В.В.Розанов "Опавшие листья". Как тут определить...
![:rolleyes:](http://static.diary.ru/picture/1483.gif)
Это и какие-то краткие мемуарные записи о жизни, о детстве, о семье... Это и отточенные высказывания, как выражаются (или выражались) французы -
максимы (афоризм тут как-то не подходит, ощущается чужеродным
![:shuffle:](http://static.diary.ru/picture/1486.gif)
)... это и какие-то более-менее развернутые записи со всякими теориями и построениями - политика, религия, философия, литература... это и что-то краткое, иногда малопонятное - обрывки разговоров, какая-то пришедшая мысль... иногда включаются и вообще чьи-то письма.
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Наверно, ближе всего тут будет понятие -
рабочие записи. Ну, так - записать что-то мгновенно пришедшее в голову, чтобы потом, может, тщательно обдумать, разработать. Но все равно и оно полностью не охватывает.
Прочитала с большим интересом. Какая э... противоречивая личность...
![:hmm:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/0/0/0000/10098045.gif)
Что-то вызывает недоумение. Что-то - откликается в этаком классическом духе - "ну, это вы, батенька, загнули!"
![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
Но все равно, большей частью мне это все оказалось абсолютно понятно и даже где-то близко.
![:tease:](http://static.diary.ru/picture/1143.gif)
Что-то до сих пор звучит адски актуально!
![:lol:](http://static.diary.ru/picture/1135.gif)
Как, например, отношение
креативно-либеральной интеллигенции к своей стране (Розанова это возмущает) или какие-то прямо размышления в духе современных политтехнологий (наверняка, подобное сейчас и используется!
![:crztuk:](http://static.diary.ru/userdir/1/1/3/8/1138/54208236.gif)
)
Поразили размышления Розанова о
великой русской литературе... которые можно свести к тому, что - "а в сущности, это все такая чушь... пустой сор... фикция... " (это не Розанов писал, это я пытаюсь обобщить
![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
) Как ни странно, но вот я уже давно об этом думаю! И в частности - о тех персонажах, которые существовали реально, и о тех, которые сочла необходимым выпятить наша
великая русская литература. Вот это у Розанова точно есть. "Кому верить - Суворову или Фонвизину?"
читать дальшеЕсть острые и сомнительные моменты. Автор, скажем, злобно пишет о жидах, глупо (на мой взгляд, я же все-таки советский человек!
) пишет о марксизме и социализме... и как-то прямо совсем без меры зациклен на вопросах секса. Насчет марксизма и социализма, я считаю, что человек просто был не совсем в теме, в смысле, вряд ли интересовался политэкономией и всякими такими вопросами, а напрямую сталкивался с социалистами, так сказать, в кавычках... Салонными... Может, он даже этих адских клоунов - Мережковского с Гиппиус и их Философовым считал за марксистов и социалистов, это ж я не знаю...
Насчет "жидов" у меня есть теория.
Ну, вот эти высказывания "против жидов", они же довольно часто встречаются в материалах того времени, и у самых разных людей. Ну, так я думаю, что тут имеет место быть смещение понятий!
Что имелись в виду не столько евреи, сколько нарождающийся и расцветающий пышным цветом класс - банкиры, финансисты, капиталисты, вся эта публика. Раз уж звучало, что "жиды захватили всю Россию". Не эти же несчастные евреи из разных местечек захватили, это ж понятно... А перенесли это все на "жидов" как раз ввиду политэкономической безграмотности!
Насчет зацикленности на сексе и разных половых вопросах - это я не знаю, что и думать. Ну мало ли кого на чем зациклит.
В любом случае, здесь очень понятно, что Розанов очень любил свою жену...( А у многих ли наших деятелей великой русской литературы подобное можно почувствовать?
) Жена у него умирала от тяжелой болезни (как я поняла, что-то сердечное). И Розанов об этом пишет часто, много... винит себя... Отчаяние. Он называет ее "мамочка"... Так трогательно. Может, это все - тяжелая хроническая болезнь любимой жены - повлияло на все, на тональность мыслей, где-то горьких и озлобленных, саркастических, вызвало такую обреченность, усталость... И бесконечная печаль.![:cold:](http://static.diary.ru/picture/1386.gif)
Где-то уже ближе к концу дочиталась до записи - жена уже не может находиться дома, ее помещают в клинику... Розанов обдумывает, хватит ли денег отправить ее на лечение за границу... Погружается в расчеты, что ведь надо же еще чтобы и детям осталось. Пытается высчитать, что если так или этак, сколько на них выйдет (на детей). И в итоге приходит к выводу, что он еще должен жить. Он влез в долги у банков, с кредитами (угу, а потом появляются мысли о "проклятых жидах"!), надо еще продолжать работать (писать), чтобы с ними разделаться, и тогда детям останется... что-то там... что ли 20-30 тысяч на каждого. И тут меня вдруг озаряет, что это же он пишет где-то... в 1912, ну, может, 1914 году - и что пройдет всего несколько лет, и все обрушится нафиг вообще, все эти тщательные построения, вся эта забота - плоды трудов всей жизни, все пропадет. А он ведь уже старик... И мне так жалко его стало... Заглянула в википедию - ну вот чтобы совсем меня добить - пишут, что Розанов умер в 1919 году, в голоде и нищете. Но за границу таки не уехал. Что за жизнь...
