." (с)
Идея, конечно, скорее фанфишной направленности. Но мне упорно представляется, что если посмотреть под таким углом, то многое гораздо лучше складывается...

Началось с того, что меня разобрало удивление. Вот уже показали три сезона, и в финале каждого сезона - снова здорово опять Рейхенбах. По крайней мере, его аналог.

При чем, если в первом сезоне это выглядело вполне логично - пересняли в современном стиле, переосмыслили, все в современных декорациях, сейчас никто не будет отправляться на какой-то водопад, а вот в бассейн... Сюрреалистично, иронично...
Но второй сезон начали с того, что весь прошлый финал просто откинули. Типа ничего не было! Злодей просто развернулся и ушел.

Но финал опять - полный конец обеда. Прыжки с крыши, массовые самоубийства...
Третий сезон начали с того, что финал предыдущего просто откинули! На этот раз даже без объяснений. Зато в финале опять черт знает что. Новый злодей, новый Рейхенбах.
Короче, у них здесь Рейхенбах возникает в каждом сезоне. Подозреваю, что и четвертый начнут с того, что все откинут и ничего не объяснят.
И вот тут-то мне и пришло в голову - но это выглядит идиотски, только если смотреть на один поверхностный слой.

А если ожидать от авторов чего угодно (а они уже показали, что от них надо ждать чего угодно, если уж Мэри совместилась с Мораном - при наличии в сюжете вполне себе натурального Морана) - то разве их что-то остановит?

В общем, я представляю так. Рейхенбах в финале у них происходит снова и снова, потому что, грубо говоря, он и не заканчивался никогда.

Ситуация не разрешилась. Все три сезона, взятые в общем, представляют из себя один сквозной сюжет - что в каноне выглядит как схватка Шерлока Холмса с супер-злодеем Мориарти. При этом вовсе не надо обращать внимание на того Мориарти, который выведен в сериале, так же как не надо обращать большого внимания на их Морана, который просто мелькнул в эпизоде и представлял собой обманку... в то время, как функции канонического Морана перешли здесь к Мэри.
Точно так же этот "супер-злодей", с которым схватился Шерлок, тот самый, который "контролирует весь преступный мир" и даже больше того - с учетом реалий современности - по-прежнему остается за кадром! Он все еще здесь под маской! Поэтому все три сезона заканчиваются на первый взгляд глупо, и в-общем, пока что Шерлок терпит поражение.
Я прикинула и кандидатура этого супер-злодея очень легко отыскалась.
читать дальшеЭто никто иной, как Майкрофт!
Который вызвал у меня основательные подозрения еще во втором сезоне, прямо с первой серии, а дальше стало только подозрительнее.
И если вот так посмотреть, то это же будет куда логичнее... 
Значит, мы имеем двух выдающихся (каждый в своем стиле) братьев - Шерлока и Майкрофта. Нам показали, что при всей своей заявленной социопатичности, Шерлок очень высоко ценит Майкрофта. Он, конечно, взбрыкивает (как ребенок), но Майкрофт для него - непререкаемый авторитет. Майкрофт говорит - поди туда и сделай то-то - Шерлок идет и делает. Все. Он не задает вопросов - что, зачем, для чего и почему. Элементарно. Его так выдрессировали с детства! Как показали в третьем сезоне. И это была предельно жестокая дрессировка.
То есть, Шерлок знает, что он умнее всех окружающих, но он так же без тени сомнения знает, что Майкрофт гораздо умнее его! Шерлок знает, что по сравнению с Майкрофтом, он - неумный, неприятный, ни к чему не пригодный... Он вызывает у всех отвращение и ненависть... Поэтому надо безоговорочно подчиняться Майкрофту, тот лучше знает!
