Жан-Клод Карьер, Умберто Эко "Не надейтесь избавиться от книг".
//Карьер// Вопрос заключается в том, будет ли окончательное исчезновение книги - если таковое действительно произойдет - иметь для человечества такие же последствия, как, например, неизбежно возрастающий дефицит запасов воды или заоблачные цены на нефть."
//Эко// "Книга - как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь."
//Эко// "Почему бы тогда не вообразить, что в будущем исчезнет и такое прекрасное изобретение, как Интернет. Так же как исчезли с наших небосклонов дирижабли."
//Карьер// "Говорят, японцы пишут романы в телефонах и сразу отправляют в издательства."
//Карьер// "Это одна из тенденций нашего времени: коллекционировать состарившуюся технику. Один мой друг, кинематографист, держит у себя в подвале 18 компьютеров, просто чтобы иметь возможность просматривать свои старые работы. Я принес вам из своей библиотеки вот эту книжицу, изданную в конце XV века в Париже. Слова написаны в старой транскрипции, но мы все равно легко можем ее прочесть. То есть, мы все еще можем прочесть текст, напечатанный пять веков назад. Однако, мы не можем просмотреть видеокассету или CD-rom, которому всего несколько лет. Если только мы не держим у себя в подвале старые компьютеры."
//Эко// "В Средние века горящая церковь или библиотека - это как падающий самолет в фильме о войне в Тихом океане: это нормально."
//Карьер// "Все великие цивилизации стоят перед одним и тем же вопросом: что делать с культурой, которой грозит опасность уничтожения? Как ее спасти? И что надо спасать?"
//Карьер// "В вашем доме пожар: вы знаете, какие книги вы постараетесь сберечь в первую очередь?"
читать дальше
//Карьер// "Можем ли мы адаптироваться к ритму, ускоряющемуся с ничем не оправданной быстротой? С появлением видеоклипов мы дошли до такого ритма, что если пойдем еще дальше, то уже перестанем что-либо видеть."
//Эко// "Наше дерзкое долголетие не должно скрывать от нас тот факт, что мир знаний находится в беспрестанном развитии и что нам удалось в полной мере ухватить из него только то, что вместилось в ограниченный отрезок времени."
//Карьер// "Баррель подскочил до 150 долларов, а потом на наших глазах упал до 50 без какого-либо разумного объяснения. Может быть, он поднимется вновь, может, опустится еще больше. Мы не знаем. Будущее - это не профессия."
//Карьер// "Я действительно полагаю, что многие изобретения нашего времени являются материализацией очень древних мечтаний."
//Эко// "Мы постоянно продлеваем нашу старость и вполне можем окончить свои дни в каком-нибудь совершенно необычном виде."
//Карьер// "Что меня действительно поражает, так это полное исчезновение настоящего. Мы как никогда одержимы модой на ретро. Будущее, как всегда, туманно, а настоящее постепенно сужается и исчезает."
//Эко// "Мне присылают огромное количество научных работ, посвященных моему творчеству. Это безумие! Ну как можно писать диссертацию о человеке, который еще жив?"
//Эко// "Мы больше не живем в спокойном настоящем, а все время стараемся подготовиться к будущему."
//Эко// "Культура - это кладбище навсегда исчезнувших книг и прочих предметов."
//Карьер// "Могу предположить, что сайты... кишат ложными сведениями, ну или, по крайней мере, неточностями. Не понадобится ли нам завтра секретарь-проверщик? Может, мы изобретем новую профессию?"
//Карьер// "Прошлое не перестает нас удивлять, больше, чем настоящее, а может, и больше, чем будущее."
//Эко// "Я согласен, что культура человека не определяется тем, знает ли он точную дату смерти Наполеона. Однако несомненно, что все, что вы способны вспомнить самостоятельно - и даже дату смерти Наполеона: 5 мая 1821 года - дает вам определенную интеллектуальную автономию."
//Карьер// "То, что дает нам Интернет, это на самом деле сырая информация, недифференцированная, неклассифицированная; кроме того, здесь нет никакого контроля над источниками. Однако каждому человеку необходимо, чтобы у него была возможность не только проверить знания, но и придать им смысл, упорядочить их, поместить в собственную систему понятий."
