Привидение кошки, живущее в библиотеке
А.Н.Островский. Письма.
«Ф.А.Бурдину. 20 октября 1864.
Благодарю тебя и всех вас за честное исполнение моей пиэсы. Брат Миша очень меня порадовал, рассказав мне подробно весь ход исполнения, и я был тем более рад вашему успеху, что не ожидал его, судя по тем письмам, которые получал от вас во время постановки пиэсы, и которые меня расстраивали и огорчали ужасно. Первое оскорбительное письмо получил я от П.Васильева; я счел за лучшее не отвечать ему; но зато твердо решился во избежание подобных неприятностей писанных и печатных отказаться на будущее время от права назначать роли для петербургской сцены и предоставить это вашему начальству. Второе письме, уж просто глупое, получил я от Горбунова накануне твоего бенефиса. Он пишет по поручению Самойлова, что 2-й акт неловко кончается, чтобы я изменил его и дал знать об этом по телеграфу. Это черт знает что такое! Мне, написавшему слишком 20 пиэс оригинальных, предлагают за день до представления моей новой комедии делать в ней изменения по чужому вкусу, да еще скакать на телеграфную станцию и посылать депешу, чтобы поспело вовремя. Надо быть сумасшедшим, чтобы предлагать мне такие вещи, или уж считать меня мальчишкой, который пишет не думая и нисколько не дорожит своим трудом, а только дорожит лаской и расположением артистов и готов для них ломать свои пиэсы, как им угодно, да еще извиняться, что не умел угодить. Потом ты мне пишешь, что 2-м актом я ставлю вас в безвыходное положение. Этого я просто не понимал, потому что 2-й акт идет у нас отлично и производит большой еффект. Миша мне пояснил, в чем дело, и я убедился, что вам должно быть точно очень неловко, но не по моей вине. У нас делается вот как: почти у самой занавеси надворная сторона Новогородского подворья (декорация писана с натуры), посередине ворота в натуральную величину с значительной толщиной, за воротами Ильинка, на задней занавеси Гостиный двор. Все входят в ворота сзади, а не перед зрителями, чего и допустить нельзя. Я и не воображал, чтобы вы догадались между зрителями и действующими лицами пустить лиц без слов, которые только мешают… Нельзя же всякую пьесу ставить самому, а для чего же у вас режиссер?»

читать дальше