Привидение кошки, живущее в библиотеке
Виктор Гюго. Собрание сочинений в 15 томах. Том 14. Критические статьи, очерки, письма. Содержание разделено примерно половина на половину - в одной упомянутые очерки и статьи, в другой - письма. Прочитала с большим интересом.
Гюго велик.
Не устану повторять...
В качестве поэта не имеет себе равных... Пишет ли он поэзию, пишет ли он прозу, пишет ли он критические статьи, или заметки о путешествиях, или политические воззвания, или письма к друзьям - это все поэзия в чистом виде. Романтизм, как он есть, и Гюго его Последний Герой, смело можем мы сказать.
Какое владение словом, какое богатство языка в этом бесконечном потоке образов... Было чудовищно жалко, что я это читаю в переводе, а не по-французски. В оригинале это все, наверно, вообще звучит божественно... Можно себе представить реакцию современников на это извержение вулкана.
И ведь все ощущается так естественно! Органично. Мне кажется, кто угодно другой, если бы позволил себе такие позы и возвышенные речи, выглядел бы смешно и жалко. Но для Гюго это просто само собой разумеющееся. Никто от него и не ожидает ничего другого.
Смешным он не выглядит никогда. Может быть, временами - разве что по-детски наивным и простодушным. Над детьми не смеются...
Но в то же время - впечатления накапливаются по мере чтения - чрезмерно обольщаться тоже не стоит.
В смысле, то. что Гюго - великий поэт, еще не означает, что он автоматически становится и великим философом, пророком и прочее в том же духе. Так что политические взгляды Гюго у меня вызывают большие сомнения.
Нет, то, что он пламенный сторонник революции и неустанно за нее борется - это без вопросов, никто спорить не будет... Но дойдя до горделивого высказывания, что... как там... ну, в том смысле, что тот народ настоящий и достойный, кто добился свободы, а кто не добился, тот, значит, не настоящий и не достойный... - вот тут, как мне кажется, прямо-таки ощущается подтекст, что - мы же вот добились! Тут у меня и зарождаются подозрения, на самом ли деле Гюго такой абсолютный революционер, а может, он революционер с условиями? то есть, по обстоятельствам? Ну, вот как бывает - Гюго верный сын своей Франции, там произошла ВФР, следовательно, Гюго провозглашает, что это единственная надежда человечества на лучшее будущее! И к этому лучшему будущему человечество поведет любимая Франция! И всю жизнь сражается на стороне революции. Но, если представить, что во Франции никакой революции не произошло, и сохранилась монархия, а революция произошла, скажем, в Англии... Будет ли в таком случае Гюго по-прежнему сторонник революции, и будет ли он утверждать, что это единственная надежда человечества, и признает ли, что Англия поведет человечество... Вот что-то у меня на этот счет большие сомнения! Почему-то кажется, что в этом случае Гюго нашел бы тысячу обоснований того, что революция - это кромешный мрак и ад, ужас и гибель человечества, и уж он бы тогда не рассуждал в романтическом ключе о проливаемой во имя революции крови, что это, значит, стихия и подходить к ней с обычными мерками нелепо, нужно покориться и т.д. Сдается мне, что он бы тогда с не меньшей яростью и поэтической выразительностью клеймил монстров, устроивших кровавую бойню... А Франция бы тогда у него была единственной надеждой человечества на спасение, что вот она посреди этого адского хаоса сохранила основы... и т.д. Таков человек, особенно, если он великий поэт - найдет логическое обоснование для чего угодно - и будет себя чувствовать на высоте. 
читать дальше
Гюго велик.




И ведь все ощущается так естественно! Органично. Мне кажется, кто угодно другой, если бы позволил себе такие позы и возвышенные речи, выглядел бы смешно и жалко. Но для Гюго это просто само собой разумеющееся. Никто от него и не ожидает ничего другого.

Но в то же время - впечатления накапливаются по мере чтения - чрезмерно обольщаться тоже не стоит.



читать дальше
Обычное интеллигентское резонёрство.
Зачем бы Петру этим заниматься?
Отрыжка тогдашнего Огонька. Вроде как в поздние времена писали про Берию, колесящего по вечерней Москве на воронке и затаскивающего в оный красивых девушек, чтоб изнасиловать и умучить в подвалах лубянки.
А интеллигенты верили и переполнялись праведным гневом, аж пердели им из обеих жоп, верхней и нижней. Только из нижней оно по ветру без следа развеивается, а из верхней бумагу пачкает и на ней остаётся иногда на века.
Любовь к произведениям писателя нам прививала одна профессорша нашего Универа, мы занимались языком у неё дополнительно. Сама она не переводила Гюго, но рассказывала об особенностях процесса)) У неё и развлекались, разыгрывая отрывочки.
Battle_S.W.I.N.E., насмешили )) Прекрасно про нашу доблестную интеллигенцию!
Battle_S.W.I.N.E., точно, помню, писали про Берию, сама читала.
Гюго поди читал труды польских историков.