понедельник, 31 октября 2022
Журнал "Урал", июль 2022г. Современная литература.

Это мне в библиотеке предложили еще новые номера журнала, раз я брала какие-то раньше. Я подумала и решила взять. Для ознакомления с современным литературным процессом.
Июньский номер - сразу скажу - оказался просто никакой. Говорить вообще не о чем... только подборка сказочек для младшего школьного возраста хоть как-то привлекает внимание... А вот июльский уже оказался куда интереснее.
Виталий Аширов "Жуки-короеды спасают галактику". Написано, что роман. Ну, я не знаю...

Это какая-то адская смесь - сюр, абсурд, антиутопия с черным юмором и какими-то там литературными играми и экспериментами. Начинается все вроде бы более-менее понятно - антиутопия, общество с зацикленностью на литературе, где хорошая литература возведена в культ, а плохая соответственно всячески преследуется и репрессируется... потом следует перевертыш, когда наоборот - плохая литература возведена в культ, что ли как проявление свободы личности, а хорошая всячески преследуется и репрессируется, как проявление тоталитаризма, угнетение свободы личности (то же требование грамотности и т.д.) Но потом все это так дико перемешивается, что вообще не поймешь. Главный аттракцион, мне кажется, это как автор плавно перетекает от одного состояния к другому, одна антиутопия сменяется другой, как бы своей противоположностью, один персонаж перетекает в другого... Не скажу, что это легко читается или уж тем более доставляет удовольствие... но по-любому интересно.
читать дальшеСаша Николаенко "Гроза". Вообще-то это отрывок из романа "Муравьиный бог" (который, как сказано в примечании, выходит в РЕШ). Обычно я такое сразу пролистываю, на основании того, что - а вдруг мне вздумается всю книгу читать, зачем же я себе буду спойлерить?
Но тут, с этой современной литературой, да еще в ее продвинутых представителях - ну, вряд ли буду. Честно говоря.
Так что для интереса и ознакомления прочитала представленный отрывок. Оу... Это я говорила, что Аширова было трудно читать? Забудьте. По сравнению с Николаенко, Аширов это так, детские игрушки.
То есть, я хочу сказать, что касается смысла, я не в курсе, раз это отрывок, и к чему там автор ведет, что захочет выстроить и выразить, неясно. Но вообще понятно, что конкретно тут описывается сильная гроза, вроде как в деревне. Но как она пишет, у... это же просто мозги в трубочку. Все нарочито исковеркано, каждое слово вывернуто... все подряд подо что-нибудь стилизовано... Кошмар. Я определенно рада, что мне не придется этого читать.
Иван Гобзев, подборка рассказов. Точнее, два. Вот это мне без оговорок понравилось.
Большой рассказ "Нейра" - повествование о жизни кошки и от ее лица. Обычная такая жизнь, попала в более-менее нормальную семью, где ее любят и ценят, но жизнь все равно боль... даже если ты сладкий котик.
Так-то ничего особенного и потрясающего основы, сейчас многие пишут от лица кошек.
Но читается очень приятно. Маленький рассказ "В раю", это как бы мистика, магический реализм... с философским смыслом.
Валерия Фролова "Путеводитель". Очень маленький рассказ и опять, по ходу, эксперименты с формой. Нормально читается... хотя я не уверена, что уловила, как тут все друг с другом связано, и что из чего следует. И куда.
Сергей Иванов "Силодар, или Как я стал непобедимым". Из детского раздела. То ли повесть, то ли большой рассказ. Я в этом путаюсь. Фантастика. ГГ-школьник, ботан и заучка, внезапно получил сверхсилу. Рассказывается, как он себя почувствовал и что стал с этим делать. Ну ничего... прикольно... Как это воспримет целевая аудитория - я без понятия. 
А дальше материалы, которые мне начисто не понравились, но определенно были очень интересными и познавательными. Правда, в плане энтомологии. 
Здесь, видите ли, взялись публиковать произведения писателей из Израиля. Ну, то есть наших бывших соотечественников, эмигрантов. Лично мне всегда было непонятно, почему, если они эмигрировали, то публикуют свои опусы у нас же - пусть по новому месту жительства и публикуются...
В общем, читать я их не читаю. Вот, в журнале довелось познакомиться. И впечатление производит довольно гадостное. 
