17:56

Привидение кошки, живущее в библиотеке
Племя молодое, незнакомое...

На LiveLib читаю восторженный отзыв.

Меня(как и большинство русских наверняка) воспитывали очень однобоко: "Война это ужасно. Все немцы (можете подставить любого другого политического соперника за всю историю) были плохие. А русские все без исключений герои".

Это на свежеизданную книжку - Франц Вертфоллен "Записки фотографа при рабовладельческом строе".
Аннотация -
Знакомьтесь: Эмиль, кардиолог, раньше говорили — лучший в Польше, теперь скромный фотограф в концлагере. А это — Ян, сам Ян полагал, что он — один из лучших нейрохирургов в мире, но он всегда был капельку претенциозен, и даже укладка шпал его не изменила. Люди не задумываются, что лишь их мировосприятие, не судьба, не обстоятельства, выковывает им будущее.
То есть, это они оказались в концлагере не из-за обстоятельств, а по причине неправильного мировосприятия?
Книжку не читала, естественно, но в том же отзыве говорится, что -

Два главных героя попали в совершенно одинаковые условия. Обоих вытащил из концлагеря молодой офицер СС, чтобы те поработали в тепле и уюте фотографами. И вот тут перед читателем, как и перед теми двумя главными героями встаёт выбор. Как смотреть на ситуацию. Подумать своей головой, или мыслить стереотипами. Увидеть конкретно этого офицера, человека, что стоит перед тобой, который тебе дал шанс жить нормально, или же поставить на него штамп "фашист".

Спойлер. Фотографы пойдут кардинально разными путями. Но обе их истории учат - ВСЁ в твоей жизни решает твоя суть. На ненависть и тупость - получишь обратный билет в концлагерь, а на благодарность и вдумчивость - должность ведущего кардиолога страны, например.

И казалось бы простые вещи, понятные, но когда читала, для меня гораздо больший смысл обретали слова "смотреть в корень человека" и "каждому по сути его". Пожалуй впервые осознала что всё это значит. В который раз Франц Вертфоллен заставляет задуматься. Браво!


А я только предположила, что это очередной мальчик в полосатой пижаме... Но это, по-моему, уже следующая стадия.
Слушайте, но капец же какой-то. :puke: :cens::cens::cens:
Посмотрела в профиле - дева читатель 1993 года рождения. Нет, вот реально пропасть между поколениями. Усугубленная разными общественно-экономическими формациями... :hang:

Заглянула в биографию автора - возраст не указан, но на фотке сидит буквально младенец.
Текст -
Кто такой Франц Вертфоллен?
Современный писатель, философ, режиссёр, художник и композитор. Автор 5 литературных вселенных, финансового блога и сборника экономических эссе "Не книга".

Франц рос в Париже, в возрасте 16 лет уже публиковался в ведущих бизнес-изданиях ("Курсивъ", "Бизнес и Власть", National Business), университет закончил во Франции, работал в штаб-квартире ЮНЕСКО, создал свою собственную актерскую школу в СНГ, сейчас живет и работает в Лос-Анджелесе.

Художественные произведения Франца дают прикоснуться к опыту пяти героев из пяти разных эпох - от Норвегии IX века до современности. Через книги, стихи, спектакли читатель получает возможность восстанавливать их жизни как мозаику.


Не выдержала, пошла глянуть в гугле. Интрига накаляется. Там пишут, что это даже не немец, выросший в Париже, как можно подумать по имени, а казах, выросший в Париже. В интервью лихо рассуждает все о том же - если вы нищее быдло, то вы сами виноваты в этом, потому что ленивые, тупые и не желающие делать усилия. Звездный финиш...

Комментарии
20.10.2018 в 18:16

Vor meinen Augen tanzen Funken
еще немного интриги:
а казах, выросший в Париже - судя по видео, женского пола
20.10.2018 в 18:22

Злой самаритянин
Давно в Европке не было войнушки.
20.10.2018 в 18:28

Паранойя еще не повод думать, что за вами никто не следит.
Возможно, автор хотел переосмыслить фразу Jedem das Seine с ворот Бухенвальда. Я не знаю, я просто верю в лучшее. А тупой читатель понял по своему.
20.10.2018 в 18:42

Злой самаритянин
Кстати, соглашусь. Мы знаем из того, что Аглая напела. А самого контекста НЕ знаем.

