17:07

Привидение кошки, живущее в библиотеке
Я тут еще поразмышляла насчет пиратов и копирайтов... :rolleyes:
Я думаю вот что: происходит наглая, по беспределу, подмена смыслов. :shuffle:
Вот иногда можно слышать такие аргументы - ага, раньше у нас народ был самый читающий в мире! а сейчас у нас книгоиздание в кризисе! книгоиздатели терпят убытки! виноваты пираты.
Ну, допустим, при СССР у нас был самый читающий народ... правда, время было другое, но я не о том. Народ был читающий. Но с чего вы взяли, что он был также и самый книгопокупающий? :gigi: Да, тиражи книг были громадные, по сравнению с нынешними временами. Да, все расходилось очень быстро и на полках магазинов не наблюдалось. Но! эти огромные тиражи почти полностью отправлялись в государственные библиотеки. Откуда - что характерно! - книги выдавались читателям на почитать совершенно бесплатно. Поскольку у нас был самый читающий народ, то и в библиотеках хитовые книги были не совсем чтобы доступны, поэтому образовывались очереди, закрытые фонды, подпольные связи и такая незабываемая категория, как "доступно для чтения только в читальном зале".
То есть, чисто на книжный рынок - легальный или нет - поступало очень небольшое количество книг. А домашние библиотеки в частном пользовании, в общем-то, были символом статуса, и даже идеологически не особо приветствовались, если, конечно, это были не признанная отечественная классика и не партийная литература. :tease4: В смысле, никто не преследовал за покупку книг в домашнюю библиотеку, но и не поощряли. Скажем, если ты деятель культуры-науки, тогда еще понятно, что это тебе нужно для творческой работы. А если нет, то зачем? непонятно. Идеологически вообще подавался как образец для подражания подвижный и деятельный тип. "Партия сказала - комсомол ответил есть!" и все такое. То есть, страна дала приказ - должен тут же встать и поехать выполнять, куда пошлют, хоть на Северный полюс, хоть в Сибирь, хоть в пустыни Средней Азии. При таком образе жизни вообще никакой личной библиотеки не предусматривается. Куда с ней??.. :evil:
Поэтому читатели книги читали, но в массе своей не покупали. И даже во внутренние установки не было такого заложено - покупать. Конечно, упертые фанаты существовали всегда, но их же было минимальное количество от общего числа!:lol:
Так что все эти аргументы, которые сейчас приводятся от сторонников электронных библиотек - про слишком дорогие книги, про плохое качество книг (на раз почитать и все), про отсутствие места дома и даже "если мне книга очень понравилась, тогда я, конечно, постараюсь ее купить!" - это все, в общем-то уходит корнями как раз в установки советской эпохи. А именно - книги должны быть в общественных библиотеках и абсолютно бесплатными для чтения, а иметь их в личном пользовании это уже роскошь и баловство. :tease4:
Так что господа книгоиздатели предъявляют претензии о своем бедственном положении пиратам и читателям не по адресу. Претензии им надо предъявлять к государству и его политике в области культуры.
Претензии пиратам могли бы предъявлять библиотеки (те, что еще остались). За то, что отбивают последних читателей. Но библиотеки помалкивают. :lol:

@темы: Умозрительное и конспирологическое

Комментарии
23.07.2015 в 17:34

Am I...ginger?
Я помню, как складывала каждую газетку, каждую бумажку, каждый клочок, чтобы оттащить все это в старом рюкзаке и обменять 20 кг макулатуры на талончик, по которому потом КУПИТЬ книгу, например, Ивана Ефремова...
23.07.2015 в 17:36

Ритуал появляется после утраты справедливости. В ритуале - начало смуты
Аглая, и ещё фактор цен - есть разница, когда увесистый кирпич стоит рупь восемьдесят, а когда - полторы штуки.
23.07.2015 в 18:07

Не соглашусь. У моих родителей и ьаьушек дедушек были довольно большие библиотеки. Покупали, разыгрывались подписки на работе, и т.д. они не были деятелями культуры, обычная техническая интеллигенция
23.07.2015 в 18:09