Алексей Гиршович "Писатель". Довольно большой по объему кусок текста... Читать это все было противно. Тут еще суть в чем - автор - как сказано в примечании, как следует из текста (я даже погуглила, но вроде информация где-то как-то подтверждается) - относится к криминальным структурам... Эмигрировав в Израиль, он там вскоре совершил убийство, после чего скрылся от следствия, сбежав обратно в Россию. Здесь он тоже вращался в криминальных кругах и тоже попал на зону, где отсидел какие-то большие сроки. Сам он не находит нужным пояснить, за что посадили, но один раз вскользь как-то упоминает, что "зачистил" какого-то... то ли наркобарыгу, то ли сутенера. Киллером что ли был?? А потом, освободившись, он едет снова в Израиль, там его арестовывают по старому делу и отправляют под суд. Вот об этом он и пишет. То есть, о том,что "сижу за решеткой в темнице сырой, вскормленный на воле орел молодой", то есть, уже не молодой, но суть понятна. Сидя в заключении он решил стать писателем и пишет - о себе, любимом. Что и как он чувствует и т.д. Что характерно - о том, что он совершил, не рассказывает вообще. Ну, а зачем. Он же все тонко чувствует зато.
В своем романе автор пафосно утверждает, что... ну типа почувствовал знак божий, что надо раскаяться и покаяться, поэтому он решил добровольно вернуться в Израиль и понести наказание. От которого бегал двадцать лет. Лично я этому не поверила. По моим представлениям, раскаяние в содеянном и покаяние выглядит не так. Во-первых, как я и говорю - он вообще не вспоминает о своей жертве, о человеке, которого убил. Как будто мусор выкинул... Вообще не вспоминает о своих преступлениях, только и рассказывает, как ему тяжело от того, от этого, без того и без этого. Хотя при этом постоянно упоминает, что рассказывает другим заключенным, что им-то тут, в Израиле, сидеть лафа, а вот попробовали бы они в России на зоне посидеть. Во-вторых, он тут сразу начинает крутиться и пытаться себе что-нибудь выгадать - скостить срок - ему грозит пожизненное, ах, давайте попробуем, чтобы лет 15-20, для этого адвокат сначала договаривается с семьей убитого, обещает им выплатить деньги, если они в суде скажут, что у них нет претензий, а потом, когда те согласились и сказали, они уже с адвокатом начали их динамить с выплатой суммы, то сказали, что они могут набрать только гораздо меньше, то что неизвестно когда и эту сумму соберут, а потом вообще рассуждают, что если они и не выплатят эту договоренную сумму, то все равно сторона потерпевших ничего сделать не сможет. Ну, какое же тут раскаяние, нафиг?
Когда я поискала информацию об авторе, нашла какую-то заметку что ли от Израиля, оказывается, там правоохранительные органы тоже не поверили в эти байки про божьи знаки и раскаяние. Так и пишут, что, скорее всего, Гиршович в России совершил какое-то серьезное преступление, от которого решил скрыться в израильской тюрьме. Ты смотри, как мы сходно мыслим. Профдеформация, однако... 
Самое же противное, это как за этого конченого бандюгана уцепились наши креативно-либеральные интеллигенты, как они принялись с ним носиться, радостно переписывались, собирали для него деньги и вещи по запросу... Мораль - с кем ощущает кровную и духовную связь наша креативно-либеральная интеллигенция. 
Ефим Гаммер "Дороги, которые нас выбирают". Это как бы путевые заметки, не особо связные, но, может, это опять отрывок. Автор тоже из эмигрантов, правда, эмигрировал еще в советские времена. Пишет с юморком, хи-хи, ха-ха. Вроде бы читается все достаточно легко и - думаю я - после монструозного Гиршовича производит еще вполне приятное впечатление. И тут автор меня сходу уделал в лоб табуреткой. Он тут упоминает, мимоходом, что вот он проезжает где-то в Германии... и там в придорожной кафешке, со случайно встреченными немцами распевает... у них там был какой-то праздник что ли семейный, а он проездом остановился перекусить, они его спросили, откуда он, он значит сказал, что из Израиля, и они все вместе запели немецкий военный марш. И он еще рассуждает, что он его с юности знает, потому что в Прибалтике в армии все предпочитали петь этот марш! потому что ненавидели советские песни, а немецкие любили! Ну, у меня просто нет слов... еврей, 45-го рода рождения, предпочитает петь немецкие военные марши... только бы не советские... Тут он еще сходу пускается в антисоветский запил, припоминая Бунина с "Окаянными днями", все такое. Посыл такой, что советский режим, значит, куда хуже нацистского.
Вот сижу и размышляю. Об антисоветчиках. Но, думаю, хорошо, что я все-таки не читаю эмигрантов.
Ну нафиг.
@темы:
Книги
Если Гитлеру можно быть немного евреем, то почему еврею нельзя быть немного фашистом?
А там уж и до фашиста недалеко.