Привидение кошки, живущее в библиотеке
(лазая в ЖЖ) а что, вполне логично звучит...
школа создает у нас несколько неприятных ошибочных представлений о действительности.
Проблема здесь заключается в том, что школа формирует у нас стереотипно неверное отношение к решениям и ошибкам на основе школьных задач, которые обладают рядом специфических свойств, отличающих их от большинства реальных случаев из жизни:
1. У каждой школьной задачи есть только необходимые и достаточные условия.
2. Каждая школьная задача имеет только один верный ответ, а чаще всего - только один верный способ решения.
3. Каждая школьная задача обязательно имеет хотя бы одно верное решение.
4. Правильное решение каждой задачи не только единственное, но и кому-то известно (верный ответ можно подсмотреть в конце учебника).
5. Если школьная задача не решена или ответ неверный (не сходится) - то это вина ученика (мало знаний, мало ума, мало тренировался...).
Понятно, что на самом деле:
1. В реальной жизни условия практически всегда бывают - недостаточными, избыточными, неверными, противоречивыми и т.д. Удивительно, но понимание этого очевидного факта приходит только с опытом, и то, далеко не ко всем.
2. Большинство жизненных задач имеет много верных (почти одинаково хороших) и неверных решений, причем, понять какие из принятых решений верные, а какие - нет, непросто и возможно далеко не всегда. Иногда, бывает так, что оценка правильности или неправильности может неоднократно и радикально меняться с течением времени.
3. Далеко не все жизненные задачи вообще имеют решение. Во всяком случае - заведомо правильное. Бывает и так, что все возможные решения почти одинаково плохи, но любое из них лучше, чем не решать задачу совсем. Хотя, бывает и так, что лучшее решение задачи - не решать ее совсем.
4. Чаще всего, каждый вариант решения жизненных задач имеет свои плюсы и минусы, поэтому любые их оценки являются, по большому счету, субъективными. Чаще всего, главный критерий успешности решения задачи - собственный опыт. Причем, жизненный успех или неуспех может не иметь никакого отношения к правильности или неправильности принятых решений, т.е. в жизни объективная оценка может оказаться вообще - невозможна.
5. Если жизненная задача не решена, то в отличие от школьных лет: а. возможно она вообще не имеет решения, б. на самом деле, она решена так, как Вы сочли нужным и Вас это устраивает (т.е. верное решение - отсутствие решения), в. Вы ошиблись и получили ценный жизненный опыт и т.д. и т.п.
Причем, благодаря "школьному" подходу к ошибкам, люди легко привыкают и соглашаются с тем, что:
1. Всегда можно объективно оценить правильность или неправильность любого принятого решения.
2. Если поставленная задача не решена или решена неправильно - то это результат чьей-то ошибки.
3. Каждый, кто ошибся - виноват и заслуживает наказания.
4. Если наказывать виновных в ошибках, то ошибок станет меньше.
kajaleksei.livejournal.com/476034.html

школа создает у нас несколько неприятных ошибочных представлений о действительности.
Проблема здесь заключается в том, что школа формирует у нас стереотипно неверное отношение к решениям и ошибкам на основе школьных задач, которые обладают рядом специфических свойств, отличающих их от большинства реальных случаев из жизни:
1. У каждой школьной задачи есть только необходимые и достаточные условия.
2. Каждая школьная задача имеет только один верный ответ, а чаще всего - только один верный способ решения.
3. Каждая школьная задача обязательно имеет хотя бы одно верное решение.
4. Правильное решение каждой задачи не только единственное, но и кому-то известно (верный ответ можно подсмотреть в конце учебника).
5. Если школьная задача не решена или ответ неверный (не сходится) - то это вина ученика (мало знаний, мало ума, мало тренировался...).
Понятно, что на самом деле:
1. В реальной жизни условия практически всегда бывают - недостаточными, избыточными, неверными, противоречивыми и т.д. Удивительно, но понимание этого очевидного факта приходит только с опытом, и то, далеко не ко всем.
2. Большинство жизненных задач имеет много верных (почти одинаково хороших) и неверных решений, причем, понять какие из принятых решений верные, а какие - нет, непросто и возможно далеко не всегда. Иногда, бывает так, что оценка правильности или неправильности может неоднократно и радикально меняться с течением времени.
3. Далеко не все жизненные задачи вообще имеют решение. Во всяком случае - заведомо правильное. Бывает и так, что все возможные решения почти одинаково плохи, но любое из них лучше, чем не решать задачу совсем. Хотя, бывает и так, что лучшее решение задачи - не решать ее совсем.
