Алексей Иванов "Пищеблок". Современная литература. Ну а так типа хоррор. Подвид - детские ужастики.

Сюжет: в общем, все уже знают. Мальчик Валерка Лагунов и юный студент Игорь Корзухин, попавший в вожатые (оба тонко чувствующие!) попадают в пионерский лагерь на Волге и обнаруживают, что там образовалось настоящее вампирское гнездо. Древний вампир подчиняет себе всех, сотворяет себе слуг-подручных,
пиявцев, которые, в свою очередь, тоже всех кусают и пьют кровь, но покусанные пиявцами не становятся сами вампирами, а превращаются в
тушки - кормовую базу. А собранную кровь пиявцы отдают древнему вампиру, после чего сами каким-нибудь образом помирают. Мальчик Валерка и студент Игорь, объединившись, вступают в битву со злом.
Да, это было не очень хорошо с моей стороны...

В смысле, автора я знаю, ничего хорошего от него не ожидаю в принципе, он у меня в черном списке. И книжку взяла в библиотеке, заранее зная, что мне от нее будет противно - для исследовательских целей.

Ну и... никаких сюрпризов не произошло. Отборная мерзость и антисоветчина, как она есть.

В общем, можно тут выделить три подраздела: антисоветчина, как бы "теплые, ламповые воспоминания о пионерском детстве, поностальгировать" и чисто сама история с вампирами и борьбой с ними.
Антисоветчина: ну а чего еще было ожидать от автора, как не обслуживания господствующей в культуре повесточки... Так что она тут везде, на каждом шагу, весь текст просто пропитан антисоветчиной... Начиная от основной сюжетной идеи, что СССР - это система, наиболее подходящая для вампиров, вся советская культура построена на воспевании смерти и крови (для чего в эпиграфах автор приводит цитаты из культовых советских произведений), советские символы защищают вампиров, поэтому они могут спокойно ходить на солнце, все такое. В принципе, автор мог бы поместить свою историю о вампирах и в современность, это ж было бы и ближе современным подросткам, для кого - судя по построению сюжета и по языку - и предназначена история? Но ему понадобилось именно, чтобы все происходило в СССР, да еще с конкретной привязкой - 1980, Олимпиада. Зачем бы? Лично я вижу только одну причину - чтобы лишний раз облить помоями СССР и его культуру. В этот раз автор еще добрался и до олимпиады. Ну да, олимпиада-80 - это же был такой праздник для всех, как не нагадить.
читать дальшеПомимо того автор еще вбивает в сознание своих читателей тезисы: коллектив - это жутко, это страшно, в СССР призывали к коллективизму, какой кошмар, там всех оболванивали, заставляли ходить строем, кругом было вранье, все было отвратительной ложью, подделкой, вранье, вранье... И особенно тяжело было в этой кошмарной адской системе тонко чувствующим интеллигентам, которые органически не могли ходить строем и вливаться в коллектив, которые хотели свободы... и т.д.
Я слегка заглянула в отзывы на LiveLib, была удивлена, какое количество читателей написали, что "нет, вовсе тут нет антисоветчины, наоборот, автор пишет с теплым чувством..." Поразмыслив, я решила, что люди просто изначально находятся глубоко в антисоветской картине мира, так что для них это все представляется "теплым ламповым" и "антисоветчины тут нет". Еще поразмыслив, я вспомнила, что какое-то время назад я тоже читала вот у Олди про вампиров... и они там вот тоже сочинили, что христианство - это религия вампиров, вот же там прихожанам предлагают пить кровь бога и т.д. И мне это показалось прикольно и остроумно. Вот. Ну, я же не религиозный человек... А сейчас, глядя на все на это, задумалась - а может, человек религиозный, искренне и глубоко верующий, в этих сочинениях Олди не нашел бы ничего прикольного и остроумного, может, тоже ему бы было неприятно. В общем, решила, к прочтению Олди подходить в этом плане с особой внимательностью. (я так-то давно собираюсь, читать Олди, в смысле...
)
Далее, что касается "теплых ламповых воспоминаний о пионерском детстве". Могу я об этом судить?
Как человек, лично побывавший в пионерлагере аж на двух сменах в виде пионера - ну, пусть не в 1980, тогда я точно олимпиаду смотрела дома по телевизору...
Ну, значит, в 1978 и 1979. Разницы все равно никакой - не зря же был застой, ничего не менялось в жизни, то есть.
И еще затем две смены в виде воспитателя на практике в пединституте, спустя десять лет, ага.
(там по-прежнему ничего не поменялось за это время) Ну, так достоверно ли автор отобразил реалии пионерского лагеря в ту эпоху? Да не то чтобы совсем...
