Привидение кошки, живущее в библиотеке
Оборона Ленинграда.
М.М.Попов, командующий Ленинградским военным округом:
«Все мы отчетливо понимали, что для борьбы с создавшимися против нас группировками немецких и финских войск наших сил явно недостаточно, но никаких других возможностей мы не имели. Мы могли полагаться на помощь, которую окажет нам Северный флот, на героизм, боевую выучку и стойкость наших воинов и в некоторой мере на тяжелый для наступающего характер местности».
«…Больше, конечно, не спалось. Временами мы включали радио, но советские станции, как обычно, в это время молчали, а из-за границы передавалась легкая, преимущественно танцевальная музыка».
«Генералу Тихомирову после больших трудов удалось связаться с операторами Северо-Западного фронта и получить от них некоторую информацию, из которой следовало, что войска 8-й и 11-й армий под ударами превосходящих, преимущественно танковых сил противника почти на всем протяжении оставили линию госграницы и отходят в глубь нашей территории».
«К большому сожалению, в округе крайне незначительными были запасы взрывчатки, противотанковых мин, колючей проволоки и других средств для усиления обороны. Эти запасы планировалось создавать во второй половине 1941г., а в основном в 1942г. Пришлось рекомендовать заинтересованным начальникам обратиться за помощью к местным властям и всемерно использовать местные ресурсы».
читать дальше
«27 июня на заседании Военного совета фронта после всестороннего обсуждения предложений, внесенных секретарями горкома и обкома партии, было принято постановление о прекращении строительства Ленинградского метро, электростанций и других объектов с передачей всей высвобождающейся рабочей силы, техперсонала, механизмов и автотранспорта на оборонительные работы».
«8 августа гитлеровцы по заведенному у них порядку после артиллерийской и авиационной подготовки перешли в решительное наступление с Ивановского и Б.Сабского плацдармов и, преодолевая созданные здесь заграждения и сопротивление наших войск, сравнительно глубоко вторглись в расположение наших оборонительных частей. Весь день бои носили очень ожесточенный характер. Все, что только было можно, что было в какой-то степени боеспособно, мы направили в этот район боев. Однако наши контратаки и контрудары, безусловно задерживая противника, не могли решить основной задачи – полного его разгрома. Враг настойчиво рвался к Ленинграду, вводил все новые и новые войска, мы же ему противопоставляли наспех созданные дивизии народного ополчения».
А.А.Новиков, командующий ВВС Ленинградского военного округа:
«Я лично убедился в тревожном положении на границе и активизации действий будущих противников. Немецкие самолеты в ясную погоду перелетали нашу границу и производили фотосъемки интересовавших их направлений и объектов. Следовало бы наказать наглецов, но мы стремились избежать всяких инцидентов, которые противник мог бы использовать для еще более крупной провокации. Атмосфера была накалена до предела».
«Летный состав ВВС округа более чем наполовину состоял из молодежи осеннего выпуска летных училищ 1940г. Всего к январю 1941г. из этого выпуска поступило на пополнение авиачастей округа 756 летчиков, которые вводились в строй, отрабатывали одиночную подготовку на боевое применение и слетанность в паре и звеном. ВВС округа к началу войны в основном находились в стадиях перевооружения на новую материальную часть, формирования новых авиаполков, батальонов аэродромного обслуживания, рот связи и др., обучения молодого летного состава, перехода на новую организацию авиационного тыла, строительства новых и реконструкции старых базовых аэродромов. Ускоренное переучивание летного состава на новых типах самолетов пришлось производить уже во время войны».
«В первом же боевом вылете 27 июня 1941г. молодой пилот 158-го истребительного авиаполка комсомолец П.Т.Харитонов не раздумывая пошел на таран во имя победы над врагом. Преследуя юнкерс-88, он израсходовал все боеприпасы и решил его таранить. Зайдя в хвост юнкерсу, Харитонов винтом своего И-16 отрубил ему хвостовое оперение. Вражеский самолет рухнул вниз, а сам Харитонов вернулся на свой аэродром, повредив у самолета лишь лопасти винта».
«За все время войны ни один вражеский пилот не осмелился пойти на таран, они боялись его, как огня».
«Фашистские господа не любили рано просыпаться, поэтому налеты на их аэродромы преимущественно производились нами на рассвете».
«Враг усиливался, мы же несли каждый день потери, но восполнить их не могли из-за отсутствия запасных самолетов и экипажей. Лишь в начале августа прибыл к нам на усиление 17-й истребительный авиаполк в составе 20 самолетов МиГ-3, а во второй половине августа прибыли еще два истребительных авиаполка, также по 20 самолетов в каждом. Дышать, как говорится, стало легче, но все же соотношение сил в воздухе было не в нашу пользу, противник превосходил нас более чем в три раза, а по бомбардировщикам более чем в 20 раз».
«Расположенные на окраинах города, не имея радиолокационных станций, посты ВНОС //воздушного наблюдения, оповещения и связи// не могли заблаговременно предупреждать о приближении воздушного противника, направлении и высоте его полета. Поэтому вылетающие по тревоге наши истребители не успевали перехватывать врага на подступах к городу. Кроме того, существовавший тогда метод наведения своих истребителей на самолеты противника при помощи стрел, выкладываемых из полотнищ, оказался совершенно непригодным, так как стрелы с больших высот просматривались очень плохо и только отвлекали внимание летчиков. В силу этих обстоятельств приходилось в те дни прикрывать Ленинград и Кронштадт преимущественно методом барражирования, что приводило к большому расходу горючего, самолетного и моторного ресурсов».
«Август и сентябрь 1941г. были самыми тяжелыми и напряженными для войск Ленинградского фронта. Я не помню ни одного дня за эти два месяца, чтобы мне удалось поспать больше трех часов в сутки. А сколько было бессонных ночей!»
