Оборона Ленинграда.
Пантелеев Ю.А., начальник штаба Балтийского флота, командующий морской обороной Ленинграда: «В эти же дни я был вызван к командующему флотом, который сообщил мне: «Я получил из Смольного важное задание. По данным штаба фронта, отступившие из-под Выборга 115-я и 123-я стрелковые дивизии понесли большие потери, попали в окружение и почти без техники и оружия выходят на берег в бухту Койвисто. Но фашисты окружают дивизии и прижимают их к воде. Неизвестно точное положение дивизий, связь отсутствует – где-то здесь… - и адмирал обвел карандашом по карте большой район Койвисто-Макс-лахти. – Главком приказал собрать обе дивизии в Койвисто и срочно морем доставить их в Ленинград».
читать дальшеРано утром 1 сентября 1941г. на одном из лучших катеров-охотников за подводными лодками мы вышли в море. Прошли траверз маяка Стирсуден, пост наблюдения ответил на наши позывные. Нас это порадовало, значит, противник еще не занял ни маяка, ни поста. Решили идти ближе к берегу, он был совершенно пуст, не видно было около домиков ни одной живой души. Все было необычно мертво к северу от маяка. Но где находились наши дивизии, было еще не ясно. Мы предполагали все же, что бойцы укрываются в лесу, не желая быть обнаруженными на открытом месте воздушной разведкой противника. Послали в двух направлениях в лес группы матросов, и через некоторое томительное для нас время на пирсе появилось несколько офицеров и солдат. Офицеры оказались командирами рот разных полков и дивизий. Расспрашивать было некогда. Надо было прежде всего организовать прикрытие отхода, собрав наиболее боеспособные роты. «Но у нас нет ни орудий, ни танков». «Ничего, на кораблях у нас 130-мм пушки, надо только организовать артподготовку», - ответил я. В первую очередь решили грузить раненых, их ожидалось около 2 тыс.человек, затем организованно поротно бойцов. Комдив со штабом должен был покинуть пирс последним. Вскоре началась посадка. Комдив на берегу формировал роты и направлял на посадку. Офицеров было мало, большая часть была или ранена, или погибла в боях. Утром транспорты начали сниматься с якорей и уходить в Кронштадт. Я приказал встать к пирсу канонерским лодкам, они должны были принимать последние группы бойцов и гражданское население, неожиданно подошедшее к пирсу из ближайших деревень, частью уже занятых противником. Наконец и переполненная пассажирами последняя канонерская лодка отошла от пирса. Так из-под самого носа фашистов флот вывез и перебросил в Ленинград 12 тыс. бойцов. Всего же эвакуировано было с ранеными и гражданским населением около 14 тыс. человек. Никого на берегу не осталось, последние катера пришли в Кронштадт без пассажиров. На наших глазах фашисты заняли и подожгли Койвисто».
Н.Кузьмина. Тимиредис. Запад и Восток.
«Выходит, теперь новой войны весной точно не будет. У нас появился шанс спокойно поступить в Академию, выучиться, вырастить драконов… Конечно, небольшие проблемы вроде Дианура с его непонятными инициативами остались, но с этим разберемся по ходу дела.
Завтра мы возвращаемся в «Серебряный нарвал», чтобы продолжить учебу. А сегодня, здесь и сейчас, мне просто хорошо… Хотелось бы, чтобы этот день никогда не кончался…
Шон поймал мой взгляд, лицо учителя озарилось знакомой безумно обаятельной улыбкой:
- Оляпка, те, кто смотрит сверху, знают: день никогда не уходит с земли, он просто бегает по кругу».