Привидение кошки, живущее в библиотеке
Начало XIX века. Карамзин в своем журнале возмущается странной идеей касательно того, чтобы воспитывать детей за границей. ![:rolleyes:](http://static.diary.ru/picture/1483.gif)
"Мы готовы платить французам или другим иностранцам за уроки в их языках, которые нужны для благородного россиянина и служат ему средством просвещения: у нас есть деньги! но у нас есть и рассудок. Мы знаем первый и святейший закон природы, что мать и отец должны образовать нравственность детей своих, которая есть главная часть воспитания; мы знаем, что всякий должен расти в своем отечестве и заранее привыкать к его климату, обычаям, характеру жителей, образу жизни и правления; мы знаем, что в одной России можно сделаться хорошим русским - а нам, для государственного счастия, не надобно ни французов, ни англичан! Пусть в некоторые лета молодой человек, уже приготовленный к основательному рассуждению, едет в чужие земли узнать европейские народы, сравнять их физическое и гражданское состояние с нашим, чувствовать даже и самое их превосходство во многих отношениях! Я не боюсь за него: сердце юноши оставляет у нас предметы нежнейших чувств своих; оно будет стремиться к нам из отдаления; под ясным небом Европы он скажет: хорошо, но в России семейство мое, друзья, товарищи моего детства! Он будет многому удивляться, многое хвалить, но не полюбит никакой страны более Отечества. Человек может иногда ненавидеть землю, в которой жил долго; но всегда, всегда любит ту, в которой воспитывался, истина, важная для отцов семейства и понятная для всякого разума! Если отец пошлет десятилетнего сына своего на пять или шесть лет в чужую землю, то чужая земля будет для сына отечеством; она даст ему первые моральные, сильные чувства, и сама натура привяжет его к ней неразрывными узами."
"Самый французский язык можно в Петербурге или в Москве узнать так же хорошо, как в Париже; положим, что и не так хорошо, но некоторые совершеннейшие его оттенки награждают ли за моральный и политический вред чужестранного воспитания? Природный язык для нас важнее французского... ибо кто не знает своего природного языка, тот, конечно, дурно воспитан, хотя бы знал наизусть и все книги браминов... Сограждане сказали бы сим полугаллам: "Вы не имеете отечества: ибо и самые французы, несмотря на то, что вы прекрасно даете чувствовать немое Е, не признаю вас французами!" И добродушные родители, лишив себя удовольствия видеть в лице и в душе милых детей постепенное развитие красоты физической и нравственной, вместо благовоспитанных людей увидали бы в них французских обезьян или попугаев, которые наименовали бы им всех парижских актеров, а не умели бы с чувством произнести священного имени России, отца, матери и сограждан!"
"Но я, подобно славному рыцарю Дон-Кишоту, сражаюсь с ветряными мельницами, принимая их за исполинов. Конечно, никто из благоразумных дворян российских не подумает отправить детей своих в пансион к господину N."
![:rolleyes:](http://static.diary.ru/picture/1483.gif)
"Мы готовы платить французам или другим иностранцам за уроки в их языках, которые нужны для благородного россиянина и служат ему средством просвещения: у нас есть деньги! но у нас есть и рассудок. Мы знаем первый и святейший закон природы, что мать и отец должны образовать нравственность детей своих, которая есть главная часть воспитания; мы знаем, что всякий должен расти в своем отечестве и заранее привыкать к его климату, обычаям, характеру жителей, образу жизни и правления; мы знаем, что в одной России можно сделаться хорошим русским - а нам, для государственного счастия, не надобно ни французов, ни англичан! Пусть в некоторые лета молодой человек, уже приготовленный к основательному рассуждению, едет в чужие земли узнать европейские народы, сравнять их физическое и гражданское состояние с нашим, чувствовать даже и самое их превосходство во многих отношениях! Я не боюсь за него: сердце юноши оставляет у нас предметы нежнейших чувств своих; оно будет стремиться к нам из отдаления; под ясным небом Европы он скажет: хорошо, но в России семейство мое, друзья, товарищи моего детства! Он будет многому удивляться, многое хвалить, но не полюбит никакой страны более Отечества. Человек может иногда ненавидеть землю, в которой жил долго; но всегда, всегда любит ту, в которой воспитывался, истина, важная для отцов семейства и понятная для всякого разума! Если отец пошлет десятилетнего сына своего на пять или шесть лет в чужую землю, то чужая земля будет для сына отечеством; она даст ему первые моральные, сильные чувства, и сама натура привяжет его к ней неразрывными узами."
"Самый французский язык можно в Петербурге или в Москве узнать так же хорошо, как в Париже; положим, что и не так хорошо, но некоторые совершеннейшие его оттенки награждают ли за моральный и политический вред чужестранного воспитания? Природный язык для нас важнее французского... ибо кто не знает своего природного языка, тот, конечно, дурно воспитан, хотя бы знал наизусть и все книги браминов... Сограждане сказали бы сим полугаллам: "Вы не имеете отечества: ибо и самые французы, несмотря на то, что вы прекрасно даете чувствовать немое Е, не признаю вас французами!" И добродушные родители, лишив себя удовольствия видеть в лице и в душе милых детей постепенное развитие красоты физической и нравственной, вместо благовоспитанных людей увидали бы в них французских обезьян или попугаев, которые наименовали бы им всех парижских актеров, а не умели бы с чувством произнести священного имени России, отца, матери и сограждан!"
"Но я, подобно славному рыцарю Дон-Кишоту, сражаюсь с ветряными мельницами, принимая их за исполинов. Конечно, никто из благоразумных дворян российских не подумает отправить детей своих в пансион к господину N."