«Если в июле 1941г. в среднем приходилось 25 боевых на один самолет, то в августе напряжение возросло до 40. Летчикам-истребителям довольно часто приходилось в августе и первой половине сентября совершать по 6-8 боевых вылетов в день. Были случаи, когда летчик, напрягая все силы и волю, благополучно производил посадку, а в конце пробега самолета терял сознание или засыпал от сильного переутомления. Такой летчик в этот день не поднимался больше в небо, его отправляли спать или посылали в дом отдыха во Всеволожской на 3-5 дней».
«Не только людей вывозили из Ленинграда самолеты. В тяжелые дни боев за Москву для войск, защищавших столицу, было переброшено самолетами из осажденного города около 1200 артиллерийских орудий и минометов, изготовленных ленинградскими заводами, и много другой техники и средств связи. Для прикрытия транспортных самолетов ВВС фронта выделили специально один истребительный полк. Экипажи транспортных самолетов работали прекрасно, летали в труднейших метеорологических условиях, совершая за короткий осенний день в большинстве случае по два рейса. Особенную заботу летчики проявляли при эвакуации детей. Мне не раз приходилось наблюдать, как члены экипажа бережно брали ребят на руки и осторожно вносили их в самолет, а детишки, бледные, худые, тихо и покорно стояли кучкой возле самолета, ожидая своей очереди, не проявляя ни к чему интереса».
Г.Ф.Одинцов, командующий артиллерией Ленинградского фронта:
«Наконец мы добрались до берега Ладожского озера. Мороз крепчал. Впереди двигались автомашины в обоих направлениях. Мы покатили по ледовой трассе, названной потом Дорогой жизни. В Кобоне узнали, что мороз достиг 41 градуса. Смотровое стекло все время замерзало, и шофер М.Малышев вел машину при открытой дверце. Слева от дороги стояли фанерные будки для дорожников и через 5-6км зенитные батареи. Внезапно водитель остановил машину, тревожно всматриваясь вперед.. Он обратил мое внимание на машину, груженную мешками с мукой. Шофер этой машины, накрыв своим полушубком радиатор, поднял капот и, видимо, устранял какую-то неисправность. Мы подъехали ближе. Водитель, человек лет тридцати, уже замерз до предела. Нос, щеки были белы, как окружающий снег. Были отморожены и пальцы рук. Я обратился к нему: «Ты же обморозился. Прошел бы к дорожникам и погрелся». – «А как я могу отойти от машины? – сиплым голосом ответил он. – За каждый мешок муки я жизнью своей отвечаю». Малышев был автомехаником и быстро установил, что вышли из строя две электросвечи. Свечи у нас нашлись, и через десять минут двигатель заработал и разогрел радиатор. Наш водитель повеселел, растер лицо и руки, надел полушубок и сел в кабину. Только сейчас я понял по-настоящему, какие подвиги совершались ежедневно на Дороге жизни».
«Учет каждой стабильной батареи был поставлен в штабе по-научному: на каждую вражескую батарею заведена была карточка с присвоенным номером цели, в которой фиксировался калибр, количество орудий, ее координаты, время ее «работы», т.е. огневой деятельности. Все батареи, обстреливающие Ленинград, были расположены на юге, против 42-й и 55-й армий».
«Вторую половину дня я посвятил вопросу обеспечения фронта боеприпасами. Положение здесь было далеко не радостное. Подвоз боеприпасов не производился. Весь транспорт был занят доставкой продовольствия, ибо город и войска голодали. Но что делать? Ведь, если враг начнет наступление, боеприпасов хватит в лучшем случае на один день боя. Промышленные мощности оборонных заводов в результате эвакуации уменьшились почти наполовину».
«Беспокоили большие потери артиллеристов. Так, просматривая оперативную сводку за 2 января //1942г., обратил внимание, что на фронте за сутки было убито и ранено 127 артиллеристов».
«С командующими ВВС мне пришлось взаимодействовать всю войну. Они проклинали меня тогда за привлечение авиации к контрбатарейной борьбе. Очень много бомбардировщиков и штурманов погибло, выполняя эту задачу».
«С июня 1942г. начала проводиться операция по захвату Урицка, Старо-Паново, Усть-Тосно. Территориальных успехов мы не добились, но осаждавших нас фашистов все время держали в напряжении и наносили им большие потери».
//при подготовке к прорыву блокады// «Артиллеристам нужно было думать и о том, чтобы при артподготовке не разбить лед, особенно у левого берега, вдоль которого шла первая немецкая траншея. Поэтому для разрушения этой траншеи были выделены гаубичные батареи с подобранными в них орудиями и одинаковыми потерями начальных скоростей».
«Погрузка войск, техники и боеприпасов производилась с пристани Канатной фабрики в Ленинграде и с пирса Лисьего Носа, а разгрузка – в порту Ораниенбаума, находящемся в 6км от переднего края. В октябре-ноябре перевозку можно было производить только по ночам. В декабре Финский залив замерз. В небывало трудных условиях перевозка продолжалась на виду у противника. В январе 1944г. для подвоза пушек была даже использована и дальняя авиация. К назначенному сроку 2-я ударная армия была готова к наступлению».
«Замечательную работу проделала зенитная бригада армии ПВО. Ее 100 орудий вели огонь по балкам. После захвата этих балок мы воочию убедились в страшной силе бризантных снарядов 85-мм пушек. Балки были завалены сотнями вражеских трупов, разбитыми минометами и другой боевой техникой».
«От Красного Села до Кингисеппа все дороги были забиты исковерканными немецкими танками. Оккупанты при отступлении взрывали мосты, шоссе, железнодорожные пути, всячески стремясь затормозить наше наступление. Особенно трудные условия создались при штурме Гатчины, являвшейся базой снабжения всей группы армий «Север». Все мосты были неприятелем взорваны, шоссе разрушено, и не только дивизионная, но и полковая артиллерия застревала на подступах к Гатчине. Пехота нуждалась в огневой поддержке, а ее было мало. Тогда пушечный полк подполковника Патифорова и минометный полк полковника Киргетова были брошены вперед. И.А.Киргетов приказал на руках выдвинуть к Гатчине 120-мм минометы, на руках же были перенесены и мины, и в уличных боях эти полки обеспечили захват Гатчины».
