Привидение кошки, живущее в библиотеке
В телеграме Чадаев -
— Кстати, изгнание нас из потребительского рая религиозные деятели тоже считают благом, так как, с их точки зрения, это был вовсе не рай, а как раз наоборот.
— Идет борьба современного с настоящим. Это не синонимы, а антонимы, прямо противоположные вещи. Чем они отличаются? У настоящего есть связь с прошлым и будущим. А у современного нет ни прошлого, ни будущего. И то и другое запрещено. По разным причинам. В одном случае это кажется слишком страшным, в другом — слишком плохим. Во-вторых, современное фальшиво по определению. И в первую очередь упаковка. Тебе продают этикетку, а потом ты смотришь, что внутри. А настоящее в двух смыслах настоящее — как настоящее время и как настоящая жизнь. То есть главная претензия к современному раю состоит в том, что он весь ненастоящий. Человек жил в мире ненастоящих новостей, ненастоящих сюжетов, ненастоящей истории. Современный человек лучше знает историю мартиновского Вестероса (вымышленный континент фантастической саги Джорджа Мартина «Песнь льда и огня» — прим. ред.) или историю толкиновского Средиземья, чем историю своей страны и своего народа. Произошло переключение с настоящей истории на ненастоящую. И далее — по списку. Происходит переключение на ненастоящую еду, которая красиво выглядит, но вредная и превращает тебя в перманентного пациента. Ненастоящие вещи устроены так, чтобы они практически сразу ломались по истечении гарантийного срока. Собственность тоже ненастоящая, если иметь в виду абонентский доступ. Ты купил девайс, но на самом деле купил инструмент для доступа к сервисам. А если доступ не работает, то девайс просто кирпич и ты ничем не владеешь. Современность — это мир ненастоящий. Нас от него отключили в процессе, и это создало ту дистанцию, с которой все это можно увидеть и понять. Главное отличие гомо сапиенс от трансчеловека тоже состоит в том, что он настоящий. Потому наша война — это война за настоящее.
— А на Западе это понимают?
— Если опереться на настоящее, то мы для западного проекта представляем смертельную угрозу. Главная причина заключается в том, что 8 миллиардов человек хотят остаться людьми. Как бы ты ни рассказывал о прелестях небытия, против этого ты бессилен. Потому если мы найдем в себе силы и смелость выразить на понятном всему миру языке то, за что мы стоим, то для Запада это будет смертельно. Там, разумеется, это тоже понимают. Запад видит, что Россия может стать для него настоящим сильным врагом. И у нас для этого есть все шансы.

— Кстати, изгнание нас из потребительского рая религиозные деятели тоже считают благом, так как, с их точки зрения, это был вовсе не рай, а как раз наоборот.
— Идет борьба современного с настоящим. Это не синонимы, а антонимы, прямо противоположные вещи. Чем они отличаются? У настоящего есть связь с прошлым и будущим. А у современного нет ни прошлого, ни будущего. И то и другое запрещено. По разным причинам. В одном случае это кажется слишком страшным, в другом — слишком плохим. Во-вторых, современное фальшиво по определению. И в первую очередь упаковка. Тебе продают этикетку, а потом ты смотришь, что внутри. А настоящее в двух смыслах настоящее — как настоящее время и как настоящая жизнь. То есть главная претензия к современному раю состоит в том, что он весь ненастоящий. Человек жил в мире ненастоящих новостей, ненастоящих сюжетов, ненастоящей истории. Современный человек лучше знает историю мартиновского Вестероса (вымышленный континент фантастической саги Джорджа Мартина «Песнь льда и огня» — прим. ред.) или историю толкиновского Средиземья, чем историю своей страны и своего народа. Произошло переключение с настоящей истории на ненастоящую. И далее — по списку. Происходит переключение на ненастоящую еду, которая красиво выглядит, но вредная и превращает тебя в перманентного пациента. Ненастоящие вещи устроены так, чтобы они практически сразу ломались по истечении гарантийного срока. Собственность тоже ненастоящая, если иметь в виду абонентский доступ. Ты купил девайс, но на самом деле купил инструмент для доступа к сервисам. А если доступ не работает, то девайс просто кирпич и ты ничем не владеешь. Современность — это мир ненастоящий. Нас от него отключили в процессе, и это создало ту дистанцию, с которой все это можно увидеть и понять. Главное отличие гомо сапиенс от трансчеловека тоже состоит в том, что он настоящий. Потому наша война — это война за настоящее.
— А на Западе это понимают?
— Если опереться на настоящее, то мы для западного проекта представляем смертельную угрозу. Главная причина заключается в том, что 8 миллиардов человек хотят остаться людьми. Как бы ты ни рассказывал о прелестях небытия, против этого ты бессилен. Потому если мы найдем в себе силы и смелость выразить на понятном всему миру языке то, за что мы стоим, то для Запада это будет смертельно. Там, разумеется, это тоже понимают. Запад видит, что Россия может стать для него настоящим сильным врагом. И у нас для этого есть все шансы.

Мне не нравится использование термина "современное", потому что оно, по сути, не о том. Современное — "со временем", соответствующее времени. Это не о прошлом, настоящем и будущем, а о использовании технологий времени, в котором живешь. Современные сейчас девайсы в будущем будут прошлыми и устаревшими, но в настоящем они вполне годные.
И вообще как-то он путается. У него в одном термине "современное" — и китчевое, хайповое, и массовое, и искусство.
Например, дешевая еда — это массовое. И оно существовало и в прошлом, есть в настоящем, будет в будущем. Не очень полезную еду едят не потому что она красиво выглядит, а потому что на качественные продукты у большинства не хватает денег. Вижу здесь подмену и понятий, и проблемы. И ответственности, кстати.
Ну а Толкиен и Мартин — это вообще не о современности, а о психологии восприятия. Учебник ему в помощь.
А о том, что Толкиен и Мартин со своими мирами - Гарри Поттера еще забыл упомянуть - стали сейчас для многих более значимыми, чем история своей собственной страны - так это он абсолютно прав. К сожалению.
он использует его в конкретном контексте, а не в абстрактно философском дискурсе .
В целом песня все о той проблеме, вероятно уже онтологического характера:
противостояние мира реального с его объективно существующими проблемами и мира виртуально-потребительской масс культуры с искусственно созданной проблемной повесткой - того, что же вполне конкретно называют либеральным фашизмом.
Ну, мироздание так устроено, что как только человек начинает слишком отрываться от реальности, тут же дает ему доской по роже, устраивает нужную дозу катаклизмов, чтоб карась не дремал. Римская империя вот так же допрыгалась..
Прямо вспоминается Козьма Прутков - "а поноса вспять не нудь"...
Уже лет пять назад у меня появилось омерзительное чувство, что мир катится в тартарары, просто от наблюдения избыточно усердной имитации всего, что делалось. Что бы ни происходило - оно все делалось просто для того, чтобы изобразить, а не сделать. И они все так же продолжают. Никого не интересует осмысленный результат - главное изобразить. "У идиотов нет цели - только путь".