Михаил Жванецкий "Собрание произведений. Шестидесятые". Ну, Жванецкого представлять никому не надо...

Это такое издание из пяти книг, как обозначено - собрано все творчество. Вроде бы. Условно разбито по годам. Как сказал автор во вступительном слове - или по времени написания, или по темам. Что бы это ни значило.

Ну, потому что некоторые тексты лично у меня вызывают большое сомнение, что они написаны вот прямо в указанное время. Не верю. Просто в то время так не мыслили и не думали...

Какой бы там автор ни был креативно-либеральный.

Вот что хотите говорите, но я прямо спинным мозгом чую, что они написаны уже сильно в постсоветское время. Это автор что ли хотел показать, что он, так сказать,
держал фигу в кармане?

Но многие тексты, конечно, мне прекрасно знакомы. Сколько раз мы это все слышали по телевизору и радио, во всевозможных голубых огоньках, вечерах юмора, что там еще было. Хорошие тексты... Но вот просто напечатанные в книге как-то выглядят странно.

Потому что всегда же было привычно слышать их в живом исполнении... И я вот читаю, а в голове автоматически звучат голоса любимых актеров. Те самые голоса, те самые интонации... Эх. Ностальгия. Можно поискать на ютубе и послушать.
И я как-то заметила, что если идут тексты для Карцева и Ильченко, то они такие и остаются. В смысле, на эстраде их Карцев и Ильченко их так и исполняли, слово в слово.

Ну, плюс незабываемые интонации.

А если тексты для Райкина - то тут уже идут расхождения! Я же помню, что Райкин выдавал все равно немножко другой текст. Как будто он его изменял, подгонял под себя - под очередной представляемый образ - или просто отсекал все лишнее, угловатое - для совершенной гладкости... Ага... нашла! Пример. Здесь, в тексте - "Все друзья хотят меня женить, потому что люди не выносят, когда кому-нибудь хорошо." В сценке, исполняемой Райкиным - "Есть люди, которым может быть очень плохо, когда другим хорошо." Ну не знаю, но мне кажется, что в варианте Райкина звучит шедевральнее.

Хотя, может, это просто привычка.

Интересно.

Также тут, в начале, автор немного рассказывает о себе, о том, как он пришел на эстраду - ну, пришли они практически вместе с Карцевым и Ильченко. Тоже интересно. А мог бы работать в порту.

Тоже хорошая работа.
читать дальше
"Через открытые окна летит информация и оседает на лице морщинами."
"Придумал экран, дал звук. А кто должен разнообразить изображение? Ах, это не твое дело. Опять не думаешь о последствиях!"
"Конечно, мой милый, если все идут впереди, должен же кто-то оставать, иначе не будет ни зада, ни переда."
"- Я режиссер!
- А что вы поставили?
- Много чего поставил, мои бедные. Но все это в голове. В наше время крупные режиссеры не ставят, они мечтают ставить. У меня великолепная голова! Если б я надел штаны и встал, вы бы увидели, какой я крупный режиссер."
"Выражение лиц населения свидетельствует о наличии самых неожиданных предметов в самых неожиданных местах."
"Промахи торгующих органов население восполняет само, таким образом стерлась разница между товарными и пассажирскими поездами."
"Копейки, секунды, крошки. Воробьиная жизнь."
"Воробей, воробей... Вообще-то я орел, но ростом маленький. А так все есть. Я все вырвал. Где просто достал, где выменял. Поэтому, когда мне говорят: "Какой же вы орел?" - я отвечаю: "Я орел, но правильно рассчитал". Я тоже гордый. Но не везде. Я в семье гордый. И жену регулярно щипаю, если в стране что не так."
"Единственная святая заповедь, данная нам свыше: "Ползучие и пресмыкающиеся, держитесь близ летающих, не собирайтесь вместе, ибо, собравшись вместе, вы передушите друг друга, и будет эта организация называться террариум, либо НИИ, либо Москонцерт, что значения не имеет. Держитесь поодиночке, только так вы можете произвести впечатление, и все вас будут бояться. А гибкость поможет вам забраться туда и выбраться оттуда, откуда не выбирается нога человека."
"Я, конечно, нигде особенно не был. Не была за границей. Особенно не была в Париже."
"Когда спрашивают, как живет тонкая, деликатная натура, я говорю: "Живет, но в панцире". Из книг, нот, картин, мыслей."
"Жить не с умом будешь, жить будешь не с красотой. Жить будешь с характером."
"Все мне говорят: не ищите легкую жизнь, но никто не объясняет, почему я должен искать тяжелую?!"
"Пробовал роман. Но тоже: если уволиться и писать, то жить на что? А если работать и писать, то жить когда?"
"- Скажите, пожалуйста, как пройти на Дерибасовскую?
- Молодой человек, куда вы спешите? По Дерибасовской гуляют постепенно."
"Последний раз "А вы как думаете?" меня спросил профессор еще в институте у нас, и от этого сразу стало тревожно. Нет, я, конечно, как-то думаю, но хорошо, что не спрашивают."
"Политикой не занимаюсь. Мнений особых не имею. Да и какое? Вернее, не какое мнение, а как его иметь."
"Вместо того чтобы выпимши петь и танцевать на улице, иди на сцену, дурень. Мы тебе аплодировать будем. Дак нет же."
"Собрали комиссию. Я говорю: "Вы хотите поставить меня в тупик своими вопросами, а я вас поставлю в тупик своими ответами."
"Сколько лет мы терзаем бюрократов. А они все есть. Знаете, почему? Мы их породу улучшаем - съедаем самых слабых!"
"Земля вращается, потому что мы по ней бегаем, движимые желанием заработать."
"Разве тунеядец тот, кто нигде не числится и ничего не получает? Это безвредный человек. Тунеядец тот, что числится, получает 150 рублей и не работает."
"А кто знал, что уксус будет, а исчезнет горчица? Ну кто? Есть у нас в доме хиромантка, так она все о любви, а когда просишь раскинуть насчет продуктов питания, неверные сведения дает."
"Изучение покупательского спроса? Да как можно изучить спрос, если спрос сам мечется как угорелый, изучает сбыт. Потому что сбыт о завтрашнем дне не думает, а спрос у себя в квартире аж бледный сидит. А вообще у нас есть все, но не везде. Не всегда. И в недостаточном количестве."
"Время в ожидании тянется медленно. Жизнь в ожидании проходит быстро."
"Копаться в мусоре не стыдно. Стыдно быть от этого счастливым."
"Сколько нужно при капитализме денег, столько при социализме - знакомых."
"В Одессе непрерывно острят, но это не юмор, это такое состояние от жары и крикливости. Писателей в Одессе много, потому что ничего не надо сочинять. Чтоб написать рассказ, надо открыть окно и записывать."
"Я до того необразован, что сам пишу эпиграф и произведение к нему. Ужас."
"Он такой задумчивый, что его уже можно женить."
"Я выполню любой приказ мгновенно, но пусть они мне сначала докажут. Ты командир, докажи, что ты умней, и все, и мы уже идем."
"Через эти бифштексы можно читать."
"Ремонт - это не действие. Это состояние. Вы вошли в ремонт, это не значит, что кто-то что-то начал. Вы вышли из ремонта, это не значит, что кто-то что-то сделал. Ремонт вообще невозможно закончить, его можно только прекратить."
Тексты искрометны, но Одесса искрометна вообще.