Привидение кошки, живущее в библиотеке
Александр Гольденвейзер "Лев Толстой. Воспоминания".

"Толстой: Во всяком искусстве - я это и на своем опыте знаю - трудно избежать двух крайностей: пошлости и изысканности. Из этих двух недостатков изысканность хуже пошлости, хотя бы потому, что от нее труднее освободиться."

"Лев Николаевич любил всегда выбирать "сокращенные" тропинки и заводил всех в чудные лесные места. Надо сознаться, что эти "сокращенные" почти всегда очень удлиняли прогулки."

"Толстой: Если бы импрессиониста попросили нарисовать обруч, он нарисовал бы прямую линию."

"Толстой: Главное заблуждение в том, что люди ввели в искусство неопределенное понятие "красота", которое все затемняет и путает... Искусство - это есть, когда кто-нибудь видит или чувствует что-нибудь и высказывает это в такой форме, что слушающий, читающий или видящий его произведение - чувствует, видит, слышит то же и так же, как и художник. Поэтому искусство может быть самое высокое, безразличное и, наконец, прямо мерзкое, но все-таки это будет искусство. Самая безнравственная картина, если она достигает своего назначения, есть искусство, хотя и служащее низким целям."

"Толстой: Нельзя научить искусству, как нельзя научить быть святым."

"Толстой: Критика, как кто-то справедливо сказал, есть мысли дураков об умных."

"Толстой: Свойство глупых людей: когда вы им говорите что-нибудь, они никогда не отвечают на ваши слова, а все продолжают говорить свое."

"Толстой: "Неясность и запутанность всегда почти служит указанием на отсутствие истинного содержания."

"Толстой: Я не понимаю, как можно писать и не переделывать все множество раз."
читать дальше