Бедный Розанов, бедные мы все... ![:depress:](http://static.diary.ru/picture/620340.gif)
И все-таки - как невероятно красивы и поэтичны некоторые мысли и высказывания... какой необыкновенной прозрачности...
«Любовь вовсе не огонь (часто определяют), любовь – воздух. Без нее – нет дыхания, а при ней «дышится легко». Вот и все.
«Раз я видел работу жатвенной машины. И подумал: тут нет Бога.»
«Хороши делают чемоданы англичание, а у нас хороши народные пословицы.»
«В грусти человек – естественный христианин. В счастье человек – естественный язычник.»
«Перестаешь верить действительности, читая Гоголя. Свет искусства, льющийся из него, заливает все. Теряешь осязание, зрение и веришь только ему.»
«Демократия имеет под собою одно право… хотя, правда, оно очень огромно… проистекающее из голода… О, это такое чудовищное право: из него проистекает убийство, грабеж, вопль к небу и ко всем концам земли. Оно может и вправе потрясти даже религиями. Голодного нельзя вообще судить; голодного нельзя осудить, когда он у вас отнял кошелек. Вот «преисподний» фундамент революции.»
«Есть вообще, кроме черных туч, небо. И небо больше всякой тучи, которая на нем (часть) и проходит (время).»
«Правительству нужно бы утилизировать благородные чувства печати, и всякий раз, когда нужно провести что-нибудь в покое и сосредоточенности – поднимать дело «о проворовавшемся советнике N” или о том, что он «содержит актрису». Печать будет полгода травить его, визжать, стонать. Яблоновский «запишет», Баян «посыплет главу пеплом», «Русское Слово» будет занимать 100000 подписчиков новыми столбцами… И когда все кончится и нужное дело будет проведено, «пострадавшему» тайному советнику давать еще «орден через два» («Приял раны ради отечества») и объявлять, что «правительство ошиблось в излишней подозрительности». Без этого отвлечения в сторону правительству нельзя ничего делать. Разве можно делать дело среди шума?»
«Недоросли» глубокой провинциальной России несли ранец в итальянском походе Суворова, с ним усмиряли Польшу; а «бригадиры» командовали в этих войсках. Каковы они были? Верить ли Суворову или Фонвизину?»
«Не всякую мысль можно записать, а только если она музыкальна.»
«Кто не любит человека в радости его – не любит и ни в чем.»
«Пресса толчет души. Как душа будет жить, когда ее постоянно что-то раздробляет со стороны.»
«По-видимому (в историю? В планету?) влит определенный процент пошлости, который не подлежит умалению. Ну, - пройдет демократическая пошлость и настанет аристократическая. О, как она ужасна, еще ужаснее!! И пройдет позитивная пошлость, настанет христианская. О, как она чудовищна!! Эти хроменькие-то, эти убогонькие-то, с глазами гиен…»
«- Байрон был свободен, - неужели же не буду свободен я?! – кричал Арцыбашев. – Ибо ведь я печатаюсь теми же свинцовыми буквами!
Да, в свинцовых буквах все дело. Отвоевали свободу не душе, не уму, но свинцу.
Но ведь, господа, может прийти Некто, кто скажет:
-Свинцовые пули. И даже с Гутенберговой литерой – N (Наполеон) – как видел я это огромное N на французских пушках вокруг Арсенала в Москве.»
«Симпатичный шалопай – да это почти господствующий тип у русских.»
«Какого бы влияния я хотел писательством? Унежить душу.»
«У нас нет совсем мечты своей родины. И на голом месте выросла космополитическая мечтательность.»
«У нас слово «отечество» узнается одновременно со словом «проклятое».
«Пока еще цветочки: погодите, русская литературочка лет через 75 принесет и ягоды.»
«Люди, которые никуда не торопятся, - это и есть Божьи люди.»
«Писатель вечно лакомится около своего самолюбия.»
«Каждый человек только для себя «Я». Для всех он – «он». Вот великое solo. Как же при этом не зареветь с отчаянием.»
«Все писатели – рабы. Рабы своего читателя.»
«Человек искренен в пороке и неискренен в добродетели. Смотрите, злодеяния льются, как свободная песнь, а добродетельная жизнь тянется как панихида. Отчего же? Отчего такой ужас?»
