воскресенье, 10 июля 2022
Аркадий Гайдар. Собрание сочинений в 4 томах. том 4. Дневники и письма. Талисман. Советская литература.


Копаясь в каталоге нашей библиотеки (к полкам-то не пускают

узнавать о наличии чего-либо - дело случая), я в числе прочего обнаружила, что у нас имеется с/с Гайдара, а в нем, в последнем томе, помещены письма и дневники. Ну, это прямо мое...

Внесла себе в список. И вот наконец добралась.
Что тут скажешь... Жизнь Гайдара - ну, я это и так с детства знаю... но как-то до сих пор не ощущалось... - невероятна и удивительна до фантастичности... Даже, прямо скажем, до фэнтезийности... И вот как подумаешь, так в очередной раз по новой испытываешь горечь... от того, что в нашей стране реально были такие люди - а сейчас о них забыли и не знают. Зато фанатеют и тащатся от идиотских выдуманных голливудских комиксов-блокбастеров. Бэтмен, Супермэн, Человек-паук, Женщина-кошка, вся эта мутотень. Ну да, и Гарри Поттер еще. С волшебной палочкой.
В то время, как Гайдар пошел на Гражданскую добровольцем в четырнадцать (!) лет... и прошел всю войну и даже после -надо же было бороться с бандитизмом... В шестнадцать он уже командовал полком... или как там? я не разбираюсь... ротой что ли? Но все равно - командовать боевым подразделением, причем в условиях военных действий... Это же феерично... Хотя на самом деле, конечно, далеко не так радужно, как в голливудских блокбастерах.
читать дальшеВ жизни все происходит по-настоящему. Где-то в девятнадцать у него уже серьезная инвалидность. От полученных ранений и нервного истощения. Ну вот, как я понимаю, если бы не это, то Гайдар бы так и остался в армии. Да и инвалидность... это я рассуждаю на наши реалии. Сам Гайдар этого не осознавал и не признавал. Он ринулся в работу - стал писать статьи в газеты и журналы, книги, все такое. Командировки, путешествия по всей стране. Жизнь наполнена до предела. К врачам добирался только когда совсем уж прижмет. И тут настал 1941 год. Гайдар, конечно же, отправился на фронт. В качестве военного корреспондента - но, когда наши отступали с тяжелыми боями, попали в окружение, Гайдару предложили улететь с последним самолетом. Он отказался... и вскоре погиб в боях, в партизанском отряде.
И вот осталось - на четыре тома написанных книг (большей частью для детей - Гайдар любил детей...), какая-то часть задуманного, начатого, но незаконченного. И небольшой личный архив - письма и дневники. И вот этого личного так мало... Судя по записям - кратким, отрывочным, рубленым - Гайдар в основном не тяготел к размышлениям, созерцаниям, самокопаниям, в общем, к бесконечным рефлексиям. Просто такого склада человек - не созерцания, а действия. Это все больше походит на рабочие записи - какие-то обрывки в виде плана на произведения в работе, приходящие идеи по сюжетам... Иногда заметки себе для памяти. Иногда какие-то эпизоды, описания людей, моменты воспоминаний или даже снов - видимо, то, что особо поразило, явилось таким ярким красочным кусочком... Ну и просто, как я поняла, многое оказалось утеряно. Бесконечно жалко пропавших записей времен гражданской - Гайдар сам о них сожалел - как я поняла, они были утеряны во время боевых действий, со всем прочим имуществом. Да и прочее, судя по комментариям, часто собиралось по кусочкам - то есть, вот есть какие-то отдельные тетрадки или записные книжки, которые так и сохранились, а где-то, видимо, просто случайно нашлись какие-то листы с записями среди черновых бумаг... Полный сумбур.
Но и опять же - это если посмотреть на дневники и записи всяких солидных писателей, классиков... так они велись чинно, обрабатывались, подчищались... готовились самими авторами к изданию - ну, или во всяком случае, к постороннему прочтению. А тут явно все записано просто для себя, для работы. И готовить их куда-то, подводить, так сказать, итоги, Гайдар не собирался. Он вообще собирался еще долго-долго жить...
Письма тоже - совсем не такие красивые, четкие, гладкие, как у классиков русской литературы... Обычные такие письма обычного человека. Без того, чтобы в них то и дело были вставлены красиво выраженные важные мысли. Гайдару это определенно в голову не приходило. Он общался с родными и близкими...
И тут вдруг во время чтения всего этого мне пришла в голову такая поразительная мысль... В смысле, вдруг представилось отчетливо ясным то, о чем я раньше не задумывалась. Что, собственно, Гайдар - он же точно то же самое, что Островский... который "Как закалялась сталь"... Вот что меня поразило - а потом поразило, почему мне до сих пор это не приходило в голову, ведь это же так ясно.
