Джорджетт Хейер "Верь своему сердцу". Название абсолютно идиотское. Почему-то у нас издатели считают себя вправе по-хамски обращаться с произведениями Дж.Хейер, менять им названия, как левой пятке захочется...
![:ghost:](http://static.diary.ru/picture/497560.gif)
Так вот вместо четкого и ясного авторского названия "A Civil Contract" появляется такая невыразимая пошлятина - которая, к тому же, вообще не имеет отношения к содержанию... Ну, а так вообще - любовный роман... Или антилюбовный...
![:lady:](http://static.diary.ru/picture/498101.gif)
Вопрос дискуссионный.
![:eyebrow:](http://static.diary.ru/picture/620531.gif)
Сюжет: молодой аристократ Адам Деверилл полагал, что его жизнь разумно распланирована и расписана - военная карьера, женитьба на очаровательной Джулии Оверсли, дочери давних семейных знакомых... Но вот в разгар военной кампании он получает вести из дома - оказывается, его отец скончался в результате несчастного случая, вызывающего в обществе массу сомнений, и внезапно Адам становится главой семьи, в связи с чем должен срочно вернуться на родину и приступить к своим обязанностям. К несчастью, как вскоре обнаруживает Адам, это потребует недюжинных сил - последний виконт Линтон полностью растратил семейное достояние, все имущество - движимое и недвижимое - заложено и перезаложено, со всех сторон осаждают кредиторы, судя по всему придется расстаться даже с родовым поместьем, где Линтоны проживали не одно столетие... Единственный выход - женитьба на невесте с состоянием. А как же давняя детская любовь, Джулия? Но ведь Адам понимает, что милое дитя Джулия не приспособлена к жизни в нищете? А тут, кстати, есть на примете и подходящая кандидатура, которую тут же подыскали Оверсли - Дженни Чоули, подруга Джулии по пансиону, дочь разбогатевшего торговца. Все внутри Адама противится этой идее, но надо же как-то расплатиться с кредиторами, удержать поместье, а также обеспечить мать и младших сестер, которых еще нужно выдать замуж...
Любопытный психологический эксперимент.
![:rolleyes:](http://static.diary.ru/picture/1483.gif)
Роман явно выбивается из привычных рамок жанра - да и авторских романов тоже. Возможно, автору захотелось чего-нибудь нового, поперек канонов захотелось сделать...
![:eyebrow:](http://static.diary.ru/picture/620531.gif)
Автор поступила дерзко - и героиня тут не такая, как принято в любовных романах, и события развиваются не так, и финал не тот, и вообще. Не о любви речь. Ну, то есть, любовь есть, где-то, как-то, но она не на первых ролях... Лично я обожаю Джорджетт Хейер, и все ее романы читаю с удовольствием (кроме исторических!
![:smirk:](http://static.diary.ru/picture/3222534.gif)
на исторические я не подписывалась!
![:emn:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/0/0/0000/12203745.gif)
), но этот читался довольно трудно... потому что все же поперек!
![:nerve:](http://static.diary.ru/picture/2430286.gif)
Хотя, безусловно, очень интересно, и мне понравилось... Но все равно тяжело. Всех жалко...
![:cold:](http://static.diary.ru/picture/1386.gif)
Итак, герои. Если герой еще более-менее попадает в обычные жанровые рамки - он неяркий, но обаятельный, благородный и ответственный, с тихим юмором... То героиня... уже вообще никуда. Автор сразу указывает, что она некрасивая. Но некрасивыми тоже можно быть по-разному - вспомнить хотя бы Джен Эйр. (Вот, внезапно мне подумалось - а не намекала ли тут автор как раз на Джен Эйр, когда давала героине такое имя?
![;-)](http://static.diary.ru/picture/1137.gif)
) Но здесь не тот случай. Дженни - умная, добрая девушка, деликатная и самоотверженная, но на внешности это не отражается. Она приземистая толстушка, круглое невыразительное лицо, нос пуговкой, маленькие глазки (которые "при улыбке превращаются в щелочки"), жидкие волосы "мышиного цвета"... По законам жанра читатель ожидает, что по ходу сюжета положение исправится, герой узнает героиню, какая она замечательная и проникнется... Ну, герой узнал. Проникся. Но вызвало ли это в нем любовь к героине? Нет, не вызвало. Ну, то есть, он ее очень ценит и уважает, он признает все ее достоинства и что ему с ней уютно и комфортно... Но это же скорее дружеские отношения, отношения хороших деловых партнеров...