Возвращаясь к напетому, из того, что напето: вполне себе психология/стратегия выживания или психология раба (самого настоящего). Это может быть отдельно, а может и сочетаться.
контекста мы не знаем.
А если вообще, то сколько войн было на Земле? В том числе и ужасных? И ничо, выживают человечки, чему-то со скрипом и медленно научаются, в чем-то остаются прежними. Не стоит думать, что вот именно эта война самая наиужаснейшая и требует самого отдельного отношения по сравнению со всеми другими (бывшими, настоящими и будущими). Если сравнить со всей историей человечества, то... было и прошло. И это тоже пройдет. Все тлен и суета. И как бы мы ни хорохорились, а все равно важнейшей задачей для всех живых существ является простая (и сложная) задача - выжить.
А уж выжившие и историю напишут. *))
20.10.2018 в 18:43

Быть галанитом не преступление. Преступление -- быть живым галанитом.
"который тебе дал шанс жить нормально"

Занятный вывод. Если я правильно понял пересказ, то до войны оба персонажа были светилами медицины с мировым именем, т.е. людьми, авторитетными в своём кругу, при деньгах и связях. А благодаря молодому офицеру СС они превратились в лагерных фотографов, рабов-унтерменшей только, что на ступеньку выше общей рабской массы. Если по мнению автора отзыва это значит "жить нормально", то в голове у неё точно не капитализм.

з.ы. Нет, вот реально пропасть между поколениями

Гадкую сентенцию про "пили бы баварское" запустило не поколение рождённых в 90-е. Я ещё в сопливом перестроечном детстве из телевизора её слышал.
20.10.2018 в 18:53

Злой самаритянин
Тут недавно у Аглаи был возмущательный тред про какую-то новую киношку про блокадный Ленинград.
Но мы опять же НЕ знаем контекста. Что если там не совсем то, что вы надумали? Или даже совсем не то? А уже осудили. Хотя, конечно, сама идея комедии, хоть и черной, на эту тему корябает. Потому как не изжито, не переболело еще.
Но в Средневековье, например, где смерть от массового голода, войн, чумы и прочих бед, была обычной, к таким вещам и идеям относились проще. И черный юмор вовсю был, и мистерии и картинки "вдохновляющие". которыми наслаждались...

Еще помню вой, который поднялся из-за того, что председатель Конст. Суда РФ, типа, в своей статье оправдал крепостное право и назвал причиной падения монархии именно отмену крепостного права.
Я тогда еще подивилась, как так он мог ляпнуть?
Потом изучила и пришла к выводу, что никакой апологетики не было и в помине. А то, что отмена крепостного права в контексте тех реалий и во всей цепочке исторических обстоятельств и событий действительно была одной из причин падения монархии - ну так ДА. Но это вовсе не апологетика.
А народ-то развизжался. Очень тупо получилось.

Часто на смежных дневниках вижу выдергивание из контекста и передерги, с последующим воем о своей рубашке, которая ближе к телу. Особенно занятно, что люди-то не глупые и их ПЧ не совсем уж глупые, а как будто не видят этого. Лицемерие.
20.10.2018 в 18:53

Паранойя еще не повод думать, что за вами никто не следит.
Кстати, если автор хотел донести до читателя общую психологическую составляющую нацизма, то ему это мастерски удалось. И вот уже читатель начинает воспринимать происходящее как некую карму, а офицера СС, как ангела, дающего второй шанс. Отличный пример, как внедряется в сознание мысль о неком высшем праве казнить и миловать, о природном превосходстве одной расы над другой. Так это и работает, когда человек опускается до скотсткого состояния и с благодарностью целует руку хозяина, который сегодня его не мучает, а чешет за ухом.
20.10.2018 в 18:57

