Привидение кошки, живущее в библиотеке
А.Мелихов. Броня из облака.
«Если ты имел счастье или несчастье специализироваться в точных науках, где все базируется на наблюдениях и логических выкладках, то понемногу ты просто перестанешь понимать, почему такой же неотразимостью не обладают социальные истины.
И почему их нельзя обсуждать спокойно, почему в вековых дискуссиях на самые что ни на есть канонические темы идеалисты и материалисты, индивидуалисты и коллективисты, модернизаторы и консерваторы, авторитаристы и либералы не просто раздражаются, но порой доходят прямо до ненависти друг к другу, до обвинений в глупости и нечестности, хотя времени убедить или опровергнуть друг друга фактами и логикой у них, казалось бы, было предостаточно. И все-таки фактов и логики им никак недостает. И никогда не достанет. Они никогда не убедят друг друга и с мест своих не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд.
Но почему? Ведь вроде бы все эти социально-политические проблемы – мера либерализма и авторитарности, новаторства и консерватизма, централизации и децентрализации, индивидуализма и коллективизма – уж по крайней мере не сложнее той же квантовой механики или популяционной генетики, - и все-таки люди примерно одного интеллектуального уровня, примерно одной культуры и даже преследующие родственные цели веками не могут прийти к согласию в самых основополагающих вопросах – в естественных и точных науках такая смута возникает лишь в относительно краткие периоды революционного обновления парадигм…
Так, может быть, дело не в сверхсложности социальных проблем, а в неутранимых изъянах нашего мышления?
читать дальше
«Если ты имел счастье или несчастье специализироваться в точных науках, где все базируется на наблюдениях и логических выкладках, то понемногу ты просто перестанешь понимать, почему такой же неотразимостью не обладают социальные истины.
И почему их нельзя обсуждать спокойно, почему в вековых дискуссиях на самые что ни на есть канонические темы идеалисты и материалисты, индивидуалисты и коллективисты, модернизаторы и консерваторы, авторитаристы и либералы не просто раздражаются, но порой доходят прямо до ненависти друг к другу, до обвинений в глупости и нечестности, хотя времени убедить или опровергнуть друг друга фактами и логикой у них, казалось бы, было предостаточно. И все-таки фактов и логики им никак недостает. И никогда не достанет. Они никогда не убедят друг друга и с мест своих не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд.
Но почему? Ведь вроде бы все эти социально-политические проблемы – мера либерализма и авторитарности, новаторства и консерватизма, централизации и децентрализации, индивидуализма и коллективизма – уж по крайней мере не сложнее той же квантовой механики или популяционной генетики, - и все-таки люди примерно одного интеллектуального уровня, примерно одной культуры и даже преследующие родственные цели веками не могут прийти к согласию в самых основополагающих вопросах – в естественных и точных науках такая смута возникает лишь в относительно краткие периоды революционного обновления парадигм…
Так, может быть, дело не в сверхсложности социальных проблем, а в неутранимых изъянах нашего мышления?
читать дальше
почему их нельзя обсуждать спокойно,
потомучто в социальных и гуманитарных науках совпадают субъект и объект познания - выдержать требование объективности гораздо сложнее, чем в естественных.
уж по крайней мере не сложнее той же квантовой механики или популяционной генетики,
нет, сложнее: понять - почему гибнет цивилизация или человек совершает самоубийство сложнее, чем понять - почему падает камень. Человек и общество - самые сложные системы.
все-таки люди примерно одного интеллектуального уровня,
У Т.В. Черниговской есть результаты исследования по понятийному мышлению среди выпускников ВУЗов - так вот: развитое понятийное мышление есть только у 20% математиков, технарей и естественников, а вот у гуманитариев хуже - всего 10%
если приглядеться, и в точных науках делают это так же, как и везде,
Ну, мы философы об этом давно знаем - экстерналистская модель развития науки исходит как раз из того, что на науку как часть общества и культуры мощно влияет внешняя среда - политические, социальные и даже экономические факторы. В период научных революций такое влияние более сильное, в период господства какой-то парадигмы - меньше, но тоже есть.
человек существо не разумное, а фантазирующее, живущее сказками, грезами, иллюзиями…Отчасти личными, но больше коллективными, без которых не способна сохранить долговечность ни одна социальная корпорация».
Заинтриговал) Вы дальше читали? Какие "грезы-иллюзии" он имеет ввиду?
нет, сложнее
Это у него тут риторический вопрос.
на науку как часть общества и культуры мощно влияет внешняя среда - политические, социальные и даже экономические факторы.
Влияет, конечно... Но лично меня как-то больше всего поразило - дошло, то есть - что все эти научные гипотезы и открытия идут совсем в обратном порядке, по сравнению с тем, как мне всегда представлялось... То есть, я наивно считала, что ученый сначала собирает и исследует факты (твердо научно доказанные, проверенные, измеренные и т.д.), а потом на основании этих фактов выстраивает теорию - новую, революционную, прорыв в науке и т.д. А оказалось, что все наоборот, и сначала у ученого появляется эта самая теория, а потом он с учетом ее начинает оглядываться вокруг и просматривать факты - находит какое-то подтверждение - и все вступает в действие. А если он не будет иметь в уме эту самую новую теорию, то просто ничего не заметит!
Какие "грезы-иллюзии" он имеет ввиду?
Да все то же самое.
У Т.В. Черниговской есть результаты исследования
Да вот, кстати, насчет Черниговской в этом плане. Я тоже люблю ее под настроение послушать, она интересно все рассказывает, харизматичный ученый, все такое. Но если много подряд слушать, то все равно заметно, что все ее тезисы укладываются ровно в одну картину мира - что ИИ угроза человечеству, к примеру.
А мне еще поразительным был один момент - вот она как-то приводила пример, подводя его к нежеланию у большинства мыслительной деятельности - что она как-то зашла в гастроном и обратила внимание, что там продавщица нарезает и выкладывает порциями что-то там. Колбасу. И она ее спросила, не надоедает ли ей резать эту колбасу каждый день, а то что-то ответила в том плане, что нормально, хорошо. И она себе сказала, что надо же, как все удивительно - вот у человека работа, что он годами изо дня в день режет колбасу, она бы свихнулась на такой работе, а женщина вон вполне всем довольна, значит, не всем людям нужна творческая интересная работа и т.д. И вот меня поразило - вот Черниговская, умнейший человек, который может на лету подхватывать любую тему и интересно по ней рассуждать - и вот в данном случае с этой злосчастной продавщицей ей даже не приходит в голову элементарная вещь - что все эти сотрудники сферы обслуживания зашуганы начальством и постоянными проверками, постоянно под угрозой вылета, и если в таких условиях посторонняя "барыня", условно говоря, вдруг пристает с какими-то глупыми вопросами, то лучше с ней не связываться вообще, может, это очередная проверка кого-нибудь, на лояльность компании, скажем, может, ее потом штрафанут за пустые разговоры на рабочем месте... так что лучше сказать ей что-нибудь вежливо-обтекаемое и пусть себе дальше идет... А Черниговская выстроила себе теорию! ну, то есть, возвращаясь к рассуждениям Мелихова - значит, она существует в такой системе грез и иллюзий, в которой нет гнобления со стороны начальства и страха остаться без работы и т.д.