«26 января 1944г. я был срочно вызван в Ленинград, где узнал, что Ставка разрешила произвести салют в Ленинграде и по этому случаю издается приказ войскам фронта и населению города. С трудом удалось собрать 324 орудия (по наличию холостых выстрелов) и очень много ракет. Салют был назначен на 27 января в 20:00час. Все население Ленинграда вышло на улицы. Грянул первый залп. Из темноты открылись Зимний дворец, Университет, Исаакиевский собор и улицы, полные народа. Ракеты иллюминировали ленинградское небо и выпускались непрерывно».
Ю.А.Пантелеев, командующий морской обороной Ленинграда:
«В Кронштадте барометром положения дел на фронте под Ленинградом служил для нас заказ на огонь флота. Поэтому еще до получения оперативных сводок мы уже знали, где фашисты особенно нажимают, пытаясь прорвать наш фронт, и где складывалось наиболее тяжелое положение. Так, с утра 7 сентября 1941г. все корабли, в том числе линкор «Октябрьская революция» и крейсер «Киров», вели интенсивный огонь по району Красное Село и южнее Петергофа. Вела огонь и ленинградская группа кораблей, а также Отряд кораблей реки Невы. Канонада стояла невероятная, все окна здания штаба не переставали звенеть весь день. Все же боезапас приходилось экономить. На следующий же день мы передали всем командным соединениям приказание расходовать снаряды строго по назначенной норме. Отныне кораблям при постановке задачи на ведение огня точно указывалась норма расхода боезапаса».
«Фашисты рвались через Ижоры к южному берегу Финского залива с целью захвата наших сильнейших батарей – Красная Горка и Серая Лошадь. Эти батареи не раз отбивали атаки белогвардейцев и интервентов в годы гражданской войны. Остались они недосягаемыми противнику и сейчас, ведя из 12-дюймовых орудий убийственный огонь по фашистским полчищам».
«К городу они подошли на расстояние 10км. Как потом мне докладывало командование кораблей, стоявших в районе Торгового порта, с их мостиков видны были танки фашистов».
«Финны были вышиблены из Белоострова частями 23-й армии при поддержке 8-й батареи береговой обороны Кронштадтской крепости, т.е. огнем десятка 6- и 10-дюймовых орудий. На этом фронте противник был надежно «втиснут» в землю по линии нашей старой государственной границы по реке Сестре и до начала нашего наступления в 1944г. не подавал, что называется, особых признаков жини».
«Противник, видимо, разобрался в обстановке и подтянул артиллерию в район Стрельна-Петергоф. Его обстрелы Морского канала стали значительно интенсивнее. Огонь фашисты открывали немедленно, как только из-за дамбы появлялся какой-либо даже самый маленький буксирчик. А дымовых завес мы уже ставить из-за льда не могли. И скорость кораблей во льду уменьшилась, интенсивность же перевозок увеличилась».
«По существу, каждый сектор обороны был хорошо укрепленным пунктом. Каждая улица была крепостью обороны, каждый завод – фортом, каждый дом – опорным пунктом. Все мосты, все крупные заводы и важные городские объекты были минированы и подготовлены к длительной обороне. Куда бы ни сунулся враг, перед ним вставала непроходимая стена железа и огня».
«Для ледового фронта, и особенно для обороны Морского канала, мы сформировали лыжный отряд и две пулеметные роты. Оригинальным тактическим решением было сформирование восьми батарей 45-мм калибра с установкой части пушек на санки. Получились подвижные «самоходные» батареи. Артиллеристы наши были в восторге. Совершенно новым формированием был отряд буеров. Сформирован был и резервный батальон в составе 4 рот с пулеметами. Это был резерв на самый тяжелый случай, пополнялся преимущественно выздоравливающими бойцами и поэтому был вообще очень слаб».
«Конечно, кроме мостов минированы были в строго секретном порядке и ряд ледяных районов замерзшей Невы. Стоило только включить рубильник, мигом в воздух взлетела бы масса льда со всеми фашистами: если бы им хотя бы и на минуту удалось встать ногами на невский лед, их трупы скрылись бы в ледяной воде».
«В морозную ночь на 22 ноября, в сильную пургу, из Ленинграда пошла в Кобону за продовольствием первая колонна в составе 60 грузовых машин. Лед трещал под машинами, он был еще для этого тонок и не превышал 14см, но дорога начала жить. Эта весть мигом облетела весь город. Теперь меня не спрашивали уже, когда мы прорвем блокаду, а больше: «Как дела на дороге, как работает дорога?»
«Сразу же вдоль дороги понеслись буера под командованием известного ленинградского спортсмена лейтенанта И.И.Сметанина. Его буера доставляли почту, топливо, вели разведку ледового поля и оказали большую помощь в охране дороги и в доставке грузов».
«На любую нашу просьбу о проведении концерта артисты, бывшие в Ленинграде, всегда охотно и немедленно отзывались. Не было такого госпиталя, аэродрома, корабля или самой отдаленной батареи, на которых не побывали бы наши ленинградские артисты. Часто под обстрелом и бомбежкой они сами доставляли на санках свой реквизит и инструменты».
«Обстрелы города продолжались каждый день с неослабевающей интенсивностью. Мы, конечно, как всегда, энергично отвечали. Фашисты тогда замолкали на 15-20 минут, видимо, с тем, чтобы жители вышли из своих убежищ, после чего огонь открывался вновь с прежней силой. И так бывало иногда в течение 18 часов».
«Уплывая в море на запад льдины «ледового фронта» неожиданно устроили нам форменный прощальный «салют». В течение дня 23 апреля взрывалось из-за подвижки льда более 250 мин армейского полевого образца, установленных саперами еще осенью, при организации сухопутной обороны на льду».
Б.В.Бычевский, начальник инженерного управления Ленинградского военного округа:
«Я получил задание послать подрывников для захоронения умерших ленинградцев, т.к. только взрывным способом можно было отрывать в мерзлом грунте гигантские братские могилы – рвы для погибших от голода жителей».
