Привидение кошки, живущее в библиотеке
Г.М.Козинцев "Рабочие записи". (в четвертом томе пятитомного собрания сочинений) Мне известно, что Козинцев - один из наших великих режиссеров... хотя я, конечно, ничего не смотрела.
То есть, мне это известно абстрактно и теоретически, из упоминаний в журнале "Советский экран", который я в детстве всегда очень любила просматривать (по принципу туда-сюда-обратно
), там же мне запечатлелись и кадры из фильмов в виде иллюстраций к статьям... Кадры красивые. Олег Даль в роли Шута и Юри Ярвет в роли Короля Лира, да. Классика жанра. Также в моем детстве неоднократно по телевизору крутили фильм "Дон Кихот", но я почему-то с малолетства прониклась к дон Кихоту стойким равнодушием (именно к персонажу, а не к конкретному фильму)... Но я помню, что я присутствовала рядом с телевизором! 
Вот и все, что я помню о Козинцеве в порядке личного опыта. Присутствовала где-то рядом с творчеством... Мда.
Но рабочие записи - это очень интересно, это я люблю! Ухватилась за книжку не глядя (наткнулась в библиотеке
)
Потрясающий материал. Здесь, в томе, собраны записи за период с 1940 по 1973 год (до самой смерти). То есть, собраны, как я понимаю, те записи, которые носят, так сказать, общий характер, а не относятся к какому-то конкретному проекту, когда они делались в процессе работы над фильмом или спектаклем (тогда они, видимо, помещаются в других томах, более тематически). А тут - просто размышления, впечатления, мгновенные зарисовки - то, что можно потом, может быть, использовать для работы, или просто чтобы было...
И вот как Козинцев удивительно мыслил и воспринимал!
Такие неожиданные и яркие образы... Даже такой далекий от киноклассики читатель, как я, сходу чувствует - да, это пишет великий мастер... Правда, себя он называл - и то в самые благодушные моменты - профессионалом. Да и то сказать, человек, начинавший работу в кино с Эйзенштейном и закончивший грустным и усталым - почти отказом от кино - "я все-таки наследник русской литературы". (Это его доконала кинематографическая текучка, я думаю! И, для справки, не только в советской действительности, но и в мировом кинематографе в целом
)
Не знаю, как насчет литературы, но все-таки это великолепно - то, что он пишет... какие у него идеи... Еще в самых первых записях - начало войны - когда он видит проходящую по улицам Ленинграда военную технику и пишет "Макбетовский лес пришел в город". Удивительно... А эта идея, как снимать Дракона! Нужно, пишет себе Козинцев, снять когти крупным планом и приземление снимать с пикирующего самолета... и еще снимать тень Дракона, Дракон летит, а его тень ложится на памятники человеческой культуры, на целые страны... Это же здорово - Дракона нужно снимать изнутри! Чтобы зритель впитывал в себя это ощущение. То есть, Козинцев тут размышляет о пьесе Шварца, но вообще, конечно, все достаточно прозрачно - это метафора Зла и его огромности... Мне кажется, что в таком ракурсе так еще никто и не снимал? (я, конечно, не знаток кинематографа) Кинематограф - то есть, подмявший все под себя Голливуд - пошел по пути спецэффектов, что - ну вот мы просто сделаем макет и комбинированные съемки, или используем компьютерные технологии. По-моему, по сравнению с идеей Козинцева выглядит дешево! А ведь для ее реализации потребовалось бы не так уж много, вполне реально было снять и на уровне действующей в то время техники.
читать дальше



Вот и все, что я помню о Козинцеве в порядке личного опыта. Присутствовала где-то рядом с творчеством... Мда.
Но рабочие записи - это очень интересно, это я люблю! Ухватилась за книжку не глядя (наткнулась в библиотеке

Потрясающий материал. Здесь, в томе, собраны записи за период с 1940 по 1973 год (до самой смерти). То есть, собраны, как я понимаю, те записи, которые носят, так сказать, общий характер, а не относятся к какому-то конкретному проекту, когда они делались в процессе работы над фильмом или спектаклем (тогда они, видимо, помещаются в других томах, более тематически). А тут - просто размышления, впечатления, мгновенные зарисовки - то, что можно потом, может быть, использовать для работы, или просто чтобы было...
И вот как Козинцев удивительно мыслил и воспринимал!


Не знаю, как насчет литературы, но все-таки это великолепно - то, что он пишет... какие у него идеи... Еще в самых первых записях - начало войны - когда он видит проходящую по улицам Ленинграда военную технику и пишет "Макбетовский лес пришел в город". Удивительно... А эта идея, как снимать Дракона! Нужно, пишет себе Козинцев, снять когти крупным планом и приземление снимать с пикирующего самолета... и еще снимать тень Дракона, Дракон летит, а его тень ложится на памятники человеческой культуры, на целые страны... Это же здорово - Дракона нужно снимать изнутри! Чтобы зритель впитывал в себя это ощущение. То есть, Козинцев тут размышляет о пьесе Шварца, но вообще, конечно, все достаточно прозрачно - это метафора Зла и его огромности... Мне кажется, что в таком ракурсе так еще никто и не снимал? (я, конечно, не знаток кинематографа) Кинематограф - то есть, подмявший все под себя Голливуд - пошел по пути спецэффектов, что - ну вот мы просто сделаем макет и комбинированные съемки, или используем компьютерные технологии. По-моему, по сравнению с идеей Козинцева выглядит дешево! А ведь для ее реализации потребовалось бы не так уж много, вполне реально было снять и на уровне действующей в то время техники.

читать дальше
Начало: военная машина (джип) в тумане
Сразу вспомнился "Ричард III" Маккеллена и Лонкрейна. Но наш синематограф пошёл по пути яичной скорлупы с рыбьим жиром. Ихний, впрочем, тоже на этот путь сворачивает