Злой самаритянин
rane, всего лишь стратегия выживания, старая как дерьмо мамонта и даже старее. Ничего не изменилось.
20.10.2018 в 19:01

Паранойя еще не повод думать, что за вами никто не следит.
Tihe, нет, я про отзыв. Девушка явно по своему расставила приоритеты.
В любом случае после ее краткого пересказа мне скорее хочется прочесть книгу, чем нет, чтобы составить собственное мнение. Ну и название книги уже как бы указывает, что она поняла все по своему.
20.10.2018 в 19:12

Привидение кошки, живущее в библиотеке
Tihe, ну, я уверена, что кино выйдет. А книжка вполне существует на каком-нибудь литресе - проверила сейчас по озону и лабиринту, на лабиринте вообще не слыхали о таком светиле, а на озоне - "скачать". Видимо, пока еще это не издается.
Но можно будет узнать и в контексте.

Лично я согласна с rane, -
Отличный пример, как внедряется в сознание мысль о неком высшем праве казнить и миловать, о природном превосходстве одной расы над другой.

Battle_S.W.I.N.E., Гадкую сентенцию про "пили бы баварское" запустило не поколение рождённых в 90-е. Я ещё в сопливом перестроечном детстве из телевизора её слышал.
Ну вот, определенные индивидуумы запустили, а сейчас поколение 90-х годов рождения это уже воспринимают как данность.
20.10.2018 в 19:14

Привидение кошки, живущее в библиотеке
[ki:], в общем, чувствуется активная работа по созданию очередного модного проекта. :ghost:
20.10.2018 в 19:20

Злой самаритянин
как внедряется в сознание мысль о неком высшем праве казнить и миловать, о природном превосходстве одной расы над другой.

Я не смогла увидеть этого в таком маленьком отзыве. Но может оно и есть. Каждый видит в первую очередь то, что болит.
Я увидела то, что описала: стратегия выживания. Ради выживания люди могут пойти (и идут бодро!) на все или почти на все. И психика тоже подстраивается. Тем более, что нет на свете такого вот абсолютного зла с рогами, которое всегда, каждую секунду видно, что вот оно - несомненное зло.
И палач тоже человек, который иногда может быть милостив. И собачек любит, например. И сельские пейзажи. И философией интересуется. И конфетку дал. И пожалел в чем-то. И измученный человек увидит в нем лучик надежды для себя. А дальше все просто.

Да даже в обычных, житейских ситуациях разве не многие запросто мило общаются с подлецами, даже все зная об их подлостях? Многие. Ведь им лично этот подлец ничего не сделал или пока не сделал. Сплошь и рядом.
20.10.2018 в 19:37

Привидение кошки, живущее в библиотеке
Tihe, мне тебя трудно понять. :conf3: Стратегия выживания - это одно. Хотя и стратегия может быть разная, наверно. Вот вроде бы Франкл - тоже не читала, тоже сужу по отзывам - тоже использовал стратегию выживания, но она заключалась не в том, чтобы прислуживать надзирателями и с благодарностью принимать от них милости, а что ли во внутреннем настрое держаться и не сдаваться.
Но здесь, как лично я вижу, случай совсем другой - это не описание стратегии выживания, это именно описание нацистской системы, как нечто данное изначально. Это пишет не выживший в концлагере, а современный яппи, у которого в голове свои умозрительные построения. И в любом случае, как мне кажется, есть разница между: я выжил в концлагере, потому что мне пришлось жить вот так и вести себя вот так, и - я выжил вот так, потому что мыслил позитивно и в первую очередь признал нацистов своими благодетелями. :conf3: В первом случае как-то раньше выжившие совсем не гордились такой стратегией и не поднимали ее на знамя. И уж всяко разно не рассуждали о благодарности палачам.
Все же идея стокгольмского синдрома и рассусоливание вокруг нее очень сильно деформировали восприятие общества. Как мне кажется. :depress:
20.10.2018 в 19:47

Злой самаритянин
Аглая, "Понять меня необходимо! (с) Собака на сене.
*))