Н.Н.Воронв, начальник управления ПВО:
«Во время своего отхода с боями многие артиллерийские подразделения потеряли немало километров полевого телефонного кабеля и теперь находились в трудном положении. Приходилось некоторым батареям временно использовать вместо полевого телефонного кабеля колючую проволоку, подобранную во время отхода некоторыми предусмотрительными пушкарями».
«Во время разговора выяснилось, что строевые командиры-артиллеристы не проявляли должной заботы о стопроцентной сдаче стреляных артиллерийских гильз и не знали, что это оказывает отрицательное влияние на производство и подвоз артиллерийских боеприпасов с тыла на фронт. Дело в том, что наша промышленность в то время могла производить одну латунную многострельную гильзу на 2-3 снаряда. Стреляная гильза должна была обязательно возвращаться в тыл для перезарядки. Это разъяснение оказалось новостью для командиров. Они тут же дали обещание бережно относиться к гильзам, собирать их и отправлять в тыл».
«Обычно прекращение работы вражеских радиостанций настораживало наше командование. Это являлось достаточно надежным сигналом о подготовке противника к очередному наступлению».
«С моего согласия договорились о некотором упрощении технических требований к производству снарядов и мин, в частности решили отказаться от окраски снарядов и мин, упростить укупорку – ведь на длительное хранение их теперь рассчитывать не приходилось, да и их перевозка планировалась на небольшие расстояния, часто в пределах работы городского транспорта».
Н.Н.Кузнецов, комиссар //министр// Военно-Морского флота:
«Кронштадт и плацдарм около Ораниенбаума с фортами Красная Горка и Серая Лошадь уже стали неприступны для врага, как и сам город. Там, в Ораниенбауме, на самом передовом крае борьбы стоял крейсер «Аврора». Он не представлял серьезной боевой ценности, но нес посильную службу все годы войны. На долю отдельных кораблей выпадает долголетняя служба, даже и после того, как они потеряли первоначальные боевые качества…»
«Огромным количеством морских пушек кораблей, железнодорожных батарей и просто береговых батарей командовал старый опытный моряк-артиллерист И.И.Грен. Он участвовал в защите Петрограда еще в годы гражданской войны и геройски сражался на подступах к нему против Юденича. У Грена еще в 20-х годах, будучи курсантами, мы учились артиллерийскому делу и с тех пор искренне ценили его знания, опыт и питали большое уважение к нему как к человеку. От многолетней службы в артиллерии Иван Иванович был глуховат, и после длительных бесед с ним, накричавшись, я некоторое время еще и потом, по инерции, так же громко разговаривал и с другими».
С.И.Красновидов, командир народного ополчения:
«Моя ошибка в оценке обстановки, заключавшаяся в том, что я еще верил в наличие впереди полка каких-то наших войск, сдерживавших противника, привела к весьма печальным последствиям. Я никак не мог предполагать, что задача нашего полка заблаговременно занять подготовленные укрепления в районе Наккорово и Горелово, уже невыполнима. До самого последнего момента я не видел каких-либо отходящих с фронта подразделений. Наоборот, еще в Финском Койрово мимо меня проходили автомашины, груженые колючей проволокой и кольями, предназначенными для каких-то частей впереди».
«Чтобы подойти к нашим пулеметчикам с тыла, фашисты гнали перед собой женщин и детей».
«Для укреплений нужны были бревна, доски. Первоначально их не подвозили. Леса на участке полка не было. Единственным выходом было бы использование местных построек, но разбирать избы вначале не разрешали. Когда же мы увидели, что враг зажигательными снарядами систематически поджигает каждую ночь по избе, устраивая таким образом себе освещение, мы получили разрешение разбирать не только сараи и коровники, но и избы».
Л.К.Тюльников, штурман бомбардировщика:
«Летные данные самолета По-2 были поистине ничтожны. Тем более они уменьшались с непредусмотренной конструктором Поликарповым бомбовой нагрузкой (до 300кг)».
«На фронте по-настоящему боятся только глупой смерти. Погибать от своей ошибки, ничего еще не сделав для победы, - что может быть мучительнее этого сознания».
«Скудный блокадный лимит горючего не позволял нам всем сделать за ночь более 20, а то и 10 полетов».
«С высоты 500м хорошо видны наши и вражеские окопы с изломами многочисленных ходов сообщений. Как всегда, между окопами – обмен разноцветными пунктирами: идет перестрелка».
«Мне жаль несчастных пилотов: занятые пилотированием, они лишены возможности видеть разрывы наших бомб, но даже если они и решатся взглянуть – ничего не увидят, так как место разрыва закрывает нижняя плоскость. Штурманы же, привстав с сиденья, перевалившись через борт кабины и глядя назад в прорезь нижней плоскости, умудряются узреть их. Эти разрывы удивительно влияют на наше настроение, в зависимости от точности они способны поднять его или испортить на долгое время».
«Следующие заходы – холостые. Играть у врага на нервах – это тоже один из номеров нашей весьма обширной программы. Вместо аплодисментов – огонь малокалиберной зенитной пушки фашистов. Один за другим катятся на нас беловатые шарики и не верится, что какой-нибудь из них может вдребезги разнести целую плоскость».
«…Напряженно вглядывались в тонкие перистые облака, просвечиваемые луной. Эх, нехорошие это облака. Самолет на их фоне, как на экране, виден».
«В начале лета, с наступлением белых ночей, у нас установились «летние каникулы». Только 22 июля возобновили боевую работу. И это принесло нам такие потери, каких не было еще до сих пор ни в одну ночь. Сказался и перерыв в работе, и усиление врагом своей противовоздушной обороны».
М.М.Попов, командующий Ленинградским военным округом:
«Все мы отчетливо понимали, что для борьбы с создавшимися против нас группировками немецких и финских войск наших сил явно недостаточно, но никаких других возможностей мы не имели. Мы могли полагаться на помощь, которую окажет нам Северный флот, на героизм, боевую выучку и стойкость наших воинов и в некоторой мере на тяжелый для наступающего характер местности».
«…Больше, конечно, не спалось. Временами мы включали радио, но советские станции, как обычно, в это время молчали, а из-за границы передавалась легкая, преимущественно танцевальная музыка».