читать дальшеПоложение осложняется тем, что Дженни со своей стороны влюбилась в Адама с первого взгляда, бедная девочка - еще когда он навещал Джулию, как свою невесту. Получается ситуация - она его любит, он ее нет.
Когда у Адама сложились такие жизненные обстоятельства, она согласилась на этот "договорной брак". То есть, конечно, в первую очередь это была идея ее отца, который вбил себе в голову, что его дочь должна войти в высшее общество. Но, я думаю - могла Дженни отказаться? Полагаю, что могла. Но что она решила - что лучше так, быть с любимым мужчиной любой ценой, заботиться о нем и на что-то надеяться, чем вообще никак? Она уверяет себя, что это действительно важнее всего, а все остальное не имеет значение, но ведь в романе показано, что она все чувствует, холодность Адама, его чувства к по-прежнему любимой Джулии - и ее это больно задевает...
Адам - что касается его, то все осложняется тем, что это действительно благородный человек. Он все понимает, что деньги Дженни и ее отца спасли его семью, что Дженни старается изо всех сил и заботится о нем, он даже понимает, что с Джулией у него все равно бы ничего не вышло, но что он может поделать? Адам постоянно держит себя под жестким самоконтролем, ведет себя предупредительно по отношению к жене и даже к ее отцу - хотя тот постоянно оскорбляет его чувства аристократа... Но стоит ему только чуть ослабить этот самоконтроль - и прорываются инстинктивные чувства и реакции - отторжение, отвращение на физическом уровне...
К финалу автор все-таки вывела к намекам на какой-никакой хэппи-энд, в смысле, речь не идет о зарождении любви или чего-то в том же духе, но показано, что герои уже спокойно чувствуют себя рядом друг с другом, у них появились общие интересы, общая история. Дружеская симпатия. Как бы идет обычная семейная жизнь - поместье ремонтируется, ребенок вон родился... Но лично мне все это представляется довольно зыбким. Ведь несмотря ни на что - Адам по-прежнему держит себя на жестком самоконтроле, а если вдруг чего - скажем, момент с рождением ребенка: Адам волновался, пока шли роды, а вот его зовут смотреть на новорожденного, тот заходится в крике и Адам непроизвольно думает, что ребенок так похож на тестя! Мне чего-то показалось, что пока у него отношение к сыну довольно отстраненное... А Дженни по-прежнему уверяет себя, что лучше вот так, чем никак, и что любовь бывает разная, бывает и вот такая... Возникает вопрос - была бы нужда в таких самоуверениях, если все действительно улеглось, если бы она чувствовала себя хорошо и спокойно?
Опять же, можно еще тут сказать - автор показала как идет жизнь у Адама и Дженни на протяжении всего лишь одного года. А что будет через десять лет, через двадцать? Как долго удастся сохранять этот самоконтроль у одного и эту жертвенность и самоотверженность у другой? Пойдет ли это на пользу? Вопросы, вопросы...
"- Дорогой мой мальчик, ты поступил так, как должен был, - в чем мы нисколько не сомневались! Сердце мое разрывается от боли! Прошу тебя, не отчаивайся! Я уверена, у тебя все будет хорошо! Вспомни, как сказал об этом поэт! Правда, какой именно, я не совсем уверена, но, скорее всего, это был Шекспир, потому что так оно обычно бывает, хотя почему - я понять не могу!"
"- Что ж, на вкус и цвет товарища нет, но я должен сказать, что не вижу смысла в написании стихов, разве что для того, чтобы дети учили их в школе, хотя и не понимаю, какую пользу это может им принести."
"- Он слишком добр, хотя временами и выглядит... властным и не терпящим возражений.
- Да, благожелательный тиран, то есть, пожалуй худший из всех деспотов, потому что противостоять ему труднее всего."
" - Вы ведь любите его, не правда ли? Можете не отвечать: я знаю, что любите, и желали ему - как и он сам - совсем иного. Но я хочу сказать, что ему будет со мной комфортно: об этом я позабочусь! - напряженное выражение лица Дженни сгладила безрадостная улыбка. - Сейчас вам кажется, что это не имеет значения, но это не так. Мужчины любят комфорт и удобства. Что ж, он будет доволен!"
