Привидение кошки, живущее в библиотеке
Н.В.Гоголь, из переписки.

"Мысль твоя об жене и свекловичном сахаре меня поразила. Если это намерение обдуманное, крепкое, то оно, конечно, хорошо, потому что всякое твердое намерение хорошо и достигает непременно своей цели."

"Смирнов пишет, что Булгарин, на возвратном пути в Дерпт, был кем-то, вероятно, из дерптских студентов так исправно поколочен, что недели две пролежал в постели. Этого наслаждения я не понимаю. По мне, поколотить Булгарина так же гадко, как и поцеловать его."

"Зимою заводились было русские чаи и карты, но, к счастию, то и другое прекратилось. Здесь чай - что-то страшное, похожее на привидение, приходящее пугать нас."

"Иногда бывает дико и странно, когда очнешься и вглядишься, кто тебя окружает. Художники наши, особливо приезжающие вновь, что-то такое... Какое несносное теперь у нас воспитание! Дерзать и судить обо всем, это сделалось девизом всех средственно воспитанных у нас теперь людей, а таких людей теперь множество. А судить и рядить о литературе считается чем-то необходимым и патентом на образованного человека."

"Дурнов мне надоел страшным образом тем, что ругает совершенно наповал все, что ни находится в Риме. Но довольно взглянуть на небо и на Рим, чтобы позабыть все это."

"Разве ты не чувствуешь, что вовсе к тебе уже примешалась та болезнь, которою одержимо все наше поколение: неудовлетворенье и тоска. Против них нужно, чтобы слишком твердый и сильный отпор заключился в нашей собственной груди, силе стремления к чему-нибудь избранному всей душой и всей глубиной ее, одним словом - внутренняя цель, сильный предмет к чему бы то ни было, но все же какая бы то ни было страсть. Стало быть, ты чувствуешь, что тут нужны радикальные лекарства, и дай бог, чтобы ты нашел их в собственной душе своей. Ибо все находится в собственной душе нашей, хотя мы не подозреваем и не стремимся даже к тому, чтобы проникнуть и найти их."

"...Бог бережет жизнь мою, стало быть, она, верно, нужна друзьям души и сердца моего."

"Ты спрашиваешь, зачем я не говорю и не пишу к тебе о моей жизни, о всех мелочах, об обедах и проч. Но жизнь моя давно уже происходит вся внутри меня, а внутреннюю жизнь нелегко передать. Тут нужны томы. Да притом результат ее явится потом весь в печатном виде."
читать дальше