Привидение кошки, живущее в библиотеке
Интересно.
В весьма полемической книжке Ястребова ("Пушкин и пустота", размышления о культуре и современности) высказана мысль, что в нашей отечественной литературе, как дореволюционной, так и советской (про текущий момент и говорить не приходится, потому что его как раз автор рассматривает в стиле "как мы дошли до жизни такой") отсутствует образ отца. Отец нужен, кровь из носу. Отца нет. Или его просто нет (ребенок сирота), или он теоретически есть, но практически находится где-то далеко и в жизни ребенка не участвует (на войне, в командировке и т.д.), или он есть, но лучше бы не было, потому что не может являться авторитетом (пьяница, слабак и т.д.).
Никогда не задумывалась.
Сейчас сижу и вспоминаю... по крайней мере, самые перечитанные книги... которые, по всеобщим уверениям, должны оказывать наибольшее влияние на формирование личности...
А вот как-то действительно нет...
При чем не только в нашей, но и в зарубежной литературе тоже. Интересно...
Это должно что-то значить? Почему так?
Ладно, допустим, чисто приключенческая литература - там еще можно понять, что отцы как бы по сюжету не очень нужны. В смысле, там же уже действует обычно сформировавшийся герой? Ну, а в остальных книгах почему так?
У Марка Твена Том Сойер воспитывается тетей Полли, Гек - сирота и бродяжка. У Диккенса... чего-то сплошь или сироты, или с кошмарными отцами... У Сергиенко - Кеес, адмирал тюльпанов - тоже отцов не припомню.
У Медведева, в моих любимых приключениях Баранкина, отец безнадежно блекнет на фоне яркого сына. Ожидать от него ничего не приходится. В Динке отец выступает в виде все равно что привидения. У Линдгрен в "Карлсоне" или "Мы на острове Сальткрока" отец даже не отец, а какой-то рядом стоящий... в лучшем случае, товарищ по играм... не говоря уж про Пеппи Длинный Чулок.
Можно ли считать Макаренко в "Педагогической поэме" чем-то вроде отца?
Или тут будет Учитель (которых тоже не очень много)?
Только и смогла вспомнить доктора Яновского у Бруштейн и вождя Высокого Орла у Сат-Ока.
Что за ерунда творится с отцами?![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
![:hmm:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/0/0/0000/10098045.gif)
Никогда не задумывалась.
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
А вот как-то действительно нет...
![:upset:](http://static.diary.ru/picture/1154.gif)
![:hmm:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/0/0/0000/10098045.gif)
![:duma2:](http://static.diary.ru/picture/2430225.gif)
Ладно, допустим, чисто приключенческая литература - там еще можно понять, что отцы как бы по сюжету не очень нужны. В смысле, там же уже действует обычно сформировавшийся герой? Ну, а в остальных книгах почему так?
У Марка Твена Том Сойер воспитывается тетей Полли, Гек - сирота и бродяжка. У Диккенса... чего-то сплошь или сироты, или с кошмарными отцами... У Сергиенко - Кеес, адмирал тюльпанов - тоже отцов не припомню.
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Можно ли считать Макаренко в "Педагогической поэме" чем-то вроде отца?
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Только и смогла вспомнить доктора Яновского у Бруштейн и вождя Высокого Орла у Сат-Ока.
Что за ерунда творится с отцами?
![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
В "Отцах и детях" тоже отец присутствует.
"Война и мир", опять же, старик Болконский.
Как-то не знаю, не было у меня ощущения отсутствия фигуры отца в литературе
"Отцы и дети" он рассматривал, но указывал, что там отец выступает не как значимый авторитет, а как сомнительный авторитет, который всем романом ставится под сомнение, оспаривается...
"Войну и мир" я почти не читала, и уж точно не помню про старика Болконского. А он точно был для детей таким хорошим отцом?
Да и Лис и Слимброк... Что угодно, но сыновья любовь там очевидна.
"Тиля Уленшпигеля" и Клааса вспоминать?
А если серьезно, то отец в "Алых парусах" годится или нет?
Вариант поиска отца или ожидания отца он рассматривает, я его тоже указала.
Чтобы отец участвовал в жизни, оказывал влияние, воспитывал и т.д. Пользовался авторитетом и уважением ребенка, являлся реальной силой (не фантомной). А то получается, что если есть сыновья любовь и уважение, то она направлена к чему-то далекому и абстрактному, а если есть в реальной жизни и поблизости отец, то вместо любви и уважения проблемы.
Да, два. У Грея вообще неплохой, у Ассоль... Там уже, скорее она его защищает, но нам не очень подробно показано ее детство. Во всяком случае, в детстве он поддержал ее веру в чудо,
Ну да, княжна Марья красавицей не была и папенька ее держал в ежовых рукавицах, но он же с ней занимался точными науками и воспитал хорошего сына Андрея Болконского, так что не так все однозначно.
А противостояние авторитету отца и оспаривание его власти один из важных элементов развития личности сына в романе, насколько я помню, как и последующие сожаления о конфликте
Разве что...
в "Барышне-крестьянке" отцы же скорее комические?
Тарас Бульба - это да, такого не задвинешь, он сам кого хочешь задвинет.
А граф Ростов (с князем определились)?
И отец Григория Мелехова?
Ну да, готовил к управлению имением, ведению хозяйства.
А противостояние авторитету отца и оспаривание его власти один из важных элементов развития личности сына в романе, насколько я помню, как и последующие сожаления о конфликте
Интересно...
Правда, у автора об этом, кажется, идет речь еще в начале - что мы до сих пор не можем преодолеть ужасающее влияние романтизма.
Но если они хорошие отцы, то надо их добавить в список!
"Хороший" - понятие относительное
А что тогда пишешь!
На безрыбье, знаешь ли, и неплохой сгодится
Из детских... Денискины рассказы, Сказки про Муми-тролля, Эмиль из Лённеберги, Тим Талер, или Проданный смех(да, тут он умирает в самом начале, но подчеркивается его влияние на сына).
Доктора флота(Баренбойм) - много разных отцов)
Дивов, Профессия :Инквизитор и Симбионты - тоже нормальные такие папы.
Капитанская дочка, Пикник на обочине.
Унесенные ветром, Гордость и предубеждение - отцы присутствуют, хотя их воспитательная миссия весьма спорна)
Про Муми-троллей задумалась - там у них папа какой-то безбашенный, вечно теряется...
Но идеальный вариант для меня - Аттикус Финч из "Убить пересмешника".
Капитанскую дочку я, конечно, читала давно, но вроде там нормальные родители. Рэдрик Мартышку очень любил, занимался ей, пока была возможность. Ну, а в Эмиле тоже папа... Вот тут и я задумалась... Классический такой папа, даже не знаю...
О, а у Крапивина есть офигенский папа - "Та сторона, где ветер", папа слепого мальчика.
Ну да, проклятый романтизм ...