Am I...ginger?
есть разница, когда увесистый кирпич стоит рупь восемьдесят, а когда - полторы штуки
Рупь восемьдесят в те времена были неплохие деньги. )))
23.07.2015 в 18:39

Привидение кошки, живущее в библиотеке
Olyanka, макулатурные дела - это уже в самом конце, в 80-е. :gigi:
А. Ведьмак, (пожимая плечами) ну, у нас тоже был... целый шкаф... раздобытый разными путями... но это не было массовым явлением. Не так, как сейчас проводят политику - или покупай, или вообще не читай. :ghost:

My Precious, рупь восемьдесят - это в магазине. :laugh: А у тех же спекулянтов на рынке уже дороже. :lol:
23.07.2015 в 20:40

Если чёрная кошка переходит дорогу, оставьте животное в покое, кошке с вами просто не по пути..
Аглая, вообще-то у меня сохранились совсем другие воспоминания - книги были даже в домах, где их сроду не читали. Они нужны были для демонстрации статуса - вот что мы можем достать!
Поэтому за книгами выстаивали длинные очереди и гордо выставляли их на полку в "стенке".
23.07.2015 в 20:44

домашние библиотеки в частном пользовании, в общем-то, были символом статуса, и даже идеологически не особо приветствовались, если, конечно, это были не признанная отечественная классика и не партийная литература.

Ну, не совсем так. Точнее, я бы так не утверждал.
Мой дед - не рядовой сотрудник областного обкома партии - в 60-70хх собрал огромную библиотеку. Русская классика, зарубежная классика (все подписные издания на собрания сочинений, которые проходили через обком), производственные романы - все в дом)))
Для матери - любительницы фантастики - выписывались всевозможные толстые журналы, где это изредка печаталось. Все возможные новинки доставались через букинистику. Мама в 70-80хх это дело продолжила. В доме были и Булгаков, и Стругацкие. В общем, все, что смогли достать.
И никаких идеологических проблем. Наоборот, все знакомые этим пользовались через "Дай почитать"...

В нашем доме жили небогато, даже скромно, по нынешним меркам. Проблем не было только с едой (благодаря обкомовскому буфету) и книгами.

Поэтому читатели книги читали, но в массе своей не покупали.
Поскольку спрос превышал предложения. Книги нужно было доставать, они не были в свободном доступе. Все тот же советский дефицит.
Даже для работников обкома партии было доступно не все)))
23.07.2015 в 21:05

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Ну вообще-то да, все всегда давали друг другу почитать.

Но, уверяю тебя, библиотеки во множестве есть на западе, и ими активно пользуются. По той же причине: там сконцентрированы книги, которые все домой не приобретешь, научпоп, журналы и тп. И да, книги там дорогие, дороже, чем у нас сейчас, и поэтому библиотеки распространены, а всякие книгообменные сервисы и букинистические магазины очень популярны. Вот ровно в эту поездку наша спутница отхватила там в книгообменнике при музейчике аглицкий трехтомник Толкина с иллюстрациями автора на обложке. 70-х годов издания. Бесплатно: там был сервис по принципу "принеси ненужное-унеси нужное".

Библиотеки могут быть там и бесплатные, и платные, но плата за абонемент небольшая и вполне доступная: труднее может быть время на чтение найти, чем деньги на тот абонемент.

Так что не в том проблема, я думаю. Не в библиотеках ни разу.

И не забывай, какие тогда были тиражи, и как популярные книги все равно оказывались в дефиците.
23.07.2015 в 21:54

Привидение кошки, живущее в библиотеке
Еще раз - смысл того, что я хотела выразить... Читатели вовсе не равно покупатели. :laugh: А доминирующая установка в обществе все-таки еще с советских времен на общедоступные и бесплатные книги для чтения. Тогда эту возможность обеспечивала в основном развитая сеть библиотек. Сейчас - в какой-то мере электронные библиотеки (интернет есть еще далеко не у всех). :shuffle:

Тананда, Поэтому за книгами выстаивали длинные очереди
Ну, это смотря кто где проживал. :gigi: У нас никаких очередей за книгами не выстраивалось, потому что их просто не было в магазинах. :lol:
Вот в библиотеках у нас бывали очереди на чтение - если библиотекари брались это организовывать. :rotate:
23.07.2015 в 21:56

