А.Сальников "Петровы в гриппе и вокруг него". Современная литература... трэш, сюр, магический реализм, в общем, кто что хочет.

Сюжет: с этим трудно - и вообще, все уже знают...

В двух словах - про семью Петровых, которые болеют гриппом, про их знакомых и родственников и про окружающий их мир.
Ну вот, наконец я одолела эту книжку...

То есть, сначала я на нее долго с подозрением смотрела... И чем больше вокруг нее происходило эйфории, тем было мне подозрительнее (есть у меня такая дурная привычка - испытывать настороженность по отношению к чему-то мега-популярному

). Потом я прочитала другую книжку автора "Отдел", которая мне очень понравилась... И тут уже решила все-таки взяться и за знаменитых Петровых. Но и тут возникла закавыка - я сразу обнаружила, что читается гораздо труднее, чем "Отдел"... Почему-то вот ощущается, как такое болото, где вязнешь и не на что опереться, и тонешь с головой...

(благо, что я до того прочитала "Отдел", так что можно опираться на него!

) А потом вообще все застопорилось, потому что началось повествование от лица Петровой, а она мне как-то резко не нравилась и все такое. Книжка зависла. Ну и вот - наконец я собралась с духом, решила пробиться до финала - и так оно и пошло.

И даже мерзкая Петрова оказалась в итоге не такой мерзкой - ну, во всяком случае, более понятной... И мне эта книжка тоже понравилась - хотя и не так, как "Отдел"... (может, это еще вызвано тем, что в "Отделе" только происходило знакомство с автором, эффект новизны и все такое, а тут авторский стиль мне уже был знаком