//Карьер// "Наши книги по истории зачастую писались исходя из национальных предпочтений, мимолетных веяний, идеологических мотивов, которые всплывают то тут, то там. Нет ни одной непогрешимой истории Французской революции. Согласно историкам XIX века, Дантон - великий человек, ему ставят памятники, его именем повсюду называют улицы. Потом, изобличенный в коррупции, он попадает в немилость. А теперь уже Неподкупный Робеспьер, поддерживаемый марксистскими историками, вновь обретает силу. Ему удается присвоить собственное имя нескольким улицам в коммунистических предместьях и даже станции метро. А кто будет завтра? Или что? Мы не знаем."
//Эко// "Любая дискуссия между нами может вестись только на основании некоей общей энциклопедии. С Интернетом, который выдает нам все подряд и вынуждает отсеивать информацию не посредством культуры, а посредством собственных мозгов, мы рискуем обзавестись шестью миллиардами энциклопедий - что станет препятствием ко всякому взаимопониманию."
//Карьер// "Наше прошлое не является застывшим. Нет ничего более живого, чем прошлое."
//Эко// "Барокко возникает в период политического упадка. Слишком могущественный король не может позволить архитекторам давать волю своей фантазии. Барокко - это вольнодумство, анархизм."
//Эко// "Один аналитический философ //в США// спросил меня однажды, почему он должен заморачиваться над тем, что сказали стоики по тому или иному вопросу. Либо они сказали глупость, и тогда она нас не интересует. Либо это здравая идея, и маловероятно, что кто-нибудь из нас рано или поздно ее не выскажет. Я ответил ему, что, возможно, стоики поднимали интересные вопросы, которые с тех пор оказались заброшены и к которым нам нужно вернуться безотлагательно. Если они в чем-то разобрались, не понимаю, зачем ждать, пока какой-нибудь американский гений вновь не откроет эту давнишнюю идею, известную любому европейскому дураку. Или же, если развитие идеи, высказанной в те далекие времена, зашло в тупик, неплохо было бы об этом знать, чтобы больше не ступать на дорогу, ведущую в никуда."
//Карьер// "Если писатель не хочет стать жертвой отсева, совет ему такой: вступить в союз, примкнуть к какой-нибудь группе, не оставаться в одиночестве."
//Карьер// "Когда Папа пригласил Тициана в Рим, сопровождающий его кортеж растянулся, по слухам, на сем километров. Как будто переезжала огромная киностудия."
//Карьер// "За все время, пока Наполеон был у власти, во Франции не было опубликовано ни одной книги, которая бы читалась до сих пор."
//Карьер// "Для некоторых все книги делятся на две категории: те, которые пишет автор, и те, которые приобретает читатель."
//Карьер// "Пятнадцать лет назад один американский университет, готовящий литераторов, восстал против использования компьютера под тем предлогом, что еще не доработанный текст появляется на экране уже напечатанным - то есть, наделенным некоторым авторитетом. Из-за этого его якобы становится труднее критиковать и править. Экран придает ему вес, авторитет уже изданного текста."
//Эко// "Раз подделку можно сравнить с вдохновившим ее подлинником, значит, существует и способ узнать, подделка это или нет. Гораздо труднее доказать, что подлинник - это подлинник."
//Карьер// "Сколько ценных документов, редких книг были уничтожены просто по рассеянности, по недосмотру, по небрежности? Людская небрежность нанесла книгам, быть может, больший ущерб, чем те, кто уничтожал их сознательно."
//Эко// "Чтобы выработать сознание, способное мыслить во всемирном масштабе, надо, чтобы страна оказалась в центре великих исторических событий."
//Эко// "Со временем в каждую книгу вкрапляются все те толкования, которые мы в нее привносим. Мы читаем Шекспира не так, как он писал. Чтобы шедевр стал шедевром, достаточно, чтобы он приобрел известность, то есть, вписал в себя все вызванные им толкования, которые сделают из него то, чем он является."