Кардинал де Рец. Мемуары.
«Ложное тщеславие и ложная скромность – вот два подводных рифа, которых редко случается избегнуть тем, кто берется описывать историю собственной жизни.»
«В день моего рождения в маленькой речке в Бри, где моя мать произвела меня на свет, выловили громадную белугу. Я не столь высокого о себе мнения, чтобы почитать себя достойным предзнаменования, и не стал бы упоминать это обстоятельство, если бы в пасквилях, сочиненных впоследствии против меня, о нем не говорилось бы как о предвещании смуты, зачинщиком которой меня пытались обвинить, а стало быть, мое умолчание могло бы показаться преднамеренным…»
«Она показалась мне красавицей: ослепительная кожа, вся – розы и лилеи, восхитительные глаза, прелестный рот, в сложении изъян, впрочем не столь уж заметный и весьма основательно прикрытый видами на восемьдесят тысяч франков доходу, надеждами на герцогство и множеством воздушных замков, которые я строил…»
«- Вашему дяде, архиепископу Парижскому, повредил не столько его распутный нрав, сколько низменные его пристрастия. Духовные особы, подобно женщинам, могут сохранить честь в любовных связях лишь в том случае, если избирают достойный предмет.»
«Я вкушал тогда первый пламень наслаждения, который молодость легко принимает за первый пламень любви.»
«Участие в заговоре часто бывает безрассудством, но оно как ничто другое способно нас потом образумить, по крайней мере, на известное время: поскольку в подобных предприятиях опасность продолжается долгое время спустя, мы остаемся до некоторых пор осторожными и сдержанными.»
«… Понятие героического, важнейшее назначение которого – отличать необыкновенное от неисполнимого.»
«Поддержать общественную благосклонность всегда легче бездействием, нежели деятельностью, ибо слава деяния зависит от успеха, за который никто не может поручиться; зато слава, какую в подобных обстоятельствах приносит бездеятельность, всегда надежна, поскольку зиждется на ненависти к правительству, никогда не утихающей в обществе.»
«Ничто так не воодушевляет и не подкрепляет мятеж, как осмеяние тех, против кого он обращен.»
читать дальше
«… Люди, которым принадлежит, без сомнения, самая великая роль в народных возмущениях… Богатые участвуют в них лишь поневоле, нищие приносят более вреда, нежели пользы, потому что из страха перед грабежом к ним относятся с опаской. Более всего значат в революциях люди, которые находятся в обстоятельствах достаточно стесненных, чтобы желать перемен общественных, но которые в то же время не настолько бедны, чтобы открыто просить подаяния.»
«Я не строил из себя святошу, так как не мог поручиться, что долго смогу им прикидываться, но я всячески почитал святош, а в их глазах это один из главных признаков благочестия.»
«Как-то в разговоре с покойным президентом де Мемом я высказал ему мысль, сродную той, что я однажды высказал вам, когда заметил, что мне известна особа, в изобилии наделенная мелкими недостатками, но нет из этих недостатков ни одного, который не был бы источником или следствием какого-нибудь достоинства. А президенту де Мему я сказал, что у кардинала де Ришелье нет такого великого достоинства, которое не было бы источником или следствием какого-нибудь великого недостатка.»
«Король умер. Герцог де Бофор, всегда бывший сторонником Королевы и даже ее воздыхателем, забрал себе в голову, что будет править королевством, на что был способен менее, нежели его лакей. Епископ Бовезский, самый глупый из всех известных вам глупцов, сделался первым министром и в первый же день потребовал от голландцев, чтобы они, если желают сохранить союз с Францией, приняли католическую веру. Королева устыдилась своего шутовского правительства. Она приказала предложить от ее имени первое место в нем моему отцу, но, видя, что он упорно отказывается покинуть свою келью в Ораторианской обители, предалась во власть кардинала Мазарини. Надо ли вам объяснять, что мне не составило труда получить желанное место в ту пору, когда никому ни в чем не было отказа.»
«Залог успеха тех, кто вступает в должность, - сразу поразить воображение людей поступком, который в силу обстоятельств кажется им необыкновенным.»