)
читать дальшеКнижка, как уже сказано, сложная... многослойная, многозначная... с особой структурой и строением сюжета... ну - как мне показалось и сложилось впечатление - каждый здесь может сам складывать какую-то картинку и выстраивать какой-то сюжет, а автор только вывалил кучу пазлов... разнообразных, ярких и загадочных... Вот вам Петров, который рисует комиксы для собственного удовольствия, а так он автослесарь, вот вам Петрова, которая убивает мужчин, сама не знает, почему, а так она библиотекарша, вот вам Петров, который отправляется на новогоднюю елку и пляшет там с монструозной Снегурочкой - и в последнем случае лично я начисто затрудняюсь определить, где там речь идет о Петрове, где о сыне Петрова, как-то они сливаются до неразличимости, а автор специально ничего не уточняет.
И т.д. Тут можно рассматривать это все, как цикличность времени, или как некий отрезок времени вдруг закольцевался сам на себя и повторяется раз за разом, неизвестно почему... или еще что-нибудь...
Лично у меня - даже без специальных усилий с моей стороны! просто так получилось! - под влиянием ранее прочитанного "Отдела" все стало складываться следующим образом. По мне так эти книжки связаны между собой! как две половинки одного целого. То есть, их можно разъединить и рассматривать по отдельности - и там будет складываться какая-то своя картинка - но если их соединить, то они дополняют друг друга и складываются в одно. Так что все странности и непонятности "Отдела" находят свое объяснение в "Петровых в гриппе", и, соответственно, наоборот.
Так вот, к примеру, можно увидеть, что многие персонажи и там, и там повторяются. Странный знакомый Петрова Игорь - является центральным героем и рассказчиком в "Отделе", еще более странный знакомый Игоря, к которому тот его привозит на катафалке - является тем старым жутким оперативником из Отдела (забыла, как его звали, но личность незабываемая). Автослесарь Петров из "Петровых" является соответственно автослесарем (безымянным) из "Отдела" (тот самый, операция с которым была первой для Игоря), Петрова и сын Петрова из "Петровых" являются безымянными женщиной с ребенком из "Отдела"... Ну и, на основании этого, выстраивается картинка: в "Отделе" нам показывали, как некая очень секретная силовая структура занималась тем, что в каком-то странном порядке - типа получая от своего еще более секретного руководства конкретные задания - задерживала и подробно опрашивала каких-то людей, тщательно все документируя, а потом их убивала. В этом была главная загадка, которая в "Отделе" так и осталась непроясненной - автор только ограничился версиями сотрудников Отдела, которые и сами затруднялись уразуметь суть своей работы. А когда начинаешь читать "Петровых", то сразу встречаешь уже описанных персонажей - и всю семью Петровых, и Игоря со старым опером. Но ты же уже знаешь, что все Петровы мертвы! только что же прочитал подробное описание, как их всех убили. То есть, получается, что в "Петровых" Петровы вовсе не болеют гриппом, как им кажется - они попросту мертвые! Но несмотря на это они продолжают жить, как жили, бессмысленно совершая все тот же замкнутый круг действий - Петров продолжает рисовать свои комиксы, Петрова продолжает убивать каких-то мужиков, сын Петрова продолжает посещать новогодние елки... То есть, сотрудники Отдела, получается, выслеживают вот таких мертвецов, которые, несмотря на то, что они давно умерли, продолжают находиться в нашей реальности. Пытаются их вычистить из нашей реальности и отправить наконец туда, куда следует - Игорь себя провозглашает Петрову богом подземного мира мертвых!
Хотя это, конечно, шутка и сарказм.
Тогда эти странные наборы вопросов, которые непременно нужно задать "задержанным" и тщательно зафиксировать их ответы, с применением специальной аппаратуры, которая что-то там, наверно, определяет - можно объяснить тем, что параллельно с процессом устранения из нашей реальности мертвецов, кто-то пытается собрать сведения, понять, что для них характерно, как их можно определить, в таком роде. И деятельность Отдела выходит абсолютно необходимой, потому что - не позволять же мертвецам так и оставаться среди живых... к тому же, что касается конкретно Петровых, то они еще как-то влияют на нашу реальность. Как показано. Ну и остальные подобные мертвецы, видимо, тоже...
А далее - уже чисто из моего желания - у меня выстраивается линия: то, с чего начинаются "Петровы в гриппе", когда Петров едет в троллейбусе, а его останавливает Игорь на автомашине и увлекает с собой, втягивая в разные безумные действия, вплоть до похищения катафалка. Получается, что Игорь специально спустился в эту страну мертвых, куда они с Отделом все-таки отправили Петровых? В финале "Отдела", что характерно, рассказывается, как пьяный Игорь возвращается с... как бы поминок... и отрубается в сугробе... А зачем он туда спустился? - размышляю я... и заключаю с восторгом - не иначе, чтобы найти Фила!
Это же был самый топовый и жуткий момент в "Отделе", когда Фил вдруг помирает, точнее даже, сотрудникам Отдела их руководство объявляет, что он умер и его уже увезли... Но они его даже не видели мертвым... Что, если представить, что Игорь и отправился в подземный мир мертвых, чтобы там отыскать Фила? Фил реально умер и ушел туда, Игорь его хочет воскресить... или Фила каким-то образом просто скинули туда живым, тогда он хочет его спасти... И когда в финале "Петровых" упоминается про некоего исчезнувшего покойника - то среди меня наступило полное довольство и удовлетворение. Отлично, то есть, именно так я и могу это все воспринимать! 
«Старички медленно разошлись в разные стороны, спокойные и отстраненные от всего, как до спора, так и не вспомнив, при ком был самый сахар: при Брежневе или при Брежневе».
«… И спокойствие за самого себя, потому что сам Петров никаких особых амбиций не имел даже в прошлом, от чего не мог испытать разочарования в жизни никаким образом».
«Действительно, оказались в похоронной конторе и писатель, и художник. Писатель, а точнее, поэт уже бесконечно долго посещал литературную студию «Строка» где-то в библиотеке на Уралмаше.