4. Чаще всего, каждый вариант решения жизненных задач имеет свои плюсы и минусы, поэтому любые их оценки являются, по большому счету, субъективными. Чаще всего, главный критерий успешности решения задачи - собственный опыт. Причем, жизненный успех или неуспех может не иметь никакого отношения к правильности или неправильности принятых решений, т.е. в жизни объективная оценка может оказаться вообще - невозможна.
5. Если жизненная задача не решена, то в отличие от школьных лет: а. возможно она вообще не имеет решения, б. на самом деле, она решена так, как Вы сочли нужным и Вас это устраивает (т.е. верное решение - отсутствие решения), в. Вы ошиблись и получили ценный жизненный опыт и т.д. и т.п.
Причем, благодаря "школьному" подходу к ошибкам, люди легко привыкают и соглашаются с тем, что:
1. Всегда можно объективно оценить правильность или неправильность любого принятого решения.
2. Если поставленная задача не решена или решена неправильно - то это результат чьей-то ошибки.
3. Каждый, кто ошибся - виноват и заслуживает наказания.
4. Если наказывать виновных в ошибках, то ошибок станет меньше.
kajaleksei.livejournal.com/476034.html
Какое днище.
Проблема здесь заключается в том, что материнская сиська формирует у нас стереотипно неверное отношение к процессам добывания пищи...
Проблема здесь заключается в том, что бабушки формируют у нас стереотипно неверное отношение к себе на основе отношения, которое обладает рядом специфических свойств...
С иностранными языками очень сильно зависит от ситуации. Старые методики заточены под классическое изучение языка: грамматически правильная устная и письменная речь. Новые под говорение, грамматическая правильность - дело десятое. Оба подхода имеют смысл. Но лучше комбинировать.
Дейдре, мне в школе эти проблемы с методиками были неизвестны. Но просто - старые учебники (и сопутствующие материалы, типа хрестоматий всяких) были заточены на то, чтобы вызывать интерес к культуре, истории и прочему страны изучаемого языка. А новые, которые как раз в нашу параллель стали поступать - вообще в этом плане выглядели как отписка. Вот буквально выглядели, как тупо перевод советской же официозной прессы, с передовицами о роли КПСС, в таком духе. Ну это, конечно, был полный провал - по части возникновения у учащихся интереса к иностранному языку, который и так был где-то около нуля. В профильном вузе преподаватели брали исключительно старые учебники, еще 50-х годов.
Понятно, в общем, что очень многое зависело от обстановки, кому как повезет.
О, пластинки это вообще шик. Особенно если есть распечатка текста. Ну, в крайнем случае ее можно написать на доске. Кстати, так делали в обеих школах) В смысле - поставить песню и нужно вставить пропущенные слова, а потом ответить на вопросы по содержанию.
А вообще, много кто уже давно сказал - школа - это не про овладение знаниями, это про социализацию...
Аглая, да-да, знаю. Так сказала, например, месяц назад мама знакомого первоклассника, в ответ на упрек в том, что ее ребенок до сих пор не умеет читать, и условия задачки ему приходится читать вслух учительнице в классе или родительнице дома
Но вот рассчитывать, как некоторые, что проучившись в обычной средней школе, человек овладеет физикой, химией и прочим в таком роде - я бы не стала.
Разобраться-то можно. И научиться можно вопреки. Но чего ради ставить барьеры там, где в них нет вообще никакой надобности?
Так до сих пор и не понимаю.
Я бы тогда сказала, что задача школы не социализация, а пробуждение и сохранение интереса к предмету.
Но фигня в том, что учителя, в тех школах где я училась, это понимали, кажется. А вот ученики всеми силами старались их усилия свести на нет. В общем, проще было разобраться самостоятельно, отсюда у меня неспособность воспринимать образование в классическом смысле: 45 минут или 1,5 часа урока. Я выцепляю нужное, мысленно строю свою программу и иду искать, а потом уже спрашиваю о том, где концы с концами не сходятся. Потому что уже знаю: так получается быстрее и эффективнее. И нет потери времени на "социализацию", которая часто сводится к тому, что "ты с нами, значит ты как мы".
Как ни парадоксально, даже языки так быстрее учатся.
Не говорю, что это подходит всем, но мне так.
Но все-таки, даже в случае - И нет потери времени на "социализацию", которая часто сводится к тому, что "ты с нами, значит ты как мы".
мне кажется, лучше реально получить такой опыт, пусть даже противостояния, чем иметь об этом какие-то абстрактно-теоретические знания, которые мало что стоят.