"- У нас там не водятся привидения, зато действительно имеются развалины часовни!
- Я не верю в привидений. А развалины настоящие?
- Самые настоящие. В общем-то, там практически не осталось целых стен.
- Нет, я имею в виду, вы не сами их соорудили?
- Соорудили? - непонимающе переспросил он.
- Ну, построили? Один из папиных знакомых так и сделал, когда в моду вошла готика, и, по-моему, они вызвали всеобщее восхищение.
- Вот как! - довольно-таки беспомощно воскликнул Адам. - Нет, свои мы не строили: за нас это сделали реформаторы во время Гражданской войны.
- Да,конечно, мне и самой следовало бы догадаться, - извиняющимся тоном проговорила Дженни. - Вам совершенно ни к чемы было строить развалины."
"- Адам, она пишет, Ламберт разделяет все ее чувства и мысли!
- Боже милосердный! То есть, я хотел сказать, какая удача!"
"Основной упор хозяйка сделала на превосходное угощение, как она мудро заметила Лидии, хорошо накормленные гости редко жалуются на то, что вечер был унылым и скучным."
"С куда меньшей благосклонностью экономка отнеслась к вероятному появлению высокомерного городского повара, но изрядно смягчилась, когда Дженни сказала ей:
- Если не предпринять срочных мер, первый же порыв ветра свалит его милость с ног! Знаете, я нисколько не сомневаюсь, что вам не хуже меня известно - он никогда не жалуется и даже не замечает, что именно ставят перед ним на стол. Но его милость очень разборчив - если не сказать, привередлив! - в своих вкусах, и ежели мясо приготовлено не так, как он привык, то он отщипнет лишь кусочек, которым не прокормить и котенка!
Предположение, что его милость может зачахнуть от недостатка хорошей еды, сделало свое дело. Миссис Дауэс смягчилась настолько, что заявила: Адама всегда нужно было уговаривать съесть что-нибудь."
" - Я навещаю родственников - дальних, однако не следует забывать и о самых скучных членах семьи, не так ли? Особенно, если они живут там, где так хочется оказаться в нужное время."
"- Что это за разговоры с отцом?
- Потому что ты ничего не понимаешь! Адам всей душой привязан к Фонтли! Для него поместье священно! Как и для всех Дэвериллов!
- Что за ерунду ты несешь? Да, о вкусах не спорят, и я ни в коем случае не желаю наступать на любимую мозоль его милости - хотя на его месте привел бы особняк в божеский вид, если уж он так гордится им!
- Он не должен выглядеть современным, папа! Это историческая достопримечательность!
- Ну да, конечно, история - это здорово, и все такое прочее, - великодушно признал мистер Чоули., - однако я не понимаю, как с ней можно жить под одной крышей. И можешь не делать вид, будто тебе здесь удобно! А когда в саду обнаруживаются развалины часовни, да еще парочка замшелых могил в придачу - это кого угодно повергнет в уныние! На месте его светлости я бы немедленно избавился от всей этой старины, а взамен построил бы несколько современных особняков: вот в этом был бы смысл!"
"Когда мистер Чоули немного погодя встревоженно поинтересовался, удалось ли ему убедить Дженни в том, что она должна вести себя как разумная женщина, Адам ответил:
- Да, конечно: как женщина в высшей мере благоразумная! Стоило мне лишь намекнуть, что она может подарить мне дочь, как Дженни тут же осознала всю прозорливость вашего предложения о том, что она должна вверить себя опытному акушеру!
- Послушай, Адам! - запротестовала Дженни.
- Все это хорошо, но не стоит надеяться, будто он может помочь чем-либо в этом вопросе, - заметил мистер Чоули.
- Святые угодники! А вы говорили, он первоклассный специалист!"
"- Я хотела бы, чтобы Джулия, подобно мне, вышла замуж по любви, я никогда не жалела о своем браке, как бы ни раздражал меня Оверсли, что случается довольно часто! Но таковы все мужчины, особенно те, за которых мы вышли замуж! Просто надо принимать во внимание чужие слабости - но как, спрашиваю я тебя, Дженни, можно прощать мужа, которого не любишь?"
Ну, мне и Адама тоже жалко. И про него тоже встает вопрос - насколько его хватит.
ну, могут быть и счастливы. В дружбе.
Для дамских романов это, конечно, новация