Виктор Пелевин "Generation П". Увидев на лабиринте распродажу, подумала, что я еще не читала самые знаменитые произведения Пелевина.

Ну и вот...

Не знаю, почему столько народу твердит, что автор чего-то там сбавил и опустил планку... Я бы сказала - как раньше писал, так и сейчас пишет.

Любопытный трактат о пост-советской интеллигенции в период 90-х и в условиях наступившей рыночной экономики.

"Сказать, что мир стал иным по своей сущности, тоже было нельзя, потому что никакой сущности у него теперь не было."
"Татарский, конечно, ненавидел советскую власть в большинстве ее проявлений, но все же ему было непонятно - стоило ли менять империю зла на банановую республику зла, которая импортирует бананы из Финляндии."
"В бизнесе никогда не следует проявлять поспешности... продавать самое святое и высокое надо как можно дороже, потому что потом торговать будет уже нечем."
"Покурив однажды очень хорошей травы, он случайно открыл основной экономический закон постсоциалистической формации: первоначальное накопление капитала является в ней также и окончательным."
"Цари тоже были смешны: про них даже не было толком известно, люди они или ошибки переписчика глиняных табличек, и след от них остался только на этих самых табличках."
"В игре существовали только выигрыш и смерть, так что в определенном смысле она была беспроигрышной."
"К концу поисков Татарский понял: история парламентаризма в России увенчивается тем простым фактом, что слово "парламентаризм" может понадобиться разве что для рекламы сигарет "Парламент" - да и там, если честно, можно обойтись без всякого парламентаризма."
"А больше всего на свете ему нравилось выдавать продукты своего разыгравшегося воображения за хронику реальных событий..."
"...титан рекламной мысли, способный срифмовать штаны хоть с Шекспиром, хоть с русской историей..."
читать дальше
"Видишь ли, это очень тонкий момент. Ты сначала стараешься понять, что понравится людям, а потом подсовываешь им это в виде вранья. А люди хотят, чтобы то же самое им подсунули в виде правды."
"Инфляция счастья - надо платить за те же его объемы больше денег."
"В области радикальной молодежной культуры ничто не продается так хорошо, как грамотно расфасованный и политически корректный бунт против мира, где царит политкорректность и все расфасовано для продажи."
"Вполне вероятно, что в дополнение к аду расплавленного металла, аду деревьев-ножей и т.д. возникнет новый ад - вечного футбольного чемпионата."
"Человек всерьез считает, что удовольствие связано не с самим актом траты денег, а с обладанием тем или иным предметом. Хотя очевидно, что, например, часы за пятьдесят тысяч долларов как физический объект не способны доставить человеку больше удовольствия, чем часы за пятьдесят, - все дело в сумме денег."
"- В Нью-Йорке особенно остро понимаешь, - сказал он Татарскому за водочкой, - что можно провести всю жизнь на какой-нибудь маленькой вонючей кухне, глядя в обосранный грязный двор и жуя дрянную котлету. Будешь вот так стоять у окна, глядеть на это говно и помойки, а жизнь незаметно пройдет.
- Интересно, - задумчиво отозвался Татарский, - а зачем для этого ехать в Нью-Йорк? Разве...
- А потому что в Нью-Йорке это понимаешь, а в Москве нет. Правильно, здесь этих вонючих кухонь и обосранных дворов гораздо больше. Но здесь ты ни за что не поймешь, что среди них пройдет вся твоя жизнь. До тех пор, пока она действительно не пройдет. И в этом, кстати, одна из главных особенностей советской ментальности."
"Черная сумка, набитая пачками стодолларовых купюр, уже стала важнейшим культурным символом и центральным элементом большинства фильмов и книг, а траектория ее движения сквозь жизнь - главным сюжетообразующим мотивом. Точнее сказать, именно присутствие в произведении искусства этой большой черной сумки генерирует эмоциональный интерес аудитории к происходящему на экране или в тексте. Отметим, что в некоторых случаях сумка с деньгами не присутствует прямо; в этом случае ее функции выполняет либо участие так называемых звезд, про которых доподлинно известно, что она есть у них дома,, либо навязчивая информация о бюджете фильма и его кассовых сборах. А в будущем ни одного произведения искусства не будет создаваться просто так; не за горами появление книг и фильмов, главным содержанием которых будет скрытое воспевание Кока-колы и нападки на Пепси-колу - или наоборот."