Блатного духа, старательно отображенного автором, не было - уж не в советские времена. Вот позднее, в 90-е, 2000-е - может быть, тогда же захлестнула эта уголовная волна... Железный распорядок дня, когда все дети заняты с утра до вечера то там, то здесь, и вожатые за ними бегают и следят, чтобы все ходили строем и находились под присмотром - ну, это чушь. Да, был какой-то общий режим дня: подъем, зарядка-умывание-уборка-построение, завтра-обед-ужин, тихий час, отбой - это да, это соблюдалось. В остальном - да занимайтесь себе, чем хотите. Хотите кружки - ну, идите в кружки, какие есть. Или просто бегайте играйте. Чтобы собирали судилища и разбирали каких-то детей, что они отбились от коллектива и давайте сейчас каждый скажет, почему этот мальчик плохой, и вот он наказан, так что должен сейчас все время ходить с коллективом - голимые бредни. Это автор тут преследует свои цели - обгадить все советское. Да боже мой, в 80-е это уже была такая добродушная и раздолбайская система, никому ничего было не надо...
И чтобы кого-то там принуждали "быть с коллективом" - да прямо... А описанные автором кружки - рисование, где типа детям указывают, что им можно рисовать, что нельзя... Серьезно? Да все были просто счастливы, если ребенок просто захочет вообще сидеть рисовать - да рисуй ты, что хочешь (ну, понятное дело, не людоедское что-нибудь)... А чтобы как вот тут - дети хотят рисовать кошечек и собачек, а им запрещают и требуют перерисовывать карикатуры из "Крокодила"... (???) Ну бред же...
К слову сказать, да, прекрасно помню, что в пионерском лагере в каждом отряде были вожатый и воспитатель. Автор этот момент не отражает. Про тихий час тоже ничего не пишет. Про отбой - это я помню по институтским сменам - нужно было уложить детей спать, укладывались они плохо, так что просто заведено было, что вожатый и воспитатель с ними еще должны сидеть, как правило это выливалось в чтение/рассказывание на ночь каких-нибудь сказок и историй.
Попробуй не расскажи, ага. И вообще, настоятельно рекомендовалось еще потом осторожно походить, проверить - уснули уже дети или как. И только после этого вожатые и воспитатели могли убраться и получить себе свое личное время.
А тут у автора - объявили отбой - и дети предоставлены сами себе, а вожатые типа ушли к себе и все. Бредни.
Автор тут расписывал как ужасы советской пионерской жизни, что дети должны каждое утро делать уборку, "которая всем давно надоела". Ах.
Не вижу ничего ужасного... Так-то это один из принципов советской пионерской жизни. А вот что автор не пишет, так это реальный ужас, который не любили абсолютно все - дети, вожатые... Дежурство по лагерю.
Особенно в столовой - накрыть столы, потом убрать это все, и так целый день... А у автора об этом ничего. Странно. 
Короче говоря, мне вообще показалось, что вся "теплая ламповость" выразилась в том, что автор залез на какие-то сайты что ли с пионерскими всякими штучками (речевки, девизы), с детским фольклором (страшилки, ужастики, обзывалки), с девчоночьими песенниками и дневниками - и густо все это сюда навалил, просто без ума и без памяти... Вот реально перебор. Здесь иногда просто подряд только этим персонажи и объясняются друг с другом... Выглядит неестественно.
Ах да, еще меня страшно бесили все время используемые автором словечки - дэбилы и пацы. Ну какие нафиг дЭбилы... А пацы - это по автору такое сокращение от "пацаны". В жизни такого не слышала. Пацы... Насколько я помню из тех времен - как бы общеупотребительное было "мальчики, ребята, мальчишки" и т.д. В противовес этому в низовой такой среде выработалось суровое - "пацаны". (Потом еще фильм такой нарочно вызывающий сняли, "Пацаны", Приемыхов, что ли - ну, чтобы обратить внимание на проблему). Но чтобы его еще сокращать до "пацы"... ну, не знаю. Прямо подозреваю, что автор это придумал. 
Ну и - вампирская история. История как история. Сама по себе. Автор нарочито это все писал в духе детского ужастика, то есть, логика соответствующая, обоснуй такой себе... Но даже с учетом этого временами все-таки происходящее выглядело довольно таки притянутым за уши. Как, например, в начале было сказано, что Валерка себе сделал над кроватью домик, поэтому вампиры к нему не могли туда проникнуть и покусать его, в смысле, ночью, а днем они и так никого не кусали. И вот все они ходили и просили впустить, а Валерка не впускал. Ну а к финалу автор уже выдает, что Валерка с Игорем вынуждены были прятаться от вампиров на кухне - то есть, в пищеблоке (автор вообще полюбил слово "пищеблок" и только его и использовал, кухня, столовка - это его не устраивало). С какой стати, не совсем понятно. Или там - девушка Вероника, любовница Игоря, была покусана вампиром и сама стала вампиршей, то есть, пиявцем, и она вот картинно ночью полезла к Игорю в окно спальни (на втором этаже, ага - кстати, почему ей нельзя было спокойно подняться по лестнице?) и требовала впустить - ну чтобы покусать, ясное дело. А Игорь не впускал. Хорошо, но до этого они спокойно сидели наедине в беседке - почему Вероника там не могла его покусать - лично я не поняла. Или, скажем, почему древний вампир не мог покусать Валерку, когда они вечером вдвоем вышли после просмотра телевизора. Да хоть и Игоря тоже, тот же с ним рядом сидел... Ну, в общем, с учетом общего бредового духа, так, я думаю, бессмысленно до этого и докапываться.