«Генералу Тихомирову после больших трудов удалось связаться с операторами Северо-Западного фронта и получить от них некоторую информацию, из которой следовало, что войска 8-й и 11-й армий под ударами превосходящих, преимущественно танковых сил противника почти на всем протяжении оставили линию госграницы и отходят в глубь нашей территории».
«К большому сожалению, в округе крайне незначительными были запасы взрывчатки, противотанковых мин, колючей проволоки и других средств для усиления обороны. Эти запасы планировалось создавать во второй половине 1941г., а в основном в 1942г. Пришлось рекомендовать заинтересованным начальникам обратиться за помощью к местным властям и всемерно использовать местные ресурсы».
читать дальше
«27 июня на заседании Военного совета фронта после всестороннего обсуждения предложений, внесенных секретарями горкома и обкома партии, было принято постановление о прекращении строительства Ленинградского метро, электростанций и других объектов с передачей всей высвобождающейся рабочей силы, техперсонала, механизмов и автотранспорта на оборонительные работы».
«8 августа гитлеровцы по заведенному у них порядку после артиллерийской и авиационной подготовки перешли в решительное наступление с Ивановского и Б.Сабского плацдармов и, преодолевая созданные здесь заграждения и сопротивление наших войск, сравнительно глубоко вторглись в расположение наших оборонительных частей. Весь день бои носили очень ожесточенный характер. Все, что только было можно, что было в какой-то степени боеспособно, мы направили в этот район боев. Однако наши контратаки и контрудары, безусловно задерживая противника, не могли решить основной задачи – полного его разгрома. Враг настойчиво рвался к Ленинграду, вводил все новые и новые войска, мы же ему противопоставляли наспех созданные дивизии народного ополчения».
А.А.Новиков, командующий ВВС Ленинградского военного округа:
«Я лично убедился в тревожном положении на границе и активизации действий будущих противников. Немецкие самолеты в ясную погоду перелетали нашу границу и производили фотосъемки интересовавших их направлений и объектов. Следовало бы наказать наглецов, но мы стремились избежать всяких инцидентов, которые противник мог бы использовать для еще более крупной провокации. Атмосфера была накалена до предела».
«Летный состав ВВС округа более чем наполовину состоял из молодежи осеннего выпуска летных училищ 1940г. Всего к январю 1941г. из этого выпуска поступило на пополнение авиачастей округа 756 летчиков, которые вводились в строй, отрабатывали одиночную подготовку на боевое применение и слетанность в паре и звеном. ВВС округа к началу войны в основном находились в стадиях перевооружения на новую материальную часть, формирования новых авиаполков, батальонов аэродромного обслуживания, рот связи и др., обучения молодого летного состава, перехода на новую организацию авиационного тыла, строительства новых и реконструкции старых базовых аэродромов. Ускоренное переучивание летного состава на новых типах самолетов пришлось производить уже во время войны».
«В первом же боевом вылете 27 июня 1941г. молодой пилот 158-го истребительного авиаполка комсомолец П.Т.Харитонов не раздумывая пошел на таран во имя победы над врагом. Преследуя юнкерс-88, он израсходовал все боеприпасы и решил его таранить. Зайдя в хвост юнкерсу, Харитонов винтом своего И-16 отрубил ему хвостовое оперение. Вражеский самолет рухнул вниз, а сам Харитонов вернулся на свой аэродром, повредив у самолета лишь лопасти винта».
«За все время войны ни один вражеский пилот не осмелился пойти на таран, они боялись его, как огня».
«Фашистские господа не любили рано просыпаться, поэтому налеты на их аэродромы преимущественно производились нами на рассвете».
«Враг усиливался, мы же несли каждый день потери, но восполнить их не могли из-за отсутствия запасных самолетов и экипажей. Лишь в начале августа прибыл к нам на усиление 17-й истребительный авиаполк в составе 20 самолетов МиГ-3, а во второй половине августа прибыли еще два истребительных авиаполка, также по 20 самолетов в каждом. Дышать, как говорится, стало легче, но все же соотношение сил в воздухе было не в нашу пользу, противник превосходил нас более чем в три раза, а по бомбардировщикам более чем в 20 раз».
«Расположенные на окраинах города, не имея радиолокационных станций, посты ВНОС //воздушного наблюдения, оповещения и связи// не могли заблаговременно предупреждать о приближении воздушного противника, направлении и высоте его полета. Поэтому вылетающие по тревоге наши истребители не успевали перехватывать врага на подступах к городу. Кроме того, существовавший тогда метод наведения своих истребителей на самолеты противника при помощи стрел, выкладываемых из полотнищ, оказался совершенно непригодным, так как стрелы с больших высот просматривались очень плохо и только отвлекали внимание летчиков. В силу этих обстоятельств приходилось в те дни прикрывать Ленинград и Кронштадт преимущественно методом барражирования, что приводило к большому расходу горючего, самолетного и моторного ресурсов».
«Август и сентябрь 1941г. были самыми тяжелыми и напряженными для войск Ленинградского фронта. Я не помню ни одного дня за эти два месяца, чтобы мне удалось поспать больше трех часов в сутки. А сколько было бессонных ночей!»
«Если в июле 1941г. в среднем приходилось 25 боевых на один самолет, то в августе напряжение возросло до 40. Летчикам-истребителям довольно часто приходилось в августе и первой половине сентября совершать по 6-8 боевых вылетов в день. Были случаи, когда летчик, напрягая все силы и волю, благополучно производил посадку, а в конце пробега самолета терял сознание или засыпал от сильного переутомления. Такой летчик в этот день не поднимался больше в небо, его отправляли спать или посылали в дом отдыха во Всеволожской на 3-5 дней».