«Парижское архиепископство хирело перед лицом света из-за недостойных дел моего дядюшки и прозябало перед лицом Бога из-за его небрежения и бездарности. Я предвидел препятствия, которые встретятся мне на пути к его возрождению, и был не настолько слеп, чтобы не понимать: величайшее и самое непреодолимое из них кроется во мне самом. Я не мог не знать, сколь необходимо епископу соблюдение строгих правил нравственности. Я чувствовал, что скандальное беспутство моего дяди предписывает мне правила еще более строгие и неукоснительные, нежели любому другому, и в то же время чувствовал, что не способен к этому… После шестидневного раздумья я принял решение творить зло намеренно, что несомненно есть самое тяжкое преступление перед Богом, но бесспорно самое разумное поведение в отношении света, ибо, поступая так, мы берем меры предосторожности, которые часто покрывают зло, и таким образом избегают наибольшей для нашего сана опасности – попасть в смешное положение, некстати примешивая грех к благочестию.»
«… Первенство мое подтверждено было решением Совета, и то, как много у меня оказалось сторонников, убедило меня, что снизойти до малых есть самый верный способ уравнять себя с великими.»
«… Очень ловко воспользовались многозначительностью, какую герцог де Бофор, как это свойственно тем, в ком тщеславие превосходит ум, при всяком случае старался придать любому вздору. Заговорщики кстати и некстати держали совет, назначали бесполезные встречи, даже выезды на охоту окружали таинственностью. Кончилось дело тем, что их арестовал в Лувре капитан личной гвардии Королевы Гито.»
«Влияние моды, столь заметное во многом, ни в чем не сказывается столь сильно, как в отношении королевской милости или опалы. Бывают времена, когда опала подобна огню, очищающему от всех пороков и освещающему все добродетели, но бывают и такие, когда человеку порядочному не пристало ее на себя навлекать.»
«Королева была любима благодаря своим злоключениям куда более, нежели за свои достоинства. Ее постоянно преследовали на глазах у всех, а страдания у особы ее сана заменяют великие добродетели.»
«Все геройское снискивает успех, ибо, обладая величием, оно не выглядит злодейством.»
«… Он коварно передал мои слова Кардиналу. Кардинал посмеялся над ними и поступил весьма умно, но намотал их на ус и поступил весьма неглупо.»
«… Мудрое равновесие, какое отцы наши установили между произволом королей и своеволием народа. В равновесии этом добрые и мудрые венценосцы видели приправу к своей власти, весьма даже полезную для того, чтобы власть эта приходилась по вкусу их подданным; правителям же дурным и злонамеренным оно представлялось препоной их беззакониям и прихотям.»
«Генрих IV не питал недоверия к законам, потому что верил в самого себя.»
«Сам себе довлеет один лишь Вседержитель. Монархии, самые могущественные, и монархи, самые полновластные, нуждаются в соединенном поддерживании оружием и законами, и соединение это столь необходимо, что одно не может обойтись без другого. Безоружные законы попираются, оружие, не сдерживаемое законами, клонится к анархии. Судьбы Римской империи, пошедшей с молотка, и Оттоманской империи, изо дня в день угрожаемой удавкой, кровавыми знаками свидетельствуют нам слепоту тех, кто полагает власть в одной только силе.»
«Они утвердились на троне теми самыми средствами, какими приобрели влияние на своих государей, а именно, расшатывая и изменяя законы государства, - это всегда сначала льстит венценосцам, не довольно просвещенным, ибо они усматривают в том усиление своего могущества, но впоследствии служит предлогом для вельмож и поводом для народа встать мятежом.»
«Следуя по стопам кардинала де Ришелье, который довершил разрушение всех старинных начал государства, Мазарини шел путем, со всех сторон окруженным пропастями, но, поскольку он не замечал этих пропастей, о которых памятовал всегда кардинал де Ришелье, он не пользовался подпорами, какими тот уснастил свою стезю.»
«Когда дело идет о государстве, последней степенью заблуждения бывает обыкновенно своего рода летаргия, и наступает она лишь после того, как болезнь явила опасные симптомы. Страна впала в летаргию, а кардинал Мазарини оказался столь несведущ, что ложный этот покой принял за истинное выздоровление.»
«Суперинтендант финансов Эмери, на мой взгляд самый продажный человек своего времени, изобретал один налог за другим, озабоченный лишь поисками названий для них.»
«Болезнь государства достигает своей высшей точки, когда те, кто властвует, теряют стыд, ибо в эту самую минуту те, кто повинуются, теряют почтение.»