Хотя, вообще-то, вот просматривая цитаты... думаю, а может, это автор опять же подводил к своему тезису? Что советские люди - проклятые совки - характеризовались тем, что всегда подсознательно нуждались в хозяине, без хозяина им было плохо и все такое, поэтому они так легко попадали вампирам в слуги и кормовой скот,подчинялись им. А тонко чувствующие интеллигенты Валерка и Игорь - они были не такие, они были внутренне свободны! Поэтому не нуждались в хозяине и вампир их так легко не мог подчинить!
Но антисоветчины здесь никакой нет, да вы что, ага.
Не могу не отметить, что так-то, по идее, это все основано на уже, так сказать, раскрученных образах. Сама эта идея с детским лагерем, где обосновались вампиры и там себе питаются - это еще Лукьяненко с Васильевым писали в своих людоедских дозорах. Кстати, эта сцена, когда Вероника специально перед Игорем голая купается - тоже оттуда практически целиком взята. Великий борец со злом Валерка в разбитых очках - ну, я вас умоляю... Без Гарри Поттера мы сейчас никуда...
Мне еще смутно почему-то ощущается, что тут веет слегка чем-то таким... в духе старого американского боевика, тоже про детей, которые пытались изобличить и побороть замаскировавшегося вампира - Lost Boys. А, да - бродящая по лагерю гипсовая статуя пионерки - ну, "Триллер" же Майкла Джексона... (мне было бы очень горько и больно, если бы тут обнаружилось что-то от славной Баффи или от Лорел Гамильтон, но ничего такого здесь нет, что ли автор про них не в курсе?
или они просто уже не в тренде?
)
А в финале автор решил посоревноваться с Лукьяненко и Васильевым по части людоедства - и лихо изобразил, что борьба со злом вообще бессмысленна! и те, кто борется/пытается бороться со злом сами в итоге становятся злом! без вариантов! Так что лучше оставить зло в покое, пусть себе занимается людоедством, надо просто быть внутренне свободным и тонко чувствовать, и все с тобой будет хорошо! видимо так. Потому что мальчик Валерка, чтобы победить древнего вампира, сам должен стать вампиром в свою очередь, тогда он сможет этого древнего вампира убить. Ну а далее, видимо, будет новый круг, и древним вампиром станет уже Валерка. Автор еще это связал с олимпиадой и прикрутил момент, когда древний вампир идет и самозажигается в сложенном пионерском костре и там сгорает, а пионеры радостно пляшут вокруг этого костра, а в это время по телевизору идет закрытие олимпиады и олимпийский мишка улетает в лес, а Лещенко с кем-то там, не помню, зловеще поют "до свиданья, до новых встреч!" - это, значит, уже с переродившимся Валеркой. Очень остроумно. Вся редакция Елены Шубиной, наверно, была в восторге.
Ответ на риторический вопрос, как и положено, очевиден: автор никогда не был в пионерских лагерях и ничего о них не знает, кроме того что "лагерь" - слово очень страшное и ничего хорошего означать не может.
Это примерно как если бы вы или я решили написать что-нибудь о... скажем, жизни Московского Университета годах так в 1770-х.
А что не был в пионерлагере - ну, я не знаю.
Я все-таки склоняюсь к тому, что - старательное отрабатывание повесточки.
Но там, кажется, общая деталь - татуировки в виде серпа и молота, которые защищают вампиров.
И это очень понравилось. В принципе, серп и молот - это какой-то уже ставший культовым образ, и жаль, что нигде в современной культуре его не переосмысливают, чтобы сделать с ним что-то крутое и символичное))
Ну то есть максимум сделают какой-нибудь музей СССР, где на вывеске этот символ, всё.
А в сериале по книжке этого автора как раз оригинально переосмыслен образ, и кмк это свежо, а потому круто, хотя он и переосмыслен с негативным оттенком.
Но я вот сейчас подумала, что это я тут дала маху... В смысле, был видеоклип Джексона, а я, значит, вспомнила, пародию на него, которую у нас делали, кажется, еще во взгляде. Вот там как раз оживали все эти советские гипсовые статуи и бродили.
Amanae, в книге в первую очередь это не татуировки, а реальная атрибутика - пионерские галстуки, значки. Татуировка только у древнего вампира. Ну, раз он на пенсии, то что ему еще употреблять.
Я тут ничего крутого не вижу. вот у Лукина, кажется, был такой сюжет, когда эта советская символика наоборот защищала от всякой нечисти. Вот это мне представляется круто.
Хотя из личных симпатий мне, наверно, всё же больше нравится, когда защищает от нечисти, а не нечисть))
А сейчас, интересно, мы какие шедевры можем наблюдать?