«Не только людей вывозили из Ленинграда самолеты. В тяжелые дни боев за Москву для войск, защищавших столицу, было переброшено самолетами из осажденного города около 1200 артиллерийских орудий и минометов, изготовленных ленинградскими заводами, и много другой техники и средств связи. Для прикрытия транспортных самолетов ВВС фронта выделили специально один истребительный полк. Экипажи транспортных самолетов работали прекрасно, летали в труднейших метеорологических условиях, совершая за короткий осенний день в большинстве случае по два рейса. Особенную заботу летчики проявляли при эвакуации детей. Мне не раз приходилось наблюдать, как члены экипажа бережно брали ребят на руки и осторожно вносили их в самолет, а детишки, бледные, худые, тихо и покорно стояли кучкой возле самолета, ожидая своей очереди, не проявляя ни к чему интереса».
Г.Ф.Одинцов, командующий артиллерией Ленинградского фронта:
«Наконец мы добрались до берега Ладожского озера. Мороз крепчал. Впереди двигались автомашины в обоих направлениях. Мы покатили по ледовой трассе, названной потом Дорогой жизни. В Кобоне узнали, что мороз достиг 41 градуса. Смотровое стекло все время замерзало, и шофер М.Малышев вел машину при открытой дверце. Слева от дороги стояли фанерные будки для дорожников и через 5-6км зенитные батареи. Внезапно водитель остановил машину, тревожно всматриваясь вперед.. Он обратил мое внимание на машину, груженную мешками с мукой. Шофер этой машины, накрыв своим полушубком радиатор, поднял капот и, видимо, устранял какую-то неисправность. Мы подъехали ближе. Водитель, человек лет тридцати, уже замерз до предела. Нос, щеки были белы, как окружающий снег. Были отморожены и пальцы рук. Я обратился к нему: «Ты же обморозился. Прошел бы к дорожникам и погрелся». – «А как я могу отойти от машины? – сиплым голосом ответил он. – За каждый мешок муки я жизнью своей отвечаю». Малышев был автомехаником и быстро установил, что вышли из строя две электросвечи. Свечи у нас нашлись, и через десять минут двигатель заработал и разогрел радиатор. Наш водитель повеселел, растер лицо и руки, надел полушубок и сел в кабину. Только сейчас я понял по-настоящему, какие подвиги совершались ежедневно на Дороге жизни».
«Учет каждой стабильной батареи был поставлен в штабе по-научному: на каждую вражескую батарею заведена была карточка с присвоенным номером цели, в которой фиксировался калибр, количество орудий, ее координаты, время ее «работы», т.е. огневой деятельности. Все батареи, обстреливающие Ленинград, были расположены на юге, против 42-й и 55-й армий».
«Вторую половину дня я посвятил вопросу обеспечения фронта боеприпасами. Положение здесь было далеко не радостное. Подвоз боеприпасов не производился. Весь транспорт был занят доставкой продовольствия, ибо город и войска голодали. Но что делать? Ведь, если враг начнет наступление, боеприпасов хватит в лучшем случае на один день боя. Промышленные мощности оборонных заводов в результате эвакуации уменьшились почти наполовину».
«Беспокоили большие потери артиллеристов. Так, просматривая оперативную сводку за 2 января //1942г., обратил внимание, что на фронте за сутки было убито и ранено 127 артиллеристов».
«С командующими ВВС мне пришлось взаимодействовать всю войну. Они проклинали меня тогда за привлечение авиации к контрбатарейной борьбе. Очень много бомбардировщиков и штурманов погибло, выполняя эту задачу».
«С июня 1942г. начала проводиться операция по захвату Урицка, Старо-Паново, Усть-Тосно. Территориальных успехов мы не добились, но осаждавших нас фашистов все время держали в напряжении и наносили им большие потери».
//при подготовке к прорыву блокады// «Артиллеристам нужно было думать и о том, чтобы при артподготовке не разбить лед, особенно у левого берега, вдоль которого шла первая немецкая траншея. Поэтому для разрушения этой траншеи были выделены гаубичные батареи с подобранными в них орудиями и одинаковыми потерями начальных скоростей».
«Погрузка войск, техники и боеприпасов производилась с пристани Канатной фабрики в Ленинграде и с пирса Лисьего Носа, а разгрузка – в порту Ораниенбаума, находящемся в 6км от переднего края. В октябре-ноябре перевозку можно было производить только по ночам. В декабре Финский залив замерз. В небывало трудных условиях перевозка продолжалась на виду у противника. В январе 1944г. для подвоза пушек была даже использована и дальняя авиация. К назначенному сроку 2-я ударная армия была готова к наступлению».
«Замечательную работу проделала зенитная бригада армии ПВО. Ее 100 орудий вели огонь по балкам. После захвата этих балок мы воочию убедились в страшной силе бризантных снарядов 85-мм пушек. Балки были завалены сотнями вражеских трупов, разбитыми минометами и другой боевой техникой».
«От Красного Села до Кингисеппа все дороги были забиты исковерканными немецкими танками. Оккупанты при отступлении взрывали мосты, шоссе, железнодорожные пути, всячески стремясь затормозить наше наступление. Особенно трудные условия создались при штурме Гатчины, являвшейся базой снабжения всей группы армий «Север». Все мосты были неприятелем взорваны, шоссе разрушено, и не только дивизионная, но и полковая артиллерия застревала на подступах к Гатчине. Пехота нуждалась в огневой поддержке, а ее было мало. Тогда пушечный полк подполковника Патифорова и минометный полк полковника Киргетова были брошены вперед. И.А.Киргетов приказал на руках выдвинуть к Гатчине 120-мм минометы, на руках же были перенесены и мины, и в уличных боях эти полки обеспечили захват Гатчины».
«26 января 1944г. я был срочно вызван в Ленинград, где узнал, что Ставка разрешила произвести салют в Ленинграде и по этому случаю издается приказ войскам фронта и населению города. С трудом удалось собрать 324 орудия (по наличию холостых выстрелов) и очень много ракет. Салют был назначен на 27 января в 20:00час. Все население Ленинграда вышло на улицы. Грянул первый залп. Из темноты открылись Зимний дворец, Университет, Исаакиевский собор и улицы, полные народа. Ракеты иллюминировали ленинградское небо и выпускались непрерывно».