И особенно как-то стало ясно, какое адское передергивание идет во все наши постсоветские времена - ну, в плане того, что по Островскому же идет такая подача, что - вот смотрите, какой необыкновенный человек, с такой силой духа, и на что он истратил свою жизнь и что он за это получил, ага! в награду за труды доживал инвалидом, бревном, вот как его отблагодарил проклятый совок. Все такое, все знают. Это же у нас сейчас такой тренд. А вот читаю дневники и письма Гайдара и осознаю, что - Гайдар же точно такой же... прошел такой же путь... все для страны, для людей... Жила бы страна родная и нету других забот, вот это вот все. И родная страна его труды оценила... Так что и случай с Островским надо понимать не в таком ракурсе - такой редкий человек столько всего отдал и за это помер беспомощным инвалидом - это передергиванье. А на самом деле - это обычный человек советской закалки, даже не так, не кто-то его закалял в своих целях, а сам он себя так закалял для служения своему делу, а писать он стал, потому что у него появилось время и ничем другим он все равно не мог заниматься, а так он еще мог приносить пользу своей стране. Да. И Гайдар такой же... Это мне вот стало ясно, когда в записях попадалось, что он попадал в больницу и - зато вот появилось время спокойно дописать ту или иную вещь...
Том я взяла, специально чтобы почитать дневники и письма. Художественные произведения Гайдара читать не планировала...
нет у меня для этого настроения... (хотя с детства у меня остались очень теплые воспоминания о "Тимуре и его команде" - кстати говоря, судя по дневниковым записям, большую часть своих детских произведений Гайдар писал, воображая там в виде главного героя своего любимого сына Тимура... ну а так, конечно, думаю я - по простоте душевной бессознательно изображал себя самого, как он бы действовал, реагировал и т.д.) Но решила все-таки заглянуть - раз уж тут в томе оказалось - в разделе неоконченных произведений в повесть "Талисман". Потому что по этой повести снимали же "Бумбараш"!
один из любимых фильмов детства... (заглянула на кинопоиск - пишут, что не только по этой, а еще использовали ряд более ранних рассказов...) Просто стало интересно, как это все выглядело в книжном виде.
Планировала мельком проглядеть пару страниц - не заметила, как зачиталась и быстро дочитала до конца. Хотя тут и читать-то - Гайдар успел написать только две главы. Интересно. 
В общем, что написано самим автором про Бумбараша - так в фильме это только самое начало... вплоть до того момента, как Бумабараш сбегает из села. Ну и обрывочный кусочек, эпизод "ночь у костра". Только в фильме Бумбараш там сталкивается с цыганом Левкой Демченко, а здесь, у Гайдара - с беглыми монахами. Так что авторы сценария к фильму проделали большую работу... И, я считаю, все у них получилось замечательно. Совершенно в гайдаровском духе.
Даже песни из фильма написаны... в общем, довольно схоже с тем, что сам Гайдар писал... (да, он еще и стихи писал! шутливые, для детей - в письмах
) Так что мне кажется, что Гайдару бы этот фильм понравился...
Сам Бумбараш, правда, в книге выглядит немного... другим... не таким, как в фильме. Более жесткий, авантюрный. Так-то ближе по характеру к Левке Демченко (которого в книге нет). В фильме Бумбараша сделали ближе к чему-то такому сказочно-фольклорному... образ из сказок - Иванушка-дурачок, в таком роде. Блаженный. Но в фильме получилось органично... А так же все равно неизвестно, что Гайдар планировал для дальнейшего развития сюжета, да и куда бы его в итоге вынесло. Вдохновением. У него это случалось - что он вдруг что-то ощущал - и брался переделывать уже готовый текст...
Также в книге более понятно стало с семьей Бумбараша - ну, по фильму же я помню только, что Бумбараш возвращается с войны и родные на него кричат и выпихивают, что и похоронили уже его, и имущество продали и т.д. А тут Гайдар все более развернуто описывает - что родные так-то, конечно, были ошарашены, но и не думали Бумбараша выгонять, наоборот, чинно сели праздновать всем миром. Куда деваться - радость же.
А также, что вот когда Бумбараш укрывается на сеновале от Гаврилы и его бандитов, там когда еще в первый раз поет "Ходят кони" и пытается сорвать яблоко - там же ему прибегают и сообщают новости - вот в фильме как-то этот момент у меня не отразился, а в тексте написано, что это как раз он у родных и укрывался.
Также в тексте у Гайдара много упоминаются монахи, прямо встречаются монахи в действии - в фильме это все выкинули. Ну да ладно. Но мне еще почему-то показалось - по общему ощущению, впечатлению - что тут уже, с монахами этими, повеяло атмосферой другого любимого фильма из детства - "Неуловимые мстители".
Как-то вот так показалось, что и в том фильме авторы создавали, отчасти проникаясь этой гайдаровской атмосферой...
Особенно, когда тут травят разные байки о монахах и чудесах - прямо так и ожидалось, что где-нибудь на страницах промелькнет - "а вдоль дорог мертвые с косами стоят... и тишина..." Потому что идеально же вписывается в атмосферу!
Хотя сам Гайдар к повести Бляхина отнесся критически и отрицательно. Посчитал, что она слишком легковесная и нереалистичная.
Ну и, особенно жалко, что повесть осталась только-только начатой - потому что дальше, во второй главе, Гайдар вводит еще одного героя, это мальчишка-подросток из села, который носится по округе и горит желанием участвовать в событиях. И с ним все очень интересно - и вот тут уже хотелось бы знать, что же такое Гайдар с ним задумал... (так-то, ясное дело, неизвестно и что он с Бумбарашем задумал, но раз в фильме это все скомпоновали-досочинили, то как-то уже все так и сложилось). Эх.
@темы:
Книги