Привидение кошки, живущее в библиотеке
Лариса Исарова "Записки старшеклассницы". Продолжаю методически изучать книжки автора.
Сюжет: все то же самое, что в первой книжке - записки о школе, об учениках и учителях, о взаимоотношениях с родителями и сверстниками. Но на этот раз повествование ведется не от лица учительницы, а более традиционно - от лица подростка. Причем оформлено в виде дневника, который ведет ГГ - девочка Катя, ученица восьмого класса. В то же время героиня из прошлой книги - учительница Марина Владимировна - тоже присутствует, но уже как персонаж второго плана.
Книжка вызвала противоречивые чувства.
С одной стороны - и интересно, и ностальгически - приметы времени, дух времени (по крайней мере, литературно-идеальный) легко узнаваемы... Тут трудно оценивать, потому что просто ощущается, как что-то из детства, из прошлого... Вообще говоря, большую часть времени у меня было ощущение, что я читаю про героиню песни Цоя - "Восьмиклассница, о-о-о... ах! восьмиклассница..."
Вот эта девочка Катя - как говорится, на пороге взросления. То она наивный ребенок, то она уже воспринимает себя как девушку, то у нее думы о мальчиках, то мечты о будущей жизни и славе (которая будет непременно!) - в духе "вот вырасту и стану космонавтом", то есть, это я примерно. У Кати мечты меняются по семь раз на неделе. То она ударяется во взрослый цинизм и практичность - и тут уже чувствуется влияние окружающих, приметы быта и мировосприятия, далеко не всегда такого радужного, как в официальной, идеологически выдержанной литературе... Катя и вызывает интерес, и некоторую симпатию (временами), и раздражение (очень часто!)... С ней нелегко - подросток! пусть и не "трудный", хотя временами она подходит к этой грани очень близко.
С другой стороны, особенно сейчас, когда я читаю во взрослом виде, невозможно не заметить многочисленные натяжки, корявости... скорее всего, даже не со зла, а просто - автор искренне убежден, что существует определенная модель, схема, как изображать детей, подростков - для этих самых детей и подростков, чтобы они воспитывались в нужном духе и научались разумному-доброму-вечному. Это, скажем, все тот же образ дружного класса - потому что идеал предусматривает, что класс должен быть дружным и точка. А если дружный класс, то они, конечно, будут активно участвовать в общественной и комсомольской работе, вот просто самостоятельно устраивать между собой собрания, на которых обсуждать вопросы в духе "делать жизнь с кого". Эх... Сколько помнится, мы таких собраний не устраивали - в голову не приходило.
То есть, они, конечно, были - но с подачи учителей и под их руководством. Отсюда мне, разумеется, сомнительно, что такие чудеса вообще совершались в жизни.
Хотя, я думаю, всегда остается шанс, что где-то и существовали такие дети и такие классы.
читать дальше

Сюжет: все то же самое, что в первой книжке - записки о школе, об учениках и учителях, о взаимоотношениях с родителями и сверстниками. Но на этот раз повествование ведется не от лица учительницы, а более традиционно - от лица подростка. Причем оформлено в виде дневника, который ведет ГГ - девочка Катя, ученица восьмого класса. В то же время героиня из прошлой книги - учительница Марина Владимировна - тоже присутствует, но уже как персонаж второго плана.
Книжка вызвала противоречивые чувства.


С другой стороны, особенно сейчас, когда я читаю во взрослом виде, невозможно не заметить многочисленные натяжки, корявости... скорее всего, даже не со зла, а просто - автор искренне убежден, что существует определенная модель, схема, как изображать детей, подростков - для этих самых детей и подростков, чтобы они воспитывались в нужном духе и научались разумному-доброму-вечному. Это, скажем, все тот же образ дружного класса - потому что идеал предусматривает, что класс должен быть дружным и точка. А если дружный класс, то они, конечно, будут активно участвовать в общественной и комсомольской работе, вот просто самостоятельно устраивать между собой собрания, на которых обсуждать вопросы в духе "делать жизнь с кого". Эх... Сколько помнится, мы таких собраний не устраивали - в голову не приходило.



читать дальше