Ю.А.Пантелеев, командующий морской обороной Ленинграда:
«В Кронштадте барометром положения дел на фронте под Ленинградом служил для нас заказ на огонь флота. Поэтому еще до получения оперативных сводок мы уже знали, где фашисты особенно нажимают, пытаясь прорвать наш фронт, и где складывалось наиболее тяжелое положение. Так, с утра 7 сентября 1941г. все корабли, в том числе линкор «Октябрьская революция» и крейсер «Киров», вели интенсивный огонь по району Красное Село и южнее Петергофа. Вела огонь и ленинградская группа кораблей, а также Отряд кораблей реки Невы. Канонада стояла невероятная, все окна здания штаба не переставали звенеть весь день. Все же боезапас приходилось экономить. На следующий же день мы передали всем командным соединениям приказание расходовать снаряды строго по назначенной норме. Отныне кораблям при постановке задачи на ведение огня точно указывалась норма расхода боезапаса».
«Фашисты рвались через Ижоры к южному берегу Финского залива с целью захвата наших сильнейших батарей – Красная Горка и Серая Лошадь. Эти батареи не раз отбивали атаки белогвардейцев и интервентов в годы гражданской войны. Остались они недосягаемыми противнику и сейчас, ведя из 12-дюймовых орудий убийственный огонь по фашистским полчищам».
«К городу они подошли на расстояние 10км. Как потом мне докладывало командование кораблей, стоявших в районе Торгового порта, с их мостиков видны были танки фашистов».
«Финны были вышиблены из Белоострова частями 23-й армии при поддержке 8-й батареи береговой обороны Кронштадтской крепости, т.е. огнем десятка 6- и 10-дюймовых орудий. На этом фронте противник был надежно «втиснут» в землю по линии нашей старой государственной границы по реке Сестре и до начала нашего наступления в 1944г. не подавал, что называется, особых признаков жини».
«Противник, видимо, разобрался в обстановке и подтянул артиллерию в район Стрельна-Петергоф. Его обстрелы Морского канала стали значительно интенсивнее. Огонь фашисты открывали немедленно, как только из-за дамбы появлялся какой-либо даже самый маленький буксирчик. А дымовых завес мы уже ставить из-за льда не могли. И скорость кораблей во льду уменьшилась, интенсивность же перевозок увеличилась».
«По существу, каждый сектор обороны был хорошо укрепленным пунктом. Каждая улица была крепостью обороны, каждый завод – фортом, каждый дом – опорным пунктом. Все мосты, все крупные заводы и важные городские объекты были минированы и подготовлены к длительной обороне. Куда бы ни сунулся враг, перед ним вставала непроходимая стена железа и огня».
«Для ледового фронта, и особенно для обороны Морского канала, мы сформировали лыжный отряд и две пулеметные роты. Оригинальным тактическим решением было сформирование восьми батарей 45-мм калибра с установкой части пушек на санки. Получились подвижные «самоходные» батареи. Артиллеристы наши были в восторге. Совершенно новым формированием был отряд буеров. Сформирован был и резервный батальон в составе 4 рот с пулеметами. Это был резерв на самый тяжелый случай, пополнялся преимущественно выздоравливающими бойцами и поэтому был вообще очень слаб».
«Конечно, кроме мостов минированы были в строго секретном порядке и ряд ледяных районов замерзшей Невы. Стоило только включить рубильник, мигом в воздух взлетела бы масса льда со всеми фашистами: если бы им хотя бы и на минуту удалось встать ногами на невский лед, их трупы скрылись бы в ледяной воде».
«В морозную ночь на 22 ноября, в сильную пургу, из Ленинграда пошла в Кобону за продовольствием первая колонна в составе 60 грузовых машин. Лед трещал под машинами, он был еще для этого тонок и не превышал 14см, но дорога начала жить. Эта весть мигом облетела весь город. Теперь меня не спрашивали уже, когда мы прорвем блокаду, а больше: «Как дела на дороге, как работает дорога?»
«Сразу же вдоль дороги понеслись буера под командованием известного ленинградского спортсмена лейтенанта И.И.Сметанина. Его буера доставляли почту, топливо, вели разведку ледового поля и оказали большую помощь в охране дороги и в доставке грузов».
«На любую нашу просьбу о проведении концерта артисты, бывшие в Ленинграде, всегда охотно и немедленно отзывались. Не было такого госпиталя, аэродрома, корабля или самой отдаленной батареи, на которых не побывали бы наши ленинградские артисты. Часто под обстрелом и бомбежкой они сами доставляли на санках свой реквизит и инструменты».
«Обстрелы города продолжались каждый день с неослабевающей интенсивностью. Мы, конечно, как всегда, энергично отвечали. Фашисты тогда замолкали на 15-20 минут, видимо, с тем, чтобы жители вышли из своих убежищ, после чего огонь открывался вновь с прежней силой. И так бывало иногда в течение 18 часов».
«Уплывая в море на запад льдины «ледового фронта» неожиданно устроили нам форменный прощальный «салют». В течение дня 23 апреля взрывалось из-за подвижки льда более 250 мин армейского полевого образца, установленных саперами еще осенью, при организации сухопутной обороны на льду».
Б.В.Бычевский, начальник инженерного управления Ленинградского военного округа:
«Я получил задание послать подрывников для захоронения умерших ленинградцев, т.к. только взрывным способом можно было отрывать в мерзлом грунте гигантские братские могилы – рвы для погибших от голода жителей».
Н.Н.Воронв, начальник управления ПВО:
«Во время своего отхода с боями многие артиллерийские подразделения потеряли немало километров полевого телефонного кабеля и теперь находились в трудном положении. Приходилось некоторым батареям временно использовать вместо полевого телефонного кабеля колючую проволоку, подобранную во время отхода некоторыми предусмотрительными пушкарями».
«Во время разговора выяснилось, что строевые командиры-артиллеристы не проявляли должной заботы о стопроцентной сдаче стреляных артиллерийских гильз и не знали, что это оказывает отрицательное влияние на производство и подвоз артиллерийских боеприпасов с тыла на фронт. Дело в том, что наша промышленность в то время могла производить одну латунную многострельную гильзу на 2-3 снаряда. Стреляная гильза должна была обязательно возвращаться в тыл для перезарядки. Это разъяснение оказалось новостью для командиров. Они тут же дали обещание бережно относиться к гильзам, собирать их и отправлять в тыл».