«Судьба великих умов – прежде других угадывать благоприятную минуту.»
«Причина, по какой страждущие государства пребывают в состоянии спячки, кроется в длительности их бедствий – завладев воображением людей, эти бедствия представляются им нескончаемыми. Но, увидев возможность их одолеть, а это случается непременно, когда бедствия достигают известного предела, люди, безмерно изумленные, обрадованные и возбужденные, тотчас впадают в другую крайность, не только не считая переворот невозможным, но, напротив, полагая его легкодостижимым; одного этого расположения умов иной раз достаточно, чтобы его произвести.»
«Парламент возроптал на эдикт о ввозных сборах, а стоило ему лишь заворчать, очнулись все. Очнувшись, стали как бы ощупью искать законов – не нашли их, пришли в растерянность, возопили, стали о них расспрашивать; в этой сумятице порожденные их вопросами объяснения, из невнятных, какими они были прежде, и от этой невнятности почтенными, приобрели вид сомнительный, а потому для половины подданных ненавистный. Народ вторгнулся в святилище, он сорвал покров, который во веки веков должен скрывать все, что можно сказать, что можно подумать о праве народов и о праве королей, согласию которых ничто так не содействует, как умолчание.»
«Королева приказала магистратам от короны объявить Парламенту, что, поскольку союз этот имеет в виду личную выгоду судейских, а не реформу управления, как ее хотели уверить вначале, она не видит причины возражать против него, ибо всем и всегда дозволено ходатайствовать перед Королем о своей пользе, меж тем как никому и никогда не дозволено вмешиваться в управление государством.»
«Дюжинные умы полагали, будто слабодушие кардинала Мазарини дало последний толчок ослаблению королевской власти. Он не мог теперь действовать иначе, но по справедливости должно приписать его неосторожности то, что нельзя отнести на счет его трусости; он виноват, что не предугадал и не предотвратил обстоятельств, в которых не остается ничего иного, как совершать ошибки. Я замечал, что судьба сама никогда не ставит людей в подобное положение, несчастнейшее из всех, и оказываются в нем лишь те, кого толкают в пропасть их собственные ошибки.»
«Двор придумал послать в Парламент декларацию с предложением учредить Палату правосудия, которая привлекла бы преступников к ответу. Парламент сразу же уразумел, что предложение учредить такую палату, должностные лица и действия которой будут полностью зависеть от министров, преследует одну лишь цель – уберечь воров от руки Парламента.»
«… Слушать советов его в делах значительных было тем более опасно, что они порождены были рассуждениями, но не отвагою. Люди подобного склада сами ничего не способны исполнить и посему готовы советовать все.»
«Кардинал совсем перестал со мной церемониться; так, например, однажды, когда я при нем сказал Королеве, что раздражение умов велико и успокоить их можно одною лишь ласкою, он привел мне в ответ итальянскую притчу: во времена, когда животные говорили человечьим языком, волк, мол, клятвенно заверил стадо овец, что станет защищать их от всех своих сородичей, с условием, если одна из них каждое утро будет приходить зализывать рану, нанесенную ему собакою. Это побудило меня на выходе из Пале-Рояля сказать маршалу де Вильруа, что я вывел два заключения: во-первых, министру еще менее подобает говорить глупости, нежели их делать, во-вторых, правительству всегда кажутся преступными советы, которые ему не по вкусу.»
«Вблизи венценосцев иметь власть творить добро столь же опасно и почти столь же преступно, сколь и желать зла.»
«Королева в гневе изрекла своей пронзительной и резкой фистулой: «Воображать, будто возможен бунт, само по себе уже бунтовщичество.»
«Один только аббат Ла Ривьер был убежден, что волнение народа развеется подобно дыму, он твердил это Королеве, которая желала ему верить; наблюдая одновременно поведение Королевы, которая была самой бесстрашной особой в мире, и Ла Ривьера, самого отъявленного труса своего времени, я пришел к мысли, что в неведении опасности безрассудная отвага и чрезмерный страх действуют одинаково.»
«Нет ничего более опасного, нежели угодливость, когда к тому, кому стараются угодить, подкрадывается страх. Не желая испытать его, он готов поверить всякому утешительному слуху, который лишь мешает искоренить причины, этот страх породившие.»
«Страху более свойственно совещаться, нежели принимать решения.»