"Следует помнить, что слово "демократия", которое часто употребляется в современных средствах массовой информации, - это совсем не то слово "демократия", которое было распространено в XIX и в начале ХХ века. Это так называемые омонимы; старое слово "демократия" было образовано от греческого слова "демос", а новое - от выражения "демо-версия".
"- И что, рекламодателям нравится?
- Рекламодатели у нас такие, что им объяснять надо, что им нравится, а что нет. И потом, рекламодатель зачем у нас рекламу дает?
Татарский пожал плечами.
- Нет, ты скажи, скажи.
- Чтобы товар продать.
- Это в Америке - чтобы товар продать.
- Ну тогда, чтобы крутым себя почувствовать.
- Это три года назад было, - сказал Ханин поучительно. - А теперь по-другому. Теперь клиент хочет показать большим мужчинам, которые внимательно следят за происходящим на экране и в жизни, что он может взять и кинуть миллион долларов в мусорное ведро. Поэтому чем хуже его реклама, тем лучше. У зрителя остается ощущение, что заказчик и исполнители - полные кретины, но тут, - Ханин поднял палец и сделал мудрые глаза, - в мозг наблюдателя приходит импульс о том, сколько это стоило денег. И окончательный вывод про заказчика оказывается таким: хоть он и полный кретин, а бизнес у него так идет, что он может пустить в эфир любую байду много-много раз. А лучше этого рекламы быть не может. Такому человеку в любом месте дадут кредит без всякого скрипа."
"В конечном счете современный человек испытывает глубокое недоверие практически ко всему, что не связано с поглощением или испусканием денег."
"...знакомое любому чувство, что все упирается в деньги. И действительно, все упирается в деньги - потому что деньги давно уперлись сами в себя, а остальное запрещено."
"Конец света, о котором так долго говорили христиане, будет абсолютно безопасен во всех смыслах - ибо исчезает тот, кому опасность могла бы угрожать. Конец света будет просто телепередачей."
"Это заставило Татарского всерьез задуматься - так ли уж тупы эти малобюджетные боевики, если они ухитряются трансформировать реальность в свое подобие."
"Сережа часами листал западные журналы и со словарем переводил рекламные слоганы, полагая, что сгодившееся для пылесоса в одном полушарии вполне может подойти для стенных часов, тикающих в другом."
"Нелинейность пространства и времени заключена в том, что мы и американцы сжигаем одинаковое количество топлива и пролетаем одинаковое количество километров, чтобы добраться до совершенно разных сумм денег. И в этом одна из главных тайн Вселенной."
"Раньше было: "Единица - ничто, коллектив - все", а теперь: "Имидж - ничто, жажда - все". Агитпроп бессмертен. Меняются только слова."
"Звезды были настоящими - древними, огромными и живыми. Такие уже давно погасли для людей и остались только для каменных героев на допотопных изваяниях. Впрочем, сами звезды с тех пор вряд ли изменились, - изменились люди."
"Человек думает, что потребляет он, а на самом деле огонь потребления сжигает его, давая ему скромные радости."
"Вообще, ничто так не выдает принадлежность человека к низшим слоям общества, как способность разбираться в дорогих часах и автомобилях."
"Это ведь только говорят - "выбираем". На самом деле особого выбора нет. Кругом одна железная необходимость. И для тех, и для этих."
"Впервые за многие десятилетия у населения России появилась возможность выбирать между сердцем и разумом..."
"В наше время люди узнают о том, что они думают, по телевизору."
"Скоро со стапелей в городе Мурманске сойдет ракетно-ядерный крейсер "Идиот", заложенный по случаю стопятидесятилетия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского..."
"- Ты слышал выражение "Страшный суд"?
- Слышал.
- На самом деле ничего страшного в нем нет. Кроме того, что он уже давно начался, и все, что с нами происходит, - просто фазы следственного эксперимента. Подумай, - разве Богу сложно на несколько секунд создать из ничего весь этот мир со всей его вечностью и бесконечностью, чтобы испытать одну-единственную стоящую перед ним душу?"
А книга суперская, ага