«Обычно прекращение работы вражеских радиостанций настораживало наше командование. Это являлось достаточно надежным сигналом о подготовке противника к очередному наступлению».
«С моего согласия договорились о некотором упрощении технических требований к производству снарядов и мин, в частности решили отказаться от окраски снарядов и мин, упростить укупорку – ведь на длительное хранение их теперь рассчитывать не приходилось, да и их перевозка планировалась на небольшие расстояния, часто в пределах работы городского транспорта».
Н.Н.Кузнецов, комиссар //министр// Военно-Морского флота:
«Кронштадт и плацдарм около Ораниенбаума с фортами Красная Горка и Серая Лошадь уже стали неприступны для врага, как и сам город. Там, в Ораниенбауме, на самом передовом крае борьбы стоял крейсер «Аврора». Он не представлял серьезной боевой ценности, но нес посильную службу все годы войны. На долю отдельных кораблей выпадает долголетняя служба, даже и после того, как они потеряли первоначальные боевые качества…»
«Огромным количеством морских пушек кораблей, железнодорожных батарей и просто береговых батарей командовал старый опытный моряк-артиллерист И.И.Грен. Он участвовал в защите Петрограда еще в годы гражданской войны и геройски сражался на подступах к нему против Юденича. У Грена еще в 20-х годах, будучи курсантами, мы учились артиллерийскому делу и с тех пор искренне ценили его знания, опыт и питали большое уважение к нему как к человеку. От многолетней службы в артиллерии Иван Иванович был глуховат, и после длительных бесед с ним, накричавшись, я некоторое время еще и потом, по инерции, так же громко разговаривал и с другими».
С.И.Красновидов, командир народного ополчения:
«Моя ошибка в оценке обстановки, заключавшаяся в том, что я еще верил в наличие впереди полка каких-то наших войск, сдерживавших противника, привела к весьма печальным последствиям. Я никак не мог предполагать, что задача нашего полка заблаговременно занять подготовленные укрепления в районе Наккорово и Горелово, уже невыполнима. До самого последнего момента я не видел каких-либо отходящих с фронта подразделений. Наоборот, еще в Финском Койрово мимо меня проходили автомашины, груженые колючей проволокой и кольями, предназначенными для каких-то частей впереди».
«Чтобы подойти к нашим пулеметчикам с тыла, фашисты гнали перед собой женщин и детей».
«Для укреплений нужны были бревна, доски. Первоначально их не подвозили. Леса на участке полка не было. Единственным выходом было бы использование местных построек, но разбирать избы вначале не разрешали. Когда же мы увидели, что враг зажигательными снарядами систематически поджигает каждую ночь по избе, устраивая таким образом себе освещение, мы получили разрешение разбирать не только сараи и коровники, но и избы».
Л.К.Тюльников, штурман бомбардировщика:
«Летные данные самолета По-2 были поистине ничтожны. Тем более они уменьшались с непредусмотренной конструктором Поликарповым бомбовой нагрузкой (до 300кг)».
«На фронте по-настоящему боятся только глупой смерти. Погибать от своей ошибки, ничего еще не сделав для победы, - что может быть мучительнее этого сознания».
«Скудный блокадный лимит горючего не позволял нам всем сделать за ночь более 20, а то и 10 полетов».
«С высоты 500м хорошо видны наши и вражеские окопы с изломами многочисленных ходов сообщений. Как всегда, между окопами – обмен разноцветными пунктирами: идет перестрелка».
«Мне жаль несчастных пилотов: занятые пилотированием, они лишены возможности видеть разрывы наших бомб, но даже если они и решатся взглянуть – ничего не увидят, так как место разрыва закрывает нижняя плоскость. Штурманы же, привстав с сиденья, перевалившись через борт кабины и глядя назад в прорезь нижней плоскости, умудряются узреть их. Эти разрывы удивительно влияют на наше настроение, в зависимости от точности они способны поднять его или испортить на долгое время».
«Следующие заходы – холостые. Играть у врага на нервах – это тоже один из номеров нашей весьма обширной программы. Вместо аплодисментов – огонь малокалиберной зенитной пушки фашистов. Один за другим катятся на нас беловатые шарики и не верится, что какой-нибудь из них может вдребезги разнести целую плоскость».
«…Напряженно вглядывались в тонкие перистые облака, просвечиваемые луной. Эх, нехорошие это облака. Самолет на их фоне, как на экране, виден».
«В начале лета, с наступлением белых ночей, у нас установились «летние каникулы». Только 22 июля возобновили боевую работу. И это принесло нам такие потери, каких не было еще до сих пор ни в одну ночь. Сказался и перерыв в работе, и усиление врагом своей противовоздушной обороны».
Вот, кстати, да -- встречалось мне это и по рассказам с других фронтов тоже, причём как в нашей, так и в англо-американской литературе: немцы, похоже, были единственные такие сцыкуны. Про наших мы читали не раз, у американцев и англичан тоже были воздушные тараны, в том числе с выживанием лётчика и машины (вроде процитированного тобой -- идея-то, в принципе, простая для тогдашнего профессионала, и техника примерно одинаковая у всех); из членов Оси -- у горячих итальянских парней тоже бывало, про отморозков-японцев понятно, и только у немцев -- нет, даже когда пошли массированные налёты летающих крепостей на их города.
Ну ты сама же цитируешь: зашёл в хвост -- отрубил оперение -- вернулся на аэродром с незначительными повреждениями лопастей. Где тут грохнуться всмятку? вполне рациональный расчёт
Я лишь указываю на то, что таран это рискованный, но не гарантированно-самоубийственный приём. Но асы люфтвафеля (не в пример всем прочим лётчикам той войны) не шли даже на такой рассчитаный и умеренный риск. Не говоря об аналогах подвига Гастелло, что у американцев и англичан тоже бывало.