Я имела в виду то, что и этот яппи и эта девочка УЖЕ находятся внутри такого мировоззрения по ТАКОЙ стратегии выживания. Они не смотрят на эту стратегию со стороны, как сейчас смотришь ты или я. Мы смотрим "из-за рамки", а они находятся в этой самой "рамке" (помнишь мы с тобой говорили о рамках?)
Эта стратегия для них - единственно верная картина мира, а за ее пределами нет ничего. И это для них правильно, их психика сразу ее обслуживает и находит аргументы в поддержку.
Для тебя это выглядит дико.
Но это не дико, это просто древнейшая стратегия. Одна из нескольких.
20.10.2018 в 20:13

Привидение кошки, живущее в библиотеке
Tihe, я понимаю! :apstenu:
Хорошо, наверно, можно сказать, что меня бесит не то, что это стратегия выживания, а что это картина мира. То есть, личности внутри такой картины мира не представляют это себе именно как стратегию выживания, а представляют как совершенно естественное проявление.

(я даже ничего не говорю, что они не способны на аналогии и переносы - то есть, что когда заявлено, что кто-то должен быть благодарен нацистскому офицеру, который проявил милость к заключенному в концлагере, это воспринимается, как... все вышесказанное, в общем. А если кто-то вдруг напишет, что нужно быть благодарным офицеру НКВД, который в чем-то проявил милость - то поднимется страшный вой и визг :shuffle: )
20.10.2018 в 20:15

Злой самаритянин
Аглая, то есть, что когда заявлено, что кто-то должен быть благодарен нацистскому офицеру, который проявил милость к заключенному в концлагере, это воспринимается, как... все вышесказанное, в общем. А если кто-то вдруг напишет, что нужно быть благодарным офицеру НКВД, который в чем-то проявил милость - то поднимется страшный вой и визг

Люди такие люди. *)
20.10.2018 в 20:20

Злой самаритянин
а представляют как совершенно естественное проявление.

Но это и есть естественное проявление. Приспособиться, адаптироваться, выжить, подняться, занять место повыше в пищевой цепочке.
Просто когда это делаешь ты и ты же от этого выигрываешь, то все ок, а портрет мы себе потом подрихтуем. А когда это делает другой и на твоих костях (хотя бы просто гипотетически на твоих костях), то это ФУ!

Аглая, для примера рассмотри не такие жесткие условия с концлагерем или каким-нить Армагеддоном, а что-то попроще, поповседневней. И ты увидишь, что это естественное проявление. *)))
20.10.2018 в 20:24

Паранойя еще не повод думать, что за вами никто не следит.
Ну, для меня стратегия выживания, это внутреннее заключение сделки с самим собой. Сегодня потерплю, подстроюсь, подстелюсь, чтобы выжить, но при первой же возможности вернусь к сеье и в себя.
А по коментарию читателя получается так - я заслужил то, что со мной происходит, я был недостаточно хорош, лоялен и терпелив, если я буду достаточно послушным, то мне, может быть, дадут кусочек сахару.

То есть в первом случае именно что стратегия выживания, а во втором полная ломка личности, превращение человека в скота, который начинает воспринимать происходящее как нечто предначертанное свыше. Собственно, именно то, чего и добивались фашисты - полного и безоговорочного принятия своей судьбы остальными недонародами.
20.10.2018 в 20:31

Злой самаритянин
rane, я выше писала, что это стратегия выживания или психология раба. И это может быть отдельно, а может и сочетаться в одном человеке.
Я не совсем точно там выразилась. Точнее будет так: у кого-то это стратегия, как вы описали, а у кого-то это сочетается с рабством - то есть становится не методикой по выживанию, а способом быть.
Но, во-первых, у всех разных запас психологической прочности и разный багаж за спиной. Люди могут и ломаться. А позиция раба помогает не сойти с ума. Я серьезно.
Во-вторых, кто-то такой изначально, т.е. от воспитания и среды, в которой он сформировался. Ему так комфортно и все на своих местах.
И совсем необязательно он будет сирым рабом в обмотках. Он может рассекать на гелике, легко.
20.10.2018 в 20:33

Злой самаритянин
Собственно, именно то, чего и добивались фашисты - полного и безоговорочного принятия своей судьбы остальными недонародами.