Если подумать, то Майкрофт всегда очень жесток к Шерлоку. Эпизод с умерщвлением любимого щенка в детстве - вообще запредельно. Эпизод с простыней - ну, хорошо, Шерлок выделывался, но поступать так с родным братом... Эпизод в сербском плену, в конце концов. И заметьте, что Шерлок это все вопринимает, как должное. Его на это натаскивали с детства - Майкрофт же и натаскивал. Он просто не знает другого!
Возьмем опять же из начала сериала момент с никотиновыми пластырями, которые всех так посмешили. Вообще, на мой взгляд, это очень выразительная деталь.
В каноне Холмс курит трубку. Здесь Шерлок ходит, облепленный пластырями. Типа бросает курить. Угу, а когда он "сорвался", то у него вообще крыша поехала - во втором сезоне. То есть, курение для него очень много значит... И при этом он все равно бросает курить! Вот зачем? Если он такой отъявленный социопат. Он что, печется о своем здоровье? нет. О том, как выглядеть в глазах окружающих? вообще смешно. Для него же окружающие ничего не значат! Зачем Шерлоку бросать курить?
Единственный вариант, который напрашивается - это что его заставил бросить курить кто-то, кто является абсолютным авторитетом. Майкрофт! Майкрофт как раз тщательно заботится о внешних приличиях, о правильной реакции окружающих... Курение перешло в разряд осуждаемых обществом явлений? Значит, надо переставать курить. Здоровый образ жизни. А раз Майкрофт бросает курить, то Шерлок тоже будет бросать курить! Не будет же Майкрофт терпеть рядом курящего брата, да еще и когда это доставляет тому удовольствие...
Так что, судя по всему, Майкрофт с детства натаскал родного брата и сформировал из него для себя этакое совершенное оружие. Шерлок здесь тоже в своем роде супер-агент. Интеллект, физическая сила, отсутствие человеческих эмоций, преданность... Его можно смело направить в одиночку на задание, он сам разберется, сам все выявит, что нужно, сам займется ликвидацией... если нужно... Ценное имущество.
Такая ситуация складывается на начало сериала. Но тут как раз появляется непредусмотренный фактор, который сбивает всю тщательно выстроенную конструкцию. А именно - появляется Джон Уотсон! К которому Шерлок внезапно проникается симпатией, и который, как ни странно, тоже не испытывает особого страха и отвращения по отношению к Шерлоку... Джон, конечно, не знает обо всех этих делах, но по любому он спокойно воспринимает закидоны и выкрутасы Шерлока, от которых остальные бесятся.
И что делает Майкрофт? Он чувствует тревогу. Он же действительно гений, как и заявлено. Он выцепляет Джона и заводит с ним разговор. Наезжает, припугивает. Старается вызвать у Джона негативные чувства по отношению к Шерлоку. Чтобы тот отвязался. Вот по сути - разве это нормальная реакция?
С чего бы Майкрофту переживать, с кем там общается его младший брат, тот же не ребенок, в конце концов. И он прекрасно знает, что Шерлок не будет выбалтывать какие-то государственные тайны и все такое. Значит, Майкрофта просто сильно тревожат эти внезапно возникшие дружеские отношения...
И как показано дальше - Майкрофт абсолютно прав. Шерлок начинает выходить из под его контроля. Он теряет свою власть! Шерлок дерзит. Не слушается. Влезает в какие-то дела, о которых ему прямо сказано, чтобы не совался. Это все было показано во втором сезоне...
А в третьем это все перешло на качественно новый уровень! Шерлок возвращается через два года отсутствия. Майкрофт, конечно, поспешил разъяснить младшему брату, что его ненаглядный Джон без него неплохо себя чувствовал, и вот даже собирается жениться. Шерлок в ответ, конечно, высокомерно заявляет, что "какая у него могла быть жизнь без меня!" Но волнуется. И все равно отправляется к Джону, на разборки.
А дальше получается очень интересно. Шерлок возвращался, так сказать, к одному Джону. Это его друг - единственный, который у него появился за всю жизнь... Ему не по себе, но он все же надеется, что все сможет как-то наладиться... стать по-прежнему...
И тут оказалось, что не только Джон рад его возвращению. Оказывается, другие тоже рады!
Лестрейд, Молли, миссис Хадсон... даже Антея улыбается, когда приносит его драгоценное пальто. Да даже Андерсон безумно рад и счастлив. Это поворот. Шерлок убеждается, что люди его не ненавидят. Это прямо чувствуется, В третьем сезоне он как-то... внутренне расслабляется...
Получается, что он вовсе не такой урод и чудовище, как ему внушали с детства. Таким образом, авторитет Майкрофта вот-вот пошатнется. А если так, то очень вероятно - поскольку Шерлок тоже не дебил - у Шерлока могут возникнуть вопросы, что за операции он проворачивает по указанию старшего брата, и чем вообще, собственно, занимается старший брат.
Но это совершенно не устраивает Майкрофта и не входит в его планы.
Получается так: в первом сезоне, когда Джон только появился, и Шерлок в первый раз не обратил внимание на пожелания брата - появился Мориарти. Буквально из ниоткуда. До этого про него никто не слышал, и тут - здрасьте пожалуйста. Ситуация обостряется вплоть до финальной сцены, и что? Мориарти может пристрелить и Шерлока, и Джона, вместо этого он просто разворачивается и уходит! С какой стати? Если он супер-злодей?
С такой, что ему так приказали. Просто припугнуть. Ничего кардинального. Просто сделать такой небольшой намек Шерлоку.
Шерлок намек проигнорировал и вместо этого вплотную занялся Мориарти (не считая других крайне скользких дел, к которым - внезапно - имеет какое-то отношение Майкрофт). Тогда применяются более жесткие меры. Шерлока подставляют, выставляют преступником для общественного мнения... Но суть всех угроз - или ты остановишься здесь и сейчас, или будут уничтожены все дорогие тебе люди! Начиная с Джона.
При этом показывают, что Мориарти в тюрьме общается с Майкрофтом! С какой стати? Если Майкрофту прекрасно известно, кто такой Мориарти?
Страшная и ужасная аферистка Ирэн Адлер внезапно тоже оказывается связана с ведомством Майкрофта!
А если представить, что и Мориарти, и Ирэн Адлер просто подчиненные Майкрофта, который их и направляет? Использует в своих целях? Хорошо, допустим, тут может быть и двойная, и тройная игра, Майкрофт вообще это любит, может, Мориарти и Ирэн даже не подозревают, что над ними стоит именно Майкрофт... Но по сути они действуют напрямую по указке Майкрофта и в его интересах.
В каноне супер-злодей собирался убить Холмса. Зачем ему заботиться уничтожать близких Холмсу людей? Зато здесь эта угроза вполне логична, если предположить, что супер-злодей - Майкрофт, и он очень заинтересован, чтобы вернуть себе полный контроль над Шерлоком.
В третьем сезоне Шерлок совсем отбивается от рук и даже начинает прямо вмешиваться в темные дела Майкрофта. Возникает дело с шантажистом (хорошо, пусть будет Магнуссен
). Можно предположить, что Магнуссен - такой же "подчиненный" Майкрофта, как и Мориарти с Ирэн Адлер до того. Как даже Мэри.
Майкрофт использует Магнуссена как своего рода живой компьютер. Магнуссен невероятно одарен в сборе информации. Он обладает множеством полезных данных.
А Шерлок собирается в это вмешаться! И Майкрофт уже почти перестает изображать отстраненный вид. Он говорит Шерлоку "если ты тронешь Магнуссена, то тебе придется отправиться в очередную командировку, из которой не возвращаются". Но Шерлок собрался во что бы то ни стало разобраться с Магнуссеном, из-за Джона и Мэри, которые ему дороги. По сути, повторяется ситуация с финалом второго сезона. И Шерлок делает точно такой же выбор. Там он прыгнул с крыши. Здесь он стреляет Магнуссену в голову на глазах у кучи свидетелей. И Майкрофт может только стонать "что ты наделал"...
Тут есть очень интересный момент - когда Магнуссен приходит к Шерлоку и всячески хамит. Шерлока в это время точно парализует, и он просто с явным усилием выговаривает заранее приготовленные фразы. Ну, не испугался же Шерлок в самом деле Магнуссена с его боевиками?
Магнуссен смотрит на Шерлока и у него в мозгу сразу раскрывается его досье, как и на всех остальных. И Магнуссен всегда специально рассматривает "болевые точки". Чтобы знать, куда давить. Но если у других этих "болевых точек" высвечивается одна-две, то у Шерлока - целый огромадный список! Сначала я подумала, что авторы хотят этим сказать, что Шерлок сам по себе - одна сплошная болевая точка. Ну, может быть, и так... Но, наверно, объяснение все же проще. Просто на остальных Магнуссен добывал информацию своими путями, с большим трудом и по крохам. А на Шерлока он имеет полное досье, с указанием самых интимных подробностей! Откуда?
Разумеется, от Майкрофта. Больше просто не от кого. Вот и надо подумать - Майкрофт сдал Шерлока Мориарти. Сдал Магнуссену. Зачем? Явно для своих целей.
Магнуссен, хамски выделываясь в гостиной у Шерлока, говорит ему "Редберд". И Шерлока парализует. Магнуссен тут, может, считает, что это из-за попадания по болевой точке. Но я вот думаю, что не только из-за этого, Шерлок вообще привычен к давлению на болевые точки... Но просто он в этот момент понимает массу всего. Что Магнуссен получил информацию от его брата. Понимает насчет Редберда - по-моему, прямая и ясная аналогия - Редберд это любимый щенок маленького Шерлока, которого Майкрофт приказал умертвить, видимо, в воспитательных целях. А сейчас у Шерлока есть друзья - Джон, к примеру - которые тоже находятся под той же угрозой, что и когда-то Редберд. А следовательно, за всеми этими покушениями на Джона, за всеми выходками "супер-злодея" стоит Майкрофт... Это просто поток информации, который даже Шерлок не может сразу осмыслить.
Еще больше Шерлок получает информации, когда Магнуссен, насмехаясь, толкует ему про "палаты разума" или кто там как перевел. Что он все держит в голове. Это же точно та же методика, которой пользуется сам Шерлок. Следовательно, и Шерлока, и Магнуссена обучил этой методике один и тот же человек - если Шерлока обучал Майкрофт, если Магнуссен располагает информацией, которую мог получить только от Майкрофта, то как бы очень просто сделать вывод, что и Магнуссена обучал Майкрофт. А если Майкрофт специально подготовил Магнуссена, и даже передает ему информацию, значит, Майкрофту выгодно использовать Магнуссена в своих делах, тогда что это за дела...
И вот на этом кончается третий сезон. 
Мне, в общем, ужасно интересно, что будет в четвертом сезоне... Но пока, по итогам этих трех сезонов, такая версия мне тоже представляется достаточно логичной. 
А что, это Майкрофт сказал усыпить щенка? Я что-то не помню.
Нет, чисто конкретно вроде не говорилось... Просто показали Шерлока, который обнимает щенка и объясняет ему, что так надо, в таком роде. И вроде Майкрофт там стоял... но я вот четко не помню... Надо пересматривать.
Но, опять же, в этих флэшбэках Шерлока показывают, как маленького мальчика, а Майкрофта по состоянию на текущий момент! Так что, может, это Шерлок подсознательно уже сделал выводы и вставил фигуру старшего брата в давнюю картинку...
А вот насчет Рейхенбаха мне понравилась твоя мысль.
Насчет того, что за всем стоит Майкрофт... Не знаю, может быть. Они сами говорили, что образец для них — "Частная жизнь Шерлока Холмса" Уайлдера, а вот там Майкрофт (Кристофер Ли) как раз и стоит за всей интригой, о чем Холмс узнает лишь в конце.
И я даже не вижу, как это может мешать авторам любить такого Мориарти.
Скажем, если Майкрофт действительно действует "за сценой", дергает ниточки, а Мориарти - этот Мориарти компьютерный гений... может, он что-то уловил и решил повести собственную игру...
(воодушевляясь) В этом плане очень характерно, что Шерлок в критический момент видит в своих "палатах" Мориарти, при чем связанного... Очень странно.
Вот, ты сказала, и у меня сразу понесся поток фанфишного сознания.
Они сами говорили, что образец для них — "Частная жизнь Шерлока Холмса" Уайлдера, а вот там Майкрофт (Кристофер Ли) как раз и стоит за всей интригой, о чем Холмс узнает лишь в конце.
Надо же...
Ага, и некоторые государства это все очень далеко заводит.
И я даже не вижу, как это может мешать авторам любить такого Мориарти. Ну да. Они и сами сказали недавно, что Мориарти у них как бы фантазер, а вот Магнуссен очень земной, прозаичный. Ну, так они видят разницу между этими злодеями, хотели ее показать.
А гипотезы вполне правдоподобные, по-моему. Почему бы Мориарти и не договориться насчет обмена услугами с Майкрофтом и т.п.? Вот ведь в комиксе "Лига выдающихся джентльменов", тоже уважаемом моффисами, Мориарти сперва агент правительства, потом предает его и " Майкрофт Холмс занимает место Мориарти в качестве работодателя Лиги, и выдающиеся джентльмены получают задание остаться на службе Короне в ожидании вызова Англии" (Википедия). Причем там сперва неясно, кто рботодатель Лиги. Он подписывается просто М.
Насчет того, что за всем стоит Майкрофт — было бы любопытно, если бы и тут моффисы взяли идею у Уайлдера (они там взяли соперничество братьев, "гейские шутки", кое-что насчет Ирен, хотя Ирен у Уайлдера нет, но есть похожая героиня, шпионка).А еще вот в 3 сезоне, пишут, многим не понравилось, что Шерлок показан не всесильным. Так это же тоже центральная идея Билли Уайлдера, у него бедняга Холмс оказывается обманут братом и все время поэтому идет не в том направлении.
Вот странная штука, а мне наоборот показалось, что в третьем сезоне Шерлок показан куда более крутым, чем в предыдущих.
А вот в третьем как-то уже легко верится, что да, это действительно крутой агент, серьезный и опасный противник...
И это тоже, кмк. *) Хоть и не только это. *)
То, что ты высказала по поводу отношений братцев, очень похоже на правду. Во всяком случае половина уж точно.
Но все-таки делать Майкрофта таким уж безмерно-всесильным кукловодом - чересчур. В игре несколько игроков и он с ними взаимодействует, но вряд ли руководит ими от и до. Но самому Майкрофту было бы удобнее, чтобы Шерлок так думал.
Майкрофт, конечно, здорово искалечил братца, если ПОЛНОСТЬЮ принять твою версию. *(
А собаку (не щенка!) могли усыпить, потому что она была тяжело и безнадежно больна. Это все равно стресс, но не садистское убийство с целью манипуляции. Майкрофт просто напоминал Шерлоку о том, какую боль приносят привязанности.
Если же принять именно твою версию, то там у них полный и беспредельный садо-мазо, что все-таки вряд ли...
Но воспитанный элемент садо-мазо безусловно присутствует, чо уж там...
Он и на Ирэн потому повелся, не только за ее мозги и внешность.
Tihe, заметь, мужик с саблей произвёл на Шерлока куда меньшее впечатление, чем Ирэн со стеком
Аглая, даже если ты не права в целом, то вот это хорошо: "Мне даже представилось, с моей точки зрения, что это было как официальное объявление войны Майкрофту." В любом случае Майкрофт своей мелочной опекой и оттиранием Шерлока от секретов и тайн кого хочешь достанет. Надо поставить его на место.
Что характерно, Джон Ватсон без сабли и без стека произвел на Шерлока куда большее впечатление, чем Ирэн со стеком.
Но все-таки впечатление пока складывается очень подозрительное, при чем еще со второго сезона. А в третьем в этом смысле вообще все пошло вразнос.
Но вообще - не слишком ли много тут супер-злодеев?
Опять же, Конан Дойл по ходу вовсе не собирался исследовать феномен организованной преступности и коррупции в высших эшелонах власти. Он, может, вообще о таком не подозревал. В его времена об этом даже не думали. Он просто хотел избавиться от Шерлока Холмса, вот и написал про абстрактного супер-злодея, который руководит всей преступностью, потому что кто еще мог победить Холмса. Поэтому у него получилось все кратко и быстро. Сама война с супер-злодеем в деталях не расписывалась.
Современные авторы конечно же в курсе, что это дело страшно сложное и с кучей проблем. Тут одной серией не обойдешься, и даже одним сезоном...
И если уж на то пошло, то не Шерлок терпит поражение в братском противостоянии, а именно Майкрофт, потому что так или иначе в итоге практически все "переходят на сторону" Шерлока или помирают. *)))
Но то, что Майкрофт та еще авторитарная давилка и жуткий собственник - точно. Как зверская (пусть и не всегда явно) мамаша-тиран-манипулятор.
Ну Шерлок прочувствовал, что и его люди могут принимать, одобрять, любить и восхищаться (именно как человеком), такая вот поддержка вполне могла дать силы, чтобы дать качественный отпор.
Майкрофт же тогда выговаривает Шерлоку (устраивает показательную порку), что вот, значит, ты вмешался, а у нас была сложная операция, мы готовились прижать террористов... что он там еще вещал... В общем, суть была в том, что они специально набили самолет трупами, чтобы изобразить, что теракт удался, чтобы войти террористам в доверие, а сейчас из-за Шерлока все сорвалось.
Вот я и думаю - а что если Майкрофт втирает, что это они поднабрали трупов, чтобы инсценировать... Но Шерлок ведь сам работает в морге и трупы видел всякие и во всяком виде. Что если он смотрит на трупы и понимает, что речи Майкрофта это фигня, потому что все трупы - ну, скажем, свежие совсем?
Вот раз уж я начала подозревать Майкрофта в темных делах, то мне везде будет видеться подозрительное.
Мэри очень может быть связана с Майкрофтом. Даже скорее всего. Но уж точно Майкрофт не стремится извести Шерлока или Джона. У него просто свои игры, в которых он и ими пытается управлять и придерживать до поры до времени. И Мэри была приставлена к Джону и как охранник, и как надсмотрщик. Особенно если учесть, что ожидалось скорое Второе Пришествие "Его милости" (с). *)
И вот еще: когда после побега из больницы Шерлок, Джон и Мери засели с объяснениями в квартире на Бейкер-стрит, там в разгар беседы появилась тень от входящего человека. Кадр сразу сменился другим (воспоминаниями о визите к Магнуссену), но он отчетлив. Кто ж к ним пожаловал в тот драматичный момент? Наверное Майки. *)
Но как он "мотивировал" Мэри? Вот это самое интересное. И уж точно без Мориарти не обошлось.
Но вот прямо сходу - если Мэри "работает" под управлением Майкрофта, то почему она к нему не обращается со своими проблемами?
Я же говорю: вопрос в том, КАК он мотивировал Мэри. *)
И насколько широко он о ней осведомлен.
А дальше, как я говорила: то ли Мэри шла к Магнуссену по поручению Майкрофта (ну и по своим соображениям тоже!), особенно если он ей обрисовал ее риск, то ли она шла к нему по своей инициативе, потому как два "держателя" для нее слишком (но тогда как и откуда она узнала об осведомленности Магнуссена? Майкрофт сам напрашивается, так как пока других данных нет).
И загадка с Мориарти. Наверняка сценаристы так все повернут, что все окажется по другому совсем или почти совсем. *)