- Это, по ходу, где у меня жена работает, - сказал Петров. – Она говорит, что так жалко всех этих людей, что там раз в неделю собираются, что хочется заколотить их в конференц-зале и сжечь библиотеку, чтобы они не мучились.
- А художник что? – спросил Игорь.
Художник, по словам водителя, был не так уж плох, но не мог рисовать ничего, кроме уральского леса, и ладно бы любого леса, нет, художник рисовал только осенние уральские пейзажи… Говорил, что тема уральской осени неисчерпаема. По основной своей специальности художник был плотник, сколачивал гробы».
«- Ну ладно, нет так нет. Мы приедем, посмотрим, может, ты еще переменишь свое мнение, а если не переменишь, то постоим на пороге, как девочки со спичками, припадем к твоему окну, продышим глазок и будем смотреть на твое счастье… Нет, меня не пугает, что второй этаж, ты меня знаешь. Пускай тебя это пугает».
«Сказанное слово может размножаться в человеческой среде как живое, по сути дела слово – это как квант света, имеет сразу несколько сущностей. Вообще интересно, ведь на квантовом уровне, грубо говоря, голова не отличается от жопы, среда, в которой мы существуем, не отличается от нас самих, воздух, который мы вдыхаем, еда, которую мы едим, становится нами, где эта граница между нами и средой? Почему мы, по сути дела, абстрактное облако элементарных частиц, можем передвигать облако элементарных частиц, которое является нами, а не можем, допустим, двигать горы таким же образом? Ведь никакой границы не существует».
«Все равно нет гарантии, что человека выбрали не потому, что у него пиарщики хорошо поработали. Получается, что выбирают не тех, кто может управлять страной, а тех, кто хочет ей управлять. А это две большие разницы».
«Даже не отягощенному медицинским образованием Петрову было видно, что Игорь, кажется, действительно считает себя античным богом подземного мира. Таких фокусов от людей вне троллейбуса Петров раньше не наблюдал».
«Они излучали энергию бесполезности, безвестности и амбиций».
«Английский Петрова знала не очень хорошо, но сомневалась, что какой-нибудь убогий английский или американский писатель обладал большим словарным запасом, чем она».
«Раньше городские жители были похожи на тараканов, потому что бежали на какие-то халтуры, спешили в какие-нибудь места, где можно было подешевле купить вещи и продукты, торопились на автобус так, будто это вообще последний автобус по этому рейсу, спешили вернуться домой, чтобы не пересечься в темном подъезде с каким-нибудь шальным наркоманом. Теперь все ходили по городу, как коты по квартире».
«… Он не мог понять, что это такое, потому что ткань пальто и рукавицы скрадывали форму ножа, а руку, которую внук пытался засунуть в карман и посмотреть, что же там такое, Петрова аккуратно отводила в сторону.
- Это у вас линейка там? – спросил внук. – А зачем?
- Я учитель математики, - сказала Петрова, - у нас так положено, линейку везде с собой таскать».
«Петрова подозревала, что создатели компании «Мотив» специально назвались так, чтобы снять с себя всякую ответственность за происходящее с подключенными к ним телефонами, типа, мотив же – это что-то такое неуловимое, игриво витающее в воздусях».
«…Ввалился Петров, трезвый, но пока еще не уверенно трезвый».
«Петров не понимал, почему вообще Сергей тратит время на литературу, в руках Сергея литература выглядела как не очень сильное, чтобы не пораниться, самобичевание перед зеркалом, как тайное переодевание в женскую одежду без выхода в свет».
«Хорошо было людям в девятнадцатом веке, им не с кем было себя ежедневно сравнивать, кроме как с Александром Македонским и Бонапартом».
«Как-то не особо было заметно, чтобы поливаемые огурцы, и помидоры, и картошка со вскопанных грядок оказывались у них на кухне, все выращенное бабушка куда-то девала, возможно, продавала и копила на похороны. По расчетам Петрова, это тогда должны были быть шикарные похороны: с гробом из горного хрусталя, восьмеркой запряженных в катафалк черных коней, тремя составами местных филармоний в качестве оркестра, а еще во время того как бабушка отправится в последний путь, над похоронной процессией должно будет пролететь звено истребителей».
«…Кофта – полосатая и с оленями одновременно. Что за бзик на оленей был в семидесятые и начале восьмидесятых, когда, вероятно, эта кофта была связана, - Петров не понимал, но предполагал, что это было такое ритуальное призывание автомобиля «Волга» в семью».
«На крыльце продолжался гендерный спор. Женщина с красной прической говорила:
- Вы меня этим своим приличным костюмом не обманете. У меня муж тоже все время в костюме».
«…И сразу ввалился в машину, сразу заполнил ее некой энергией, перед которой все веселье радиоведущих меркло, потому что энергия, которую излучал собой Игорь, была энергия неизбежности».
«- Странно это все у вас, у людей, устроено.
- А ты кто, инопланетянин, что ли? – раздраженно спросил Петров.
- Если учесть, как люди поменялись всего за пятнадцать лет после того, как Союз распался, - да. Просто пришелец из космоса. Я бы даже сказал – из осмоса, если учесть, как ко мне все просачивается».
«- И вот, когда я понимаю, что вся жизнь моя наперед расписана, как бы набросана карандашом, и только контуры осталось обвести – вот от этого тяжело».
«- Писатели у нас все список смертных грехов расширяют. Булгаков вроде трусость добавил туда. Кто-то еще – неблагодарность. Был бы я писателем, я бы туда вписал страх казаться смешным».
«Ни одна из человеческих задумок не проходит так, чтобы получилось безукоризненно. По-настоящему доброе или злое дело люди могут делать только несознательно».
«Все стремятся к некоему идеалу жизни, который пытаются достигнуть через определенные маяки, при том что жизнь бушует вокруг этих маяков, совершенно непредсказуемая и неостановимая».
Умные люди все расшифровали
Петров один, жена и сын это его субличности. Он умирает и его душа проходит всякие мытарства. А Игорь таки бог Аид, у него инициалы так складываются даже. И он помершего Петрова из своего царства мертвых отпускает за помощь его жене Персефоне-Снегурочке. И теперь Петров напишет роман! Вот этот самый.