Этого добивались не только фашисты. Этого вообще всю историю добивались люди, находящиеся в привилегированном положении по отношению к своей кормовой базе.
20.10.2018 в 20:39

Паранойя еще не повод думать, что за вами никто не следит.
Tihe, ну я сейчас о коментарии девушки. Она транслирует именно психологию раба, даже не раба, а животного. Солнце светит. Птички поют. Вон тот человек пришел ко мне и дал горбушку с солью. Он хороший человек. Он меня не бьет. Надо быть благодарным, что он меня не бьет. Так уж заведено в природе, что я скот, а он мой хозяин. Это нормально и правильно, таков закон. Обсуждать тут нечего, это неизменно.

Вот я о чем. Это уже не выживание, выживание подразумевает какой-то порог, за которым уже можно перестать выживать, а тут полное отсутствие самой мысли, что что-то идет не так, что этот человек не хозяин, что его "добро" и не добро вовсе, а так, прихоть.
20.10.2018 в 20:41

Паранойя еще не повод думать, что за вами никто не следит.
Если книга написана именно с этой точки зрения, то это интересная книга, во всяком случае нестандартная, над которой стоит подумать.
20.10.2018 в 20:43

Злой самаритянин
rane, ну она же от этого выживает? Получает профит в виде горбушки, а может и брюликов и прочих благ, пока хозяин добрый? Всего-то и нужно: сделать так. чтобы хозяин и дальше был добр.
Так что вполне себе выживание, очень распространенное! *)
20.10.2018 в 20:51

Паранойя еще не повод думать, что за вами никто не следит.
Tihe, да не в выживании конкретной девушки дело, а в том, что человек не умеет думать, анализировать и рефлексировать. Но уверен, что умеет. Это как с МиМ, 90 процентов читателей вообще не понимают, о чем роман, и считают Воланда положительным персонажем, а фразу про "ничего не просите" понимают буквально, в отрыве от контекста и первоисточника. Хрен с ним, пусть не понимают, но это же обшество, в котором мы обитаем. В итоге все к этому сводится.
20.10.2018 в 20:55

Злой самаритянин
rane, ну, они вполне себе рефлексируют в своих рамках, в рамках своей картины мира. Простора и там хватит.
За рамки выходить очень сложно.
20.10.2018 в 21:02

Паранойя еще не повод думать, что за вами никто не следит.
Сложно, но можно. Я вот уже вижу школьников, которые не считают Шарикова антигероем, зато с сильным подозрением смотрят на Преображенского. Вот это было очень приятное открытие.
20.10.2018 в 21:06

Злой самаритянин
Я вот уже вижу школьников, которые не считают Шарикова антигероем, зато с сильным подозрением смотрят на Преображенского.

А потому что несколько лет назад пошла такая волна, я ее помню. С апологетикой Шарикова (частичной) и забрасыванием помидорами Преображенского. Для подростков это свежо и бунтарски, они это и подхватили. *) Я сомневаюсь, что они сами настолько углубились. Но ничего дурного в том нет, мы все хватаем опыт отовсюду, а также мысли, над которыми начинаем думать. И пытаться выходить за рамки. *)
20.10.2018 в 23:01

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Небольшой поиск по "Франц Вертфоллен" показал, что автор это девушка, пишущая под этим псевдонимом, сама 88 года рождения, то есть то самое племя незнакомое тоже, которая беспрерывно и постоянно рассказывает под этим псевдонимом, как она гениальна, а местами о том, как ей нравится Гитлер и его борьба с "недочеловеками".

Так тчо это не мальчик в пижаме, это гораздо хуже.
20.10.2018 в 23:37

Привидение кошки, живущее в библиотеке
Кимури, вот-вот, я же говорю, что это следующая стадия! :ghost:
21.10.2018 в 07:46

Паранойя еще не повод думать, что за вами никто не следит.
Эх, моя вера в лучшее дала сбой.