С ума сойти - второй день захожу в дайри и собираюсь написать о Булгакове, а вместо этого опять кругом - Украина, санкции, политические вопросы... как-то уже не того.
Читаю сейчас дневники Булгакова и Е.С., письма... То и дело вспоминаю "Мастер и Маргариту". Мироздание отвлекает на каждом шагу.
![:evil:](http://static.diary.ru/picture/497561.gif)
Какая все-таки мистика с этим романом, с Булгаковым...
Что меня первым делом поразило в этих дневниках - сколько там фрагментов, которые как будто взяты из романа. Ну, то есть роман потом взял в себя, конечно.
![;-)](http://static.diary.ru/picture/1137.gif)
Я нашла упоминание апокалиптической грозы в Москве,
нехорошую квартиру - естественно, Булгаков там жил какое-то время. Голых людей на улицах Москвы! Аннушку! (всем известную) Управдома - возможно того самого.
![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
Кота - ну, кот и есть кот, с ним, похоже сложились непростые отношения.
![:cool:](http://static.diary.ru/picture/1164.gif)
Пожелание - я хочу только покоя... Сжигание рукописи...
Такое впечатление, что Булгаков просто весь роман сделал из кусочков своей жизни. В смысле, там нет ничего придуманного, все абсолютное реальное. Наверно, другого такого романа не существует в литературе.
![:conf3:](http://static.diary.ru/picture/1152.gif)
В связи с этим я по новой размышляю над двумя затасканными фразами из романа. Их повторяют все кому не лень, а смысл, может, неочевиден. Может, там совсем другое имеется в виду, что всем кажется.
читать дальшеЭто - "Рукописи не горят" и "Никогда ничего не просите, особенно у сильных мира сего. Сами предложат и сами все дадут".
У меня возникла версия.
То есть, я и раньше писала про эту идею - что роман являлся неким договором... Так, смутно. Но от дневников Булгакова это впечатление только усиливается.
Вот если так посмотреть - середина 20-х. Булгаков пишет с одной стороны об общеполитических событиях. И каких - беспорядки в Германии, фашизм надвигается... Нет, я понимаю про события, но это вообще так дико и жутко выглядит, что он всерьез пишет про неизбежную войну фашизма с коммунизмом, про то, что "мы будем опять сражаться с немцами"... "А первым делом войдем в Польшу"... Это все выглядит так, как будто не 23-й год, а 39-41-й! И в то же время, с другой стороны он пишет про свою болезнь, опухоль за ухом, операции... И там попадает такая фраза - что "я же могу лучше, лучше написать, чем сейчас!" (он в это время пишет фельетоны и рассказики) "Если бы не болезнь, если бы мне хватило времени..."
И дальше получается что - все исполнилось, как он пожелал.
Он "написал лучше" и ему хватило времени... в обрез, до последних строк... Но как будто ему дали время только для того, чтобы он написал этот роман.
И всей стране как будто дали время.
Как будто все остановилось, для того, чтобы роман был закончен.
А потом как понеслось...
И ведь сколько раз он пытался отбросить роман, сжечь... потом начинал писать по новой... И все эти запреты со всех сторон - на публикации, на постановки, на издания - как будто все для того, чтобы он не отвлекался ни на что другое.
Мистика. ![:susp:](http://static.diary.ru/picture/1484.gif)
А этот эпизод из дневников (уже Е.С.), как Булгаков ночью записал главу о пожаре в квартире Берлиоза - и тут же в его квартире начался пожар.
Как будто реальность книги вмешивается в реальность автора... Как будто автор борется со своими героями, со своим миром - о том, как и что писать в книге...
Вот я и думаю, отсюда получается, что "рукописи не горят" - это приобретает совсем другое измерение, другую глубину. Это Воланд говорит не Мастеру из книги, это будто он говорит самому Булгакову.
Мол, как ты не сопротивлялся, что не делал, а роман будет...
И вторая фраза, про "никогда ничего не просите..." Я думаю - я ее понимала неправильно! В том роде, что сильные мира сего - власти, начальники, все такое... Но если рассматривать в целом, с дневниками, так это же получается ерунда. Потому что сам Булгаков просил только так - все эти бесконечные письма разным издателям, чиновникам (с выбиванием денег), безумные письма Сталину и в ОГПУ... Он просил - и получал, пусть не все, но хоть что-то. Так что глупо понимать эту фразу настолько буквально.
А вот если представить, что роман - это договор... Тогда все сходится! Булгаков просит - неизвестно кого, мировое пространство, высшие силы - я могу написать лучше, мне бы только времени! Его услышали, его просьбу исполнили. Но исполнили буквально. Время ему дали. Но и только. Только одно время и только для того, чтобы написать роман. И все. В этом и смысл фразы Воланда - не просите ничего у иных сил, иначе они могут услышать и исполнить. И тогда не факт, что вам это понравится. "Сами предложат и сами все дадут" - только на это можно надеяться...
Я не знаю, мне кажется, после этих дневников у романа возникает какой-то другой смысл.
Можно репост? В цитатнике чёрт голову сломит, а в дневнике есть шанс найти нужное по тегам.
Ваши фантазии нужно складывать на отдельные полочки, чтобы ни с чем не перепутать и после обязательно перечитать