«Политическое пустозвонство в России состоит из двух вещей: 1) «я страдаю» и 2) когда это доказано – мели какой угодно вздор, все будет «политика».
«Вообще, у русского народа от многочисленных «спасибо» шея ломится. Со всех сторон генералы, и где военный попросит одного поклона, литературный генерал заставит «век кланяться».
«Толстой удивляет, Достоевский трогает.
Каждое произведение Толстого есть здание. Что бы ни писал или даже ни начинал он писать – он строит. Везде молот, отвес, мера, план, «задуманное и решенное». Уже от начала всякое его произведение есть, в сущности, до конца построенное. И во всем этом нет стрелы (в сущности, нет сердца).
Достоевский – всадник в пустыне, с одним колчаном стрел. И капает кровь, куда попадет его стрела.»
«Любовь есть чудо. Нравственное чудо.»
«Революции основаны на энтузиазме, царства – на терпении.»
«Страшно, когда наступает озноб души… Душа зябнет.»
«Что такое «писатель»? Брошенные дети, забытая жена и тщеславие, тщеславие… Интересная фигура.»
«В истории истинно реальны только мечты. Они живучи. Их ни кислотой, ни огнем не возьмешь. Они распространяются, плодятся, «овладевают воздухом», вползают из головы в голову. Перед этим цепким существованием как рассыпчаты каменные стены, железные башни, хорошее вооружение. Против мечты нет ни щита, ни копья.
А факты – в вечном полинянии.»
«Семейного вопроса» в России не существует. И семья насколько страшно нужна каждому порознь, настолько же вообще все, коллективным национальным умом, коллективным христианским умом – к ней равнодушны и безучастны.»
«Вселенная есть шествование. И когда замолкнут шаги –мир кончится.»
«Весь парламент есть в сущности бодливость безрогих коров и критика на быка надувающейся лягушки. Удался и с достоинством он только в Англии. У нас он, вероятно, просто пройдет.
Нам нужно что-то другое. Что – неясно.
Что же с ним делать и куда его девать? Ибо такие вещи можно «девать», а «сделать» из них – ничего нельзя.»
«Вот что значит рвануться к неудачной теме: Франция гибнет и уже почти погибла в судорожных усилиях достигнуть глупой темы – Свободы.
Нужно достигать гармонии, счастья, добродетели, героизма, хлеба, женщин, ну, если брать отрицательное – разврата. А не пустоты: а свобода есть просто пустота, простор.
- Двор пуст, въезжай кто угодно. Он не занят, свободен.
- Эта квартира пустует, она свободна.
- Эта женщина свободна. У нее нет мужа, можешь ухаживать.
- Этот человек свободен, он без должности.
Ряд отрицательных определений, и «свобода» их все объединяет. От «свободы» все бегут: работник – к занятости, человек – к должности, женщина – к мужу. Всякий – к чему-нибудь. Все лучше свободы, хуже свободы вообще ничего нет, и она нужна хулигану, лоботрясу, сутенеру.
«Он точно кисточкой рисует свои добродетели. И так как узор красив, он продолжает быть добродетельным. Но это не доброта. Доброта болеет. Доброта делает. Доброта не оглядывается. Доброта не ищет «себя» и «своего» в поступке: она видит внутри поступка своего только лицо того, кому нужен поступок.»
«Без веры в себя нельзя быть сильным. Но вера в себя разливается в человеке нескромностью. Уладить это противоречие – одна из труднейших задач жизни и личности.»
«Мало солнышка – вот и все объяснение русской истории.»
«Ученичество – тонкая музыка, и учительство – тонкая музыка. И вовсе не на всяком инструменте ее можно играть.»
«Чтобы пронизал душу Христос, ему надо преодолеть теперь не какой-то опыт рыбаков и впечатления моря, а надо пронзить всю толщу впечатлений «современного» человека, весь этот и мусор, и добро, преодолеть гимназию, преодолеть университет, преодолеть казенную службу, ответственность перед начальством, кай-какие танцишки, кой-какой флиртишко, знакомых, друзей, книги… Возможно ли это? Как «мусорного человека» превратить в естественное явление?»
«Стиль есть то, куда поцеловал Бог вещь.»
«Мир живет великими заворожениями. Мир вообще есть ворожба.»
Как у многих.
Да у них и пословицы ничего так.
«Что такое «писатель»? Брошенные дети, забытая жена и тщеславие, тщеславие… Интересная фигура.»
Короче, Быкова типичный русский писатель.
Заглянула в википедию - ну вот чтобы совсем меня добить - пишут, что Розанов умер в 1919 году, в голоде и нищете. Но за границу таки не уехал. Что за жизнь...
Любой ураган прежде всего ударяет по бабочкам.
Главное, что с ураганом заранее не угадаешь...
Ой, я имела ввиду Дмитрия Быкова.
Главное, что с ураганом заранее не угадаешь...
Как и с пожаром.