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Аглая, вот кстати да, начнется снова торговля дисками/флешками с электронными книгами из-под полы. Я в свое время на рубеже 90-х-нулевых такие покупала.)) И обмен и копирование, естественно.
23.07.2015 в 23:03

тёплые коты плывут по небу облаками, мысли переполнены мурчащими котами (Флёр)
Я помню, как складывала каждую газетку, каждую бумажку, каждый клочок, чтобы оттащить все это в старом рюкзаке и обменять 20 кг макулатуры на талончик, по которому потом КУПИТЬ книгу, например, Ивана Ефремова...
аналогично...
24.07.2015 в 02:05

Аглая, решительно возражаю! Напротив, я с детства не представлял, чтобы в квартире не было книжного шкафа - причём судил не по себе, а по всем своим сверстникам, у которых мне приходилось бывать дома (а были они людьми очень разными). Может быть, это было неравномерно по стране (я живу в Серпухове, в Подмосковье), но уж, во всяком случае, никакой идущей от государства пропаганды "идеологической нелюбви к личным библиотекам" я не замечал никогда. Да и , в самом деле, книги издавались многостотысяячными и миллионными тиражами - когда же это в стране было по общественной библиотеке на каждые 200 - 1000 жителей?
24.07.2015 в 02:23

Привидение кошки, живущее в библиотеке
Да против чего вы все возражаете??? :gigi: Что книги предназначались в основной массе для библиотек? Что попадание их в частные руки не было приоритетным? Что из-за этого домашние библиотеки стали такими же статусными, как телевизоры, импортная одежда, не знаю, что еще? :lol: А их состав был случайным, и кому как повезет?
В соседнем посте - я пытаюсь вспомнить, где у кого в советских фильмах показывались домашние библиотеки? Это к продвижению в сознание установок. :tease4:

Вот как меня в первом классе записали в библиотеку, так с этого времени я каждую неделю, не пропуская ни одной, ходила в библиотеку и брала там читать по 3-5 книг. Каждую нафиг неделю! :gigi: Я эти книги не покупала! :lol: И я даже не представляю, сколько бы нашей семье пришлось затратить денег, если бы, как сейчас, звучал лозунг "сначала купи, потом читай"! :lol:
24.07.2015 в 10:09

Am I...ginger?
А я из библиотеки (городской) практически ничего не брала. Зато перелопатила нашу библиотеку, библиотеку соседей (у них было много чего интересного) и еще родители притаскивали из библиотек своих коллег по работе книжки для меня (я так выяснила, что Конан Дойль оказывается писал не только про Шерлока Холмса, но еще и много чего интересного). )))
24.07.2015 в 12:28

Если чёрная кошка переходит дорогу, оставьте животное в покое, кошке с вами просто не по пути..
Аглая, Вот как меня в первом классе записали в библиотеку У-гы-гы. Меня туда в два года записали. Она была в соседнем доме, и меня отец выводил туда на прогулку. :)
24.07.2015 в 16:38

не почему-то, а просто так...
Аглая, согласна на 100%.
Для меня при наличии огромной собственной библиотеки родителей, возможность ПОЧИТАТЬ в городской-районной и не платить (!), была самым большим бонусом.
24.07.2015 в 16:40

тёплые коты плывут по небу облаками, мысли переполнены мурчащими котами (Флёр)
иной раз в библиотеке найдёшь, чего нет дома (и нередко).
24.07.2015 в 16:45

Привидение кошки, живущее в библиотеке
киса в свитере, зато сейчас, как я подозреваю, наоборот - в библиотеке не найдешь того, что предлагают издательства... :witch: По крайней мере, далеко от центра.
24.07.2015 в 16:57

Я никогда не любил читать в библиотеках, потому что книги там бы затасканы к херам.
24.07.2015 в 17:03

Привидение кошки, живущее в библиотеке
А. Ведьмак, ну, если выбор есть... :rolleyes:
24.07.2015 в 22:06

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